Коррекционная образовательная деятельность. «В поисках троллей. Буква Э» Обучение грамоте
Автор: Уханова Любовь Николаевна
Задачи: Коррекционно - образовательные:
- Познакомить детей с звуком и буквой Э, с механизмом образования звука э.
- Уточнять и закреплять правильное диафрагмальное дыхание и правильную артикуляцию гласных звуков(а, о, у, и,).
- Закрепить графический образ букв.
- Формировать грамматический строй речи, понимать и воспроизводить конструкции с предлогами(в, на, под, над).
Коррекционно - развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук; правильное речевое дыхания; мимическую мускулатуру лица, воображение, память, мышление.
- Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.
- Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
- Закреплять навыки работы с ножницами.
Воспитательные:
- Воспитывать сосредоточенность и выдержку.
- Воспитывать взаимопомощь.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, кубик эмоций, сухой бассейн, корзина с мячами, символы гласных звуков, ножницы, изображения троллей, генеалогическое дерево, подставка для игрушек троллей.
Ход занятия.
Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.
Гости дорогие, важные такие.
В зале здесь у нас сидят,
Строго так на всех глядят.
Логопед: Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? Нет? А какие?. Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц.
Дети: спокойные, улыбающиеся, внимательные, добрые, весёлые, светлые, открытые…
Логопед:
И не строго, а с улыбкой.
Очень теплой и простой,
Гости нас встречают с вами…
Чем ответим?
Дети: ДО-БРО-(ТОЙ).
Логопед: Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Подарите нашим гостям настроение. А поможет нам кубик эмоций. Один, два, три -кубик поверни, эмоцию покажи (предлагаю вам кубик эмоций).
Логопед: Ребята, как вы думаете, кто к нам сегодня хотел прийти поиграть? Правильно, семейка троллей. Но где же они? (Достаю пустую коробку из-под троллей, обращаю внимание на пустое гениалогическое дерево). Всё пусто!
Давайте, их поищем (сухой бассейн, в нём находят Розочку). Здесь только одна Розочка. Где же все остальные?
(Появляется король Хрящ)
Король Хрящ: «Ха – ха – ха! Я злой король Хрящ! Решил украсть всех ваших троллей. Если хотите с ними встретиться, вам придётся постараться и пройти все испытания, которые я приготовил!»
Выполнение артикуляционной гимнастики.
- Троллик наш – озорник
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!
- Река троллей широка,
Зубки троллей все видны –
От краёв и до десны.
- В гости к нам пришел троллёнок,
На троллёнка посмотри,
Губки хоботком тяни.
- Рот приоткроет Роза немножко,
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
- Тролли ходят в огород,
Берут лопату в руки,
Что б копать без скуки.
- Тик – так, тик – так –
Влево тик,
Вправо так.
Ходят троллики – вот так!
- Роза села на качели
Даже солнышка коснулась,
А потом назад вернулась.
- Лодочка под парусом по реке плывёт,
Король Хрящ: «Ну ладно! Это было легко! А вот с этим попробуйте справиться!» Король исчезает и появляется корзина с буквами. (На сткуле корзина с мячами, рядом на полу корзина для выкладывания мячей).
Логопед: Ой, что это за корзина? Смотрите, у нас такая же. Посмотрим, что в ней? (Дети достают звуковые символы АОИУ.И там же находят двоих троллей) Что обозначают эти символы? (ответ детей с характеристикой звука) Предлагаю поиграть с этими звуками. «Встали, выпрямили спинку и прошли все на тропинку. Руки вытянем вперёд, широко откроем рот».
Встали ровно, руки вытянули вперед, приготовились: А-А-А /разводим руки в стороны, громко поем/. Сводим руки /тихо поем а-а-а/ Повтор 2 раза.
Логопед: – Споём песенку Паровозика:
Руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произносим звук У и выпрямляем руки вперед и вниз.
«Распустились» медленно встаем, произнося гласный о-о-о, одновременно поднимая руки через стороны вверх и соединяя их в кольцо над головой.
« Закрылись цветочки» исходное положение.
«Распустились», обрадовались солнышку – радостно, с улыбкой поднимают руки высоко над головой (пальцы сжаты в кулак, указательный направлен вверх). Стоя на носочках тянемся вверх и произносят и-и-и.
- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним звуком. Послушайте. Показ и произнесение звука. Руки опущены. Произнося гласный ЭЭЭ, дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч, локти опущены, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Это – э
С открытым ртом
И большущим языком.
Приглашаю вас за столы. Произнесение звука хором, индивидуально. Какой это звук? (характеристика звука). Демонстрирую символ звука и букву.
Логопед: –Звук И любит ходить в гости к звуку А. Что получается?
Ребенок : ИА
Логопед: –Вместе произнесем «И-и-иА-а-а»
Логопед: – Кто так говорит?
Ребенок : Осёл
Логопед: – Сколько гласных звуков мы произнесли?
Ребенок: два.
Логопед: –Какой звук первый?
Ребенок: И
Логопед: –Какой звук второй?
Ребенок: А
(По аналогии делаем с АУ)
Дети произносят АУ и тут начинает звучать музыка. (выполнение физминутки, в процессе находят ещё двух троллей , у логопеда в кармане)
Король Хрящ: «Ага! И с этим справились! Вот вам ещё одно испытание! Вы на буквы посмотрите, и со звуками соотнесите!» (на экране появляются буквы, а дети должны выбрать соответствующий символ и поднять его вверх.Надо найти троллей)
Король Хрящ: «Молодцы, удальцы! Вы тайник найдите, троллей получите!»
Логопед: Посмотрите вокруг, может где то есть похожий сундук?
Король Хрящ: «Ну с этим вы точно не справитесь!» (Выплывают схемы предлогов:В, НАД, ПОД, НА.)
Логопед: Ребята мы ведь знаем, что это такое? (ответ детей: это схемы предлогов)
А как же эти схемы могут помочь? (следующий слайд со схемами предложений с предлогами) (Ответ детей:Они подскажут, где находятся тролли)
Король Хрящ: «Вижу, что вы сообразительные ребята! Осталось проверить, так ли хорошо работают ваши руки, как головы! С вашего семейного дерева я собрал все фотографии и заколдовал их. А расколдовать снимки помогут послушные ножницы»
Логопед: Пальчиковая гимнастика,
Жили-были троллики
(Указательным и большим пальцем показываем размер)
В расчудесном домике.
(Ладони сложены в виде крыши)
Папа-тролль дрова рубил,
(Ребром кисти ударяем о ладонь)
Тролль-сынок их в дом носил,
(Хватательные движения руками)
Мама-троллик суп варила,
(Кисти округлены, шарообразные движения)
Дочка-тролль его солила,
(Пальцы сложены в «щепотку»)
Троллик-бабушка вязала,
(Имитируем вязание на спицах)
Троллик-тетушка стирала,
(Потираем ладошки друг о друга)
Дед – окошко открывал,
Всех знакомых в гости звал!
(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)
вырезание и наклеивание на двусторонний скотч фото троллей.
Рефлексия
Появляются тролли.
Логопед: Ребята посмотрите, какие довольные тролли. Как вы думаете почему? (Ответ детей: прошли все испытания короля Хряща и нашли всех наших троллей.) Какое испытание было для вас самым сложным? (Ответ детей).
С каким заданием короля Хряща вы справились лучше всего? (Ответ детей).
Упражнение «Спасибо за приятное занятие».
Логопед: «Ребята, наши испытания закончились, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за успешное выполнение всех заданий короля Хряща. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо!» - таким образом, группа постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединиться последний участник, замкните круг и завершите церемонию благодарности».
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.