Совместный проект детей, родителей и педагогов "Слава земли Муромской"

Авторы: Груздева Елена Николаевна и Колгушкина Людмила Александровна 

ЦЕЛЬ   ПРОЕКТА:

Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну – победительницу в Великой Отечественной Войне.
Развивать представления о мужестве и отваге солдат победивших фашизм.
Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны, о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Активизировать позицию родителей как активных участников педагогического процесса, для реализации задач нравственно-патриотического развития детей.

СОДЕРЖАНИЕ   СОВМЕСТНОГО    ПРОЕКТА
«СЛАВА   ЗЕМЛИ    МУРОМСКОЙ»

IВведение
IIАктуальность
IIIНовизна
IVВыявленная проблема
Целеполагание
VРеализация проекта через интеграцию образовательных областей.
VIСамостоятельная деятельность детей
VIIПерспективный план реализации проекта
VIIIОрганизация игровой деятельности
IXВзаимодействие с семьями воспитанников
XИзменение предметно - развивающей среды
XIРезультативность
XIIПерспектива
XIIIАдресная направленность

I. ВВЕДЕНИЕ
«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок начинает познавать Родину через свою семью – ближайшее его окружение. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. 
Повышение качества дошкольного образования предполагает внедрение инновационных форм взаимодействия с детьми, обуславливающих полноценное развития каждого ребёнка.
Задача педагогов – не допустить, чтобы родители оставались в роли пассивных наблюдателей, активизировать их педагогические умения, способствовать становлению партнёрских отношений семья - ДОУ.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Сотрудничество педагогов ДОУ и родителей воспитанников подчинено общим интересам и направлено на гармоничное развитие каждого ребенка.
На наш взгляд вовлечение родителей в совместную проектную деятельность позволяет активизировать позицию родителей как активных участников образовательного процесса ДОУ. Стимулирует позицию партнерства семьи и ДОУ,  подчиненную общим интересам – успешности развития детей.
II. АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Зарождая росточки любви к родному городу, очень важно помочь ребенку открыть историческое прошлое родины, рассказать о её защитниках. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начало патриотических чувств. Осмысление законов истории невозможно в столь раннем возрасте. Поэтому особое внимание необходимо обращать на подбор литературных произведений, иллюстративного материала, песенного и музыкального репертуара, способных вызвать у детей чувство сопереживания, подготовить ребенка к осознанию исторических событий. Трудно говорить о войне. Все дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны. Уходят из жизни люди, в памяти которых остались горькие утраты и радости побед. Тема войны не понятна маленькому дошкольнику.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Таким образом, полноценное решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относят отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями, наладить содержательное, эмоционально насыщенное общение между ними. Педагоги и родители сходятся в едином мнении — в необходимости помнить о тех, кто защищал наше Отечество в суровые времена, в необходимости знакомства детей с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования Дня Победы.
Дошкольной возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.От того какими глазами ребенок впервые увидит окружающее, что поразило его воображение, что извлек он из общения с взрослыми о событиях современности и историческом прошлом своей Родины, зависит становление личности гражданина.
Непосредственное участие родителей в воспитании детей в тесном взаимодействии с детским садом — одно из важнейших условий длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка, направленного на пробуждение патриотических чувств.

III. НОВИЗНА
Предлагаемый нами материал считаем инновационным, т.к. реализация совместной проектной деятельности «Слава земли Муромской» способствует становлению нравственно- патриотических качеств личности, первыми этапами которых являются любовь к своей семье и своему городу и носит системный характер. Проект создаёт для детей равные условия для самореализации посредством организации различных видов совместной и индивидуальной  деятельности, индивидуальных исследовательских мини-проектов.
Накопленный детьми опыт имеет отражение в различных видах деятельности, в которых отражаются нравственные аспекты личности каждого ребёнка и через которые он может выразить своё отношение к истории семьи, города, стране, что в свою очередь является основным условием успешности дальнейшего нравственно-патриотического развития детей.
Активизация позиции родителей как активных партнёров воспитательно-образовательного процесса позволяет соблюдать единство принципов нравственно-патриотического воспитания.

IV.  ВЫЯВЛЕННАЯ    ПРОБЛЕМА
Дети имеют ограниченные представления о празднике «День Победы», ветеранах Великой Отечественной войны.
Недостаточен интерес к истории  родного края, страны
  1. Предпосылки к выявлению проблемы:
  2. Обогатить среду развития репродукцией «Подвиг Н. Гастелло»
  3. Обогатить среду развития фотографиями памятников и обелисков города, установленных в память о Великой Отечественной Войне.
  4. Обогатить среду развития памятными медалями в ознаменование 60-й, 65-й, 70-й годовщин Победы в ВОВ.
  5. Обогатить среду развития Георгиевской ленточкой
  6. Проблемы:
Дети хотели бы носить Георгиевскую ленточку на своей одежде, но не знают зачем.
Почему ветеранов награждают медалями.
Почему люди сохраняют память о Великой Отечественной Войне
Цели выдвинутые детьми:
Узнать, кто из их родственников воевал в ВОВ
Какие подвиги совершали люди во время ВОВ
Как люди благодарят Героев ВОВ

