Анализ инвенции И.С.БАХА Соль-мажор №10

Автор: Бабаян Н. Х.
Быстрая, стремительная пьеса, похожая на блестящую, сверкающую жигу, исполнять ее надо «с огнем». Возможна трактовка инвенции в токкатном плане с подчёркнутой моторностью движения. Такое исполнение несколько упростит звучание.
Может быть два варианта звукоизвлечения: первый - исполнять нон легато всей рукой, как бы «вытряхивающим» движением, второй-играть пальцем стаккато, т.е. предельно активно «схватывать» клавиши пальцами с последующим мгновенным освобождением при спокойной руке. Предпочтительнее первый вариант звукоизвлечения.

I этап
Разнообразие в произнесение мотивов можно внести штрихами-там, где восьмые следуют друг за другом по ступеням гаммы, играть легато, а там, где интервал терция или шире,- играть нон легато. Тем самым оживятся постоянные повторяющиеся ритмические фигуры.
Определение фраз и предложений не должно вызывать затруднений.В данной инвенции заключена и техническая трудность, так как темп должен быть достаточно быстрым.Поэтому, работая по принципу укрупнения контролируемых кадров, следует особенно тщательно проверить освобождение мышц сначала по каждой восьмой, затем по основной пульсации-на первую восьмую в группе.Кроме того, при проверке освобождения необходимо помнить, что рука должна освобождаться сразу на всю следующую позицию.

II этап
Без правильной координации движений эту инвенцию исполнить очень трудно. Если при разных штрихах в партии правой и левой руки все же легче добиться ощущения раздельности работы рук, то в данном варианте только заметная разница в глубине погружения в клавиатуру даст нужный эффект. Удобнее сделать опорной правую руку. В быстром темпе особенно важно не терять контроля за пульсацией, успевать заранее услышать, какие звуки попадают на счет «раз», «два» и «три»(точнее сказать, на первую, четвертую и седьмую восьмые). Там, где есть морденты, следует контролировать первый звук мордента. В основном работа на втором этапе должна проходить аналогично другим инвенциям.

III этап 
Самое трудное при исполнении данной инвенции, после изучения текста, освоения штрихов и правильного мышления в темпе (т.е.мышления по пульсации, сохраняя целостность предложений, а затем и частей)-это создать единство в движении, добиться ощущения покоя в руках и чувства направленности энергии в струны. Можно предложить такое упражнение на крышке инструмента: положить руки ладонями на крышку рояля и «вытряхивающими» движениями прохлопывать ритмический рисунок инвенции двумя руками одновременно, при этом, необходимо, чтобы руки как бы самостоятельно проделывали движения, а в сознании должно постоянно присутствовать ощущение покоя в руках. Вся энергия концентрируется в мышцах спины, именно они и дают возможность совершать большое количество движений в быстром темпе, постоянно расслабляя мышцы рук, но не теряя при этом опоры через ладони в струны.
При мысленном создании формы произведения его динамический план естественно выстраивается таким образом: первая часть-довольно ярко, вторая часть (с такта 14) начинается тише, затем постепенно с каждым предложением динамика нарастает и кульминация произведения приходится на репризу (с такта27).
Инвенцию можно исполнять без педали или педализировать очень коротко, только на сильные доли.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.