Совместный проект детей, родителей и педагогов "Слава земли Муромской"
Авторы: Груздева Елена Николаевна и Колгушкина Людмила Александровна
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну – победительницу в Великой Отечественной Войне.
Развивать представления о мужестве и отваге солдат победивших фашизм.
Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны, о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Активизировать позицию родителей как активных участников педагогического процесса, для реализации задач нравственно-патриотического развития детей.
СОДЕРЖАНИЕ СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА
«СЛАВА ЗЕМЛИ МУРОМСКОЙ»
I | Введение |
II | Актуальность |
III | Новизна |
IV | Выявленная проблема Целеполагание |
V | Реализация проекта через интеграцию образовательных областей. |
VI | Самостоятельная деятельность детей |
VII | Перспективный план реализации проекта |
VIII | Организация игровой деятельности |
IX | Взаимодействие с семьями воспитанников |
X | Изменение предметно - развивающей среды |
XI | Результативность |
XII | Перспектива |
XIII | Адресная направленность |
I. ВВЕДЕНИЕ
«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Ребенок начинает познавать Родину через свою семью – ближайшее его окружение. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Повышение качества дошкольного образования предполагает внедрение инновационных форм взаимодействия с детьми, обуславливающих полноценное развития каждого ребёнка.
Задача педагогов – не допустить, чтобы родители оставались в роли пассивных наблюдателей, активизировать их педагогические умения, способствовать становлению партнёрских отношений семья - ДОУ.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Сотрудничество педагогов ДОУ и родителей воспитанников подчинено общим интересам и направлено на гармоничное развитие каждого ребенка.
На наш взгляд вовлечение родителей в совместную проектную деятельность позволяет активизировать позицию родителей как активных участников образовательного процесса ДОУ. Стимулирует позицию партнерства семьи и ДОУ, подчиненную общим интересам – успешности развития детей.
II. АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Зарождая росточки любви к родному городу, очень важно помочь ребенку открыть историческое прошлое родины, рассказать о её защитниках. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начало патриотических чувств. Осмысление законов истории невозможно в столь раннем возрасте. Поэтому особое внимание необходимо обращать на подбор литературных произведений, иллюстративного материала, песенного и музыкального репертуара, способных вызвать у детей чувство сопереживания, подготовить ребенка к осознанию исторических событий. Трудно говорить о войне. Все дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны. Уходят из жизни люди, в памяти которых остались горькие утраты и радости побед. Тема войны не понятна маленькому дошкольнику.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Таким образом, полноценное решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относят отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями, наладить содержательное, эмоционально насыщенное общение между ними. Педагоги и родители сходятся в едином мнении — в необходимости помнить о тех, кто защищал наше Отечество в суровые времена, в необходимости знакомства детей с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования Дня Победы.
Дошкольной возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.От того какими глазами ребенок впервые увидит окружающее, что поразило его воображение, что извлек он из общения с взрослыми о событиях современности и историческом прошлом своей Родины, зависит становление личности гражданина.
Непосредственное участие родителей в воспитании детей в тесном взаимодействии с детским садом — одно из важнейших условий длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка, направленного на пробуждение патриотических чувств.
III. НОВИЗНА
Предлагаемый нами материал считаем инновационным, т.к. реализация совместной проектной деятельности «Слава земли Муромской» способствует становлению нравственно- патриотических качеств личности, первыми этапами которых являются любовь к своей семье и своему городу и носит системный характер. Проект создаёт для детей равные условия для самореализации посредством организации различных видов совместной и индивидуальной деятельности, индивидуальных исследовательских мини-проектов.Накопленный детьми опыт имеет отражение в различных видах деятельности, в которых отражаются нравственные аспекты личности каждого ребёнка и через которые он может выразить своё отношение к истории семьи, города, стране, что в свою очередь является основным условием успешности дальнейшего нравственно-патриотического развития детей.
Активизация позиции родителей как активных партнёров воспитательно-образовательного процесса позволяет соблюдать единство принципов нравственно-патриотического воспитания.
IV. ВЫЯВЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА
Дети имеют ограниченные представления о празднике «День Победы», ветеранах Великой Отечественной войны.Недостаточен интерес к истории родного края, страны
- Предпосылки к выявлению проблемы:
- Обогатить среду развития репродукцией «Подвиг Н. Гастелло»
- Обогатить среду развития фотографиями памятников и обелисков города, установленных в память о Великой Отечественной Войне.
- Обогатить среду развития памятными медалями в ознаменование 60-й, 65-й, 70-й годовщин Победы в ВОВ.
- Обогатить среду развития Георгиевской ленточкой
- Проблемы:
Почему ветеранов награждают медалями.
Почему люди сохраняют память о Великой Отечественной Войне
Цели выдвинутые детьми:
Узнать, кто из их родственников воевал в ВОВ
Какие подвиги совершали люди во время ВОВ
Как люди благодарят Героев ВОВ
ТЕМА ПРОЕКТА: «СЛАВА ЗЕМЛИ МУРОМСКОЙ»
Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ.Сроки проведения:
Итоговое событие: Праздник, посвящённый «Дню Победы» с презентацией «Книги памяти» и фильма «Поклонимся Великим тем годам». Обогащение среды развития продуктами реализации мини-проектов
Предпосылки к определению цели детьми:
- Обогатить среду развития репродукцией «Подвиг Н. Гастелло»
- Обогатить среду развития фотографиями памятников и обелисков города, установленных в память о Великой Отечественной Войне.
- Обогатить среду развития памятными медалями в ознаменование 60-й, 65-й, 70-й годовщин Победы в ВОВ.
- Обогатить среду развития Георгиевской ленточкой
Узнать, кто из их родственников воевал в ВОВ
Какие подвиги совершали люди во время ВОВ
Как люди благодарят Героев ВОВ
V. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Образовательные области | Задачи | ||
Воспитательные | Развивающие | Обучающие | |
Физическое развитие | Воспитывать интерес к играм, на быстроту реакции, ловкость, меткость | Обеспечение психологического благополучия и здоровья, развивать представления об активном отдыхе | |
Социально- Коммуникативное развитие | Воспитывать дружеские взаимоотношения. Воспитывать уважительное отношение к окружающим, членам семьи, пожилым людям. Воспитывать культуру поведения. | Расширять представления об истории семьи в контексте истории родного города, страны. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. | Формировать навыки совместной работы. |
Познавательное развитие | Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений искусства. Воспитать интерес к событиям, происходящим в городе, стране. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине. | Развивать познавательный интерес, воображение, любознательность, творческую активность, познавательную мотивацию в свободной и совместной творческой деятельности. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального характера. Расширять представления о родном городе, его истории, достопримечательностях. | Совершенство- вать умение определять способ получения необходимой информации. Формировать элементарные представления об истории города, страны. |
Речевое развитие | Воспитывать культуру речевого общения, умение слушать не перебивая, | Способствовать обогащению словарного запаса детей, развивать интерес к смыслу слов. Развивать монологическую форму речи. Развивать интерес к художественной литературе. | Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. |
Художественно- эстетическое развитие | Воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству. Воспитывать эстетические чувства, эмоции, переживания.Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. | Расширять знания об искусстве, как творческой деятельности людей. Развивать представления о скульптуре Развивать умения передавать в художественной деятельности своё отношение к войне и миру, посредством цвета. Развивать, образные представления, формировать эстетические суждения. Развивать творческие способности детей. | Формировать представления о скульптуре, скульптурных композициях.. |
VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
ПРОЕКТ – РАССКАЗ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МИНИ-ПРОЕКТЫ
VII. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения | Ответственные |
1. | Виртуальная экскурсия «Мы склонимся низко-низко у подножья обелиска» Беседа «По улицам родного города» | 27.04 | Родители, воспитатели, дети |
2. | Выставка репродукций о ВОВ. Совместная творческая деятельность с детьми «Как тяжело, когда идет война» | 28.04 | Родители, воспитатели, дети |
3. | Прослушивание песен времён ВОВ. Выставка «Награды героев – победителей» Самостоятельная творческая деятельность «Броня крепка и танки наши быстры» | 29.04 | Родители, дети, воспитатели, |
4. | Выставка репродукций с изображением подвига Героев ВОВ: Н. Гастелло, А. Матросов, В. Гнаровская, М.Боровиченко Презентация мини-проекта: "Дети - герои Великой Отечественной войны" | 30.04 | Родители, дети, воспитатели |
5. | Выставка «Защитники Отечества» Спортивно - физкультурное развлечение «Сильные, смелые, ловкие» | 5.05 | Родители, воспитатели, дети |
6. | Презентация мини-проекта «Герои земли Муромской» Самостоятельная творческая деятельность «Мир нужен взрослым, мир нужен детям» | 6.05 | Родители, дети, воспитатели |
7. | Виртуальная экскурсия Город-герой «Москва» Презентация мини – проектов «Города – Герои», «Ковров – город воинской славы», «Города воинской славы» | 7.05 | Родители, дети, воспитатели |
8. | Выставка наград участников ВОВ, памятных юбилейных медалей Презентация мини – проектов «