Методический доклад «Метод формирования образа-представления в работе над полифоническими произведениями на примере До-мажорной инвенции И.С.Баха»

Главная цель изучения полифонических произведений - развитие музыкального мышления учащегося. 
Полифоничность мышления - один из основных показателей мастерства музыканта. Термин «полифоническое мышление» достаточно распространен, но означает ли он только знание структуры произведения, определение тем, противосложения, приемов  полифонического развития или нечто другое?
Все перечисленные знания важны для исполнителя, их изучением занимаются на теоретических занятиях, но полифоническое мышление музыканта-исполнителя – это, прежде всего, умение слышать в своем представлении параллельное звучание двух или нескольких голосов.
Для того чтобы создать мысленный образ полифонического
произведения, необходимо развить целый комплекс слуховых и двигательных ощущений. Наиболее важные из них следующие:
  • ощущение расчлененности в произнесении каждого голоса одновременно с объединением мотивов во фразы и предложения;
  • ощущение точного совпадения голосов  по пульсации с одновременным  сохранением тембральной окраски каждого;
  • ощущение целостности произведения, проявляющееся в единстве темпо-ритмического и динамического планов, логике соотношения частей.
Известно, что И.С.Бах редко отмечал в нотах характер и темповые обозначения своих произведений. Поэтому возможны совершенно различные интерпретации сочинений Баха, одинаково ценные с художественной точки зрения. Целесообразно изучать произведения Баха по изданию «Уртекст», где авторский текст представляет в оригинале, «незамутненный» редакторскими поправками
и добавлениями, а также расшифровкой украшений и указанием штрихов. 
Ничто так не мобилизует слух и творческую инициативу, как возможность создать собственную трактовку на основе строгого композиторского письма.
Для того чтобы проникнуть в смысл баховского двухголосия, следует изучить хотя бы по одной инвенции из каждой группы.
Инвенция №1-До мажор.
Наилучшим вариантом инвенции будет энергичное и торжественное ее звучание. Такую трактовку подсказывает само строение темы. В ней – устремленность сначала к IV ступени, а затем к V, в восьмых также слышна активность.
Возможен вариант и более медленного, и более легатного исполнения. Он придает музыке большую сдержанность и суровость. В предлагаемом варианте двигательным приемом, создающим торжественное, яркое звучание, будет четкое легато с активным «забирающим» движением кончиков пальцев.
Музыку Баха характеризует строгость и ясность звучания.
Для получения необходимой звучности, должно быть ощущение, что руки как бы поддерживаются собственными мышцами снизу (как на воздушной подушке), мышцы спины (под лопатками) должны быть всегда активны.

I этап
Интонационная структура инвенции состоит из мотивов двух видов - либо это восходящее или нисходящее движение шестнадцатыми, либо мотивы из двух восьмых, движущихся попарно в одном или разных направлениях.
Различным мотивам выбираются и различные штрихи.
Например, шестнадцатые исполняются легато, а восьмые нон легато. Возможен вариант исполнения слитных мотивов из восьмых, двигающихся в одном 
направлении легато, но в таком случае легато восьмых должно быть более мягким и связным, чем легато шестнадцатых.

II этап
При объединение партий правой и левой рук следует обратить внимание на два основных момента. Первый-определение опорной руки. В данной инвенции предпочтительнее сделать опорной правую руку. Второй момент - концентрация внимания на вертикальном совпадении голосов. Начинать работу следует с пульсацией по восьмым, а затем уже переходить к контролю по четвертям.

III этап
Переход к третьему этапу должен означать свободное владение текстом произведения. На этом этапе особая роль отводится работе без инструмента, как по нотам, так и без нот. Исполняя инвенцию от начала до конца, следует помнить  начальный звук каждой части до ее окончания, а начиная новую часть - соотносить ее звучание с уже прозвучавшей  музыкой. Таким образом, обозначится динамика крупных построений. 
Например: первая часть исполняется форте, вторая начинается чуть тише первой, затем звучность нарастает, третья часть исполняется наиболее ярко по динамике. Возможно и другие варианты. Все зависит от индивидуального слышания целостной формы.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.