ТЕМА ПРОЕКТА: «СЛАВА ЗЕМЛИ МУРОМСКОЙ»
Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ.
Сроки проведения:
Итоговое событие: Праздник, посвящённый «Дню Победы» с презентацией «Книги памяти» и фильма «Поклонимся  Великим тем годам». Обогащение среды развития продуктами реализации   мини-проектов
Предпосылки к определению цели детьми:
  • Обогатить среду развития репродукцией «Подвиг Н. Гастелло»
  • Обогатить среду развития фотографиями памятников и обелисков города, установленных в память о Великой Отечественной Войне.
  • Обогатить среду развития памятными медалями в ознаменование 60-й, 65-й, 70-й годовщин Победы в ВОВ.
  • Обогатить среду развития Георгиевской ленточкой
Цель  (детей):
Узнать, кто из их родственников воевал в ВОВ
Какие подвиги совершали люди во время ВОВ
Как люди благодарят Героев ВОВ

V.  ИНТЕГРАЦИЯ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ
Образовательные областиЗадачи
ВоспитательныеРазвивающиеОбучающие
Физическое развитиеВоспитывать интерес к играм, на быстроту реакции, ловкость, меткостьОбеспечение психологического благополучия и здоровья, развивать представления об активном отдыхе
Социально-
Коммуникативное развитие
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, членам семьи, пожилым людям.
Воспитывать культуру поведения.
Расширять представления об истории семьи в контексте истории родного города, страны.
Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
Формировать навыки совместной работы.
Познавательное развитиеВоспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений искусства.
Воспитать интерес к событиям, происходящим в городе, стране.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.
Развивать познавательный интерес, воображение, любознательность, творческую активность, познавательную мотивацию в свободной и совместной творческой деятельности. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального характера.
Расширять представления о родном городе, его истории, достопримечательностях.
Совершенство-
вать умение определять способ получения необходимой информации.
Формировать элементарные представления об истории города, страны.
Речевое развитиеВоспитывать культуру     речевого общения, умение слушать не перебивая, Способствовать обогащению словарного запаса детей, развивать интерес к смыслу слов.
Развивать монологическую форму речи.
Развивать интерес  к художественной литературе. 
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризо­вать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать про­стейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Художественно-
эстетическое развитие
Воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству.
Воспитывать эстетические чувства, эмоции, переживания.Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Расширять знания об искусстве, как творческой деятельности людей.
Развивать представления о скульптуре
Развивать умения передавать в художественной деятельности своё отношение к войне и миру, посредством цвета. Развивать, образные представления, формировать эстетические суждения.
Развивать творческие способности детей.
Формировать представления о скульптуре, скульптурных композициях..

VI.   САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ДЕТЕЙ
ПРОЕКТ – РАССКАЗ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МИНИ-ПРОЕКТЫ

VII.    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ   ПЛАН   РЕАЛИЗАЦИИ    ПРОЕКТА
№ п/пМероприятиеДата
проведения
Ответственные
1.Виртуальная экскурсия «Мы склонимся низко-низко у подножья обелиска»
Беседа «По улицам родного города»
27.04Родители, воспитатели, дети
2. Выставка репродукций о ВОВ.
Совместная творческая деятельность с детьми «Как тяжело, когда идет война» 
28.04Родители, воспитатели, дети
3.Прослушивание песен времён ВОВ. 
Выставка «Награды героев – победителей»
Самостоятельная творческая деятельность
«Броня крепка и танки наши быстры» 
29.04Родители, дети, воспитатели,
4.Выставка репродукций с изображением подвига Героев ВОВ: Н. Гастелло, А. Матросов, 
В. Гнаровская, М.Боровиченко
Презентация мини-проекта: "Дети - герои Великой Отечественной войны"
30.04Родители, дети, 
воспитатели
5.Выставка «Защитники Отечества»
Спортивно - физкультурное развлечение «Сильные, смелые, ловкие»
5.05Родители, воспитатели, дети
6.Презентация мини-проекта «Герои земли Муромской»
Самостоятельная творческая деятельность «Мир нужен взрослым, мир нужен детям»
6.05Родители, дети, 
воспитатели
7.Виртуальная экскурсия Город-герой «Москва»
Презентация мини – проектов
«Города – Герои», «Ковров – город воинской славы», «Города воинской славы»
7.05Родители, дети, 
воспитатели
8.Выставка наград участников ВОВ, памятных юбилейных медалей
Презентация мини – проектов «Мой прадедушка – герой»
Возложение цветов к памятнику Н. Гастелло
8.05Родители, дети, 
воспитатели
9.Виртуальная экскурсия «Праздничный парад на Красной площади Москвы»
Самостоятельная творческая деятельность детей «Салют победы»
12.05Родители, дети, 
воспитатели
10.Семейный клуб: «Память семьи – память народа»
Презентация «Книги памяти»,
фильма-памяти «Поклонимся всем павшим и живым",
фильма "Нужен мир на всей планете".
13.05Родители, дети, 
воспитатели

VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЗВАНИЕЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  1.  «Семья»
  2. «Хорошо – плохо»
  3. «Скажи наоборот»
  4. «Этикет»
  5. «Вооружённые силы России»»
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, уступать, подчиняться правилам игры. 
Развивать внимание, память, логическое мышление, образное восприятие.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕИГРЫ
  1. «Семья – дом»
  2. «Самолёт»
  3. «Автобус»
  4. «Экскурсия по Мурому»
  5. «Экскурсия в Москву»
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, уступать.
Развивать представления о человеческих взаимоотношениях, умение поддерживать беседу. Развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью, расширять и обогащать знакомый сюжет.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
  1. «Перебежки»
  2. «Пустое место»
  3. «Кто дальше прыгнет»
  4. «На ученье»
  5. «Попади в обруч»
  6. «Кто дальше бросит»
  7. Игры - эстафеты
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимовыручки.
Развивать интерес к народной игре, двигательную активность, быстроту реакции, умение играть по правилам
ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ
  1. «Дрозды»
  2.  «Угадай, чей голосок»
  3. «Мыльные пузыри»
  4. «Найди, где спрятано»
  5. «Тишина»
  6. «Кто ушёл?»
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство симпатии друг к другу, желание играть вместе.
Развивать слуховое восприятие, умение выполнять движения в соответствии с текстом 

IX. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ   С   СЕМЬЯМИ    ВОСПИТАННИКОВ
Задачи:
  • Способствовать формированию преемственности поколений в семье.
  • Активизировать позицию родителей как активных участников педагогического процесса.
  • Способствовать повышению педагогической компетентности родителей.
  • Внедрение инновационных форм взаимодействия с семьёй.
  • Установление партнёрских отношений с семьёй.

Форма взаимодействия

Круглый стол «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»

Обогащение предметно-пространственной среды развития

Самостоятельные детско - взрослые мини-проекты.

Презентация индивидуальных мини-проектов

Спортивное  развлечение «Сильные, смелые, ловкие»

Возложение цветов к памятнику Н.Гастелло

Семейный клуб: «Память людей – память народа»

X. ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ
Тема:План
Центр развитияПредметы (деятельность)
ПедагогиДети, семья
Центр
художественной
литературы
1. Художественная литература для детей о ВОВ
Рассматривание, чтение
2. Папка «Защитники Отечества»
Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность
3. Альбом «Города воинской славы»
Рассматривание, слушание
1. Альбом «Герои земли Муромской» Рассматривание, слушание
2. Альбом "Дети - герои Великой Отечественной войны",
Рассматривание, слушание
3. Альбом «Города – Герои»
Рассматривание, слушание
4. Альбом «Ковров – город воинской славы»
Рассматривание, слушание
5. Сборник стихов «День победы»
Слушание, обсуждение
6.Загадки, пословицы, поговорки о войне.Слушание, обсуждение
Центр творческой
деятельности
1. Репродукции картин о ВОВ
Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность
2.  Выставка фотографий военных лет
Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность
3.Папка «Парад Победы на Красной площади Москвы»
Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность
1.«Идёт война народная» - выставка детско-взрослых работ 
Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность
2. Выставка репродукций картин подвига Героев ВОВ
Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность
3. Выставка «Броня крепка и танки наши быстры»
Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность
Фильм "Нужен мир на всей планете"
Тема:План
Центр развитияПредметы (деятельность)
ПедагогиДети, семья
Центр
познавательного
развития
1. Папка «Мы склонимся низко, низко у подножья обелисков»
Рассматривание, обсуждение
1. Папка «Награды победителей»
Рассматривание, обсуждение
«КНИГА ПАМЯТИ»
Рассматривание, обсуждение

Фильм «Поклонимся всем павшим и живым"

XI.   РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Анализ наблюдений показал, что отмечается динамика в развитии поисково – исследовательских способностей и нравственно – патриотических качеств дошкольников: от начала к концу проекта наблюдается уменьшение числа затрудняющихся детей и увеличивается число детей не испытывающих  трудностей.

XII.    ПЕРСПЕКТИВА
В результате реализации совместного проекта детей и взрослых «Слава земли Муромской» заметна динамика развития нравственно-патриотических качеств личности детей; коммуникативно-речевого, социально-личностного развития детей, их творческих способностей. Значительно возросла активность родителей как участников педагогического процесса.
 Результатом взаимодействия педагогов, детей и родителей стали продукты совместного творчества – альбомы: «Герои земли Муромской», "Дети - герои Великой Отечественной войны", «Города – Герои», «Ковров – город воинской славы», фильмы: "Нужен мир на всей планете», «Поклонимся всем павшим и живым". Считаем, что они могут стать отправной точкой для создания в группе мини - библиотеки и видеотеки, которые будут пополняться за счет реализации дальнейших совместных проектов, а также самостоятельных творческих проектов детей. Что позволит развивать и совершенствовать дальнейшее сотрудничество педагогов с семьями воспитанников.

XIII.     АДРЕСНАЯ   НАПРАВЛЕННОСТЬ
Наш проект «Слава земли Муромской» соответствует ФГОС дошкольного образования, целям и задачам   программы «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.
Он может применяться в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов  и родителей.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.