Преемственность в работе дошкольного, общего и дополнительного образования как основа формирования личности

Авторы: Стародубцева В.П., Кученкова С.В., Полякова В.Н. 

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна была во все времена. Понятие преемственности трактуется, как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, который имеет общие и специфические цели для каждого возрастного периода. К числу важнейших приоритетов развития образования в России относятся: сохранение преемственности и целостности образовательной среды, взаимодействие и передача опыта от воспитателя к педагогу.  

В настоящее время необходим новый взгляд  на решение актуальных проблем преемственности, при котором дошкольное образование должно   обеспечивать базисное развитие способностей ребенка во всех образовательных областях, а начальная школа, в свою очередь, используя опыт детского сада, должна способствовать его дальнейшему личностному и эстетическому становлению.

В.А.Сухомлинский писал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, сказке, игре, в собственном творчестве, красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». 

Дошкольный возраст – это желание детишек творить, изобретать, играть, всем интересоваться и выражать себя в разных видах деятельности. Поэтому, в настоящее время, в образовательном пространстве дошкольного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно повышает познавательную активность, способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности. Эстетическое развитие детей является только результатом эстетического воспитания, как правило, составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству и мышлению.

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира каждого ребенка: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Безусловно, искусство тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений, отношению к природе и всему, что нас окружает.

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Формировать личность и художественно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – это важнейший этап развития и воспитания личности, период подготовки и приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации в обществе. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность ко всему.

«Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Мы видим, что в творческой деятельности взрослых принимают участие умственная деятельность (знания, умения, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость, воля к победе и достижению конечного результата), чувства (любовь к красоте и искусству, увлечение образом и  мыслью). Все эти стороны личности мы должны воспитывать и у ребёнка для того, чтобы успешнее развивать в нем творческие навыки. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными и понятными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своём творчестве виденное ими».

В связи с этим, особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно-эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного. 

В настоящее время, в нашем детском саду функционирует 9 групп. Педагогический коллектив реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную  на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «Мозаика-Синтез», 2016г., осуществляет дополнительную образовательную деятельность по трем направлениям: физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое, социально-педагогическое образование. Вариативная часть программы включает совместную кружковую деятельность для дополнительных занятий по выбору детей.  Работа кружка проводится два раза в неделю во вторую половину дня. Кружок «Веселая аэробика» работает по программе «Са-Фи-Дансе»: Ж.Е.Фирилева, Е.Г. Сайкина, «Развитие чувство ритма и координации движений у детей дошкольного возраста». Театральный кружок «Гномики» по методике А. В. Щеткина, направлена на формирование творческих способностей ребенка, по  средствам театральной  деятельности.  

Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить  его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Дополнительное образование осуществляется  с использованием новых подходов, сочетая в себе традиции и современность, универсальное и индивидуальное, и действительно, является фактором повышения качества образовательного процесса, развития творческих способностей детишек. Воспитатели и педагоги дополнительного образования создают широкие возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов.
Ежегодно у нас в районе проводятся конкурсы по художественно-эстетическому направлению: фестиваль «Мозайка детства», конкурс творческих способностей «На крыльях слова, музыки и танца», фестиваль-конкурс «Семицветик» и т.д. Мы с радостью даем возможность каждому ребенку проявить себя и заявить о себе.

Таким образом, в области дополнительного образования, в детском саду осуществляется преемственность и интеграция   деятельности сотрудников детского сада и школы в том, что сформированные навыки в дошкольном учреждении, становятся тем фундаментом, на который в начальных классах опирается учитель. Интеграция общего и дополнительного образования детей  становится одним из важнейших условий реализации ФГОС.

Детский сад в течение многих лет тесно контактирует  с МБОУ ДО «Станция юного натуралиста», а именно в нее поступает 50% воспитанников старшей группы 6-7 лет, которые реализуют себя в кружках: «Природа и фантазии» и «Природная мастерская». А также 30% детей от 4-7 лет посещают «Головчинскую школу искусств», где детит отдают предпочтения изостудии, занимаются вокалом и хореографией. Наряду с этим, наши дошколята 3,5-7 лет посещают кружки в Центре культурного развития в нашем селе: Студия детского творчества и развития «Детвора», вокальный кружок «Фасолька», хореография «Антоновские яблочки». «Твори, развивайся, учись» именно этому принципу следуют педагоги центра культурного развития. В результате сотрудничества дошкольных групп с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера для эстетического художественного творчества.

Наше село Головчино богато народной традиционной культурой – все это пришло к нам из глубины веков. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир народного творчества. Мы воспитатели и дополнительные педагоги центра культурного развития проводим совместно мероприятия: «День защиты детей» 1 июня, «День освобождения села» 7 августа, «День матери» в ноябре, «Масленица» в феврале, «День села» в августе, позволяющие широко ознакомить детей с исконно русскими традициями нашего общества.

Дети могут продолжать понравившуюся  им деятельность и развивать  свои творческие способности к нескончаемому стремлению человека к познанию прекрасного и удивительного.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Дошкольное образование как ступень системы общего образования. Научная концепция. М., 2005
  2. Мерзлякова С. И., «Фольклор-музыка-театр» Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. М., «Владос», 1999
  3. Комарова Т. «Игра и изобразительное творчество». Д/в №4-2005
  4. Тютюнникова Т. Э. «Видеть музыку и танцевать стихи….» М., Издательство: Либроком, 2010
  5. Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного общего образования. Приказ зарегистрирован 17.10.2013

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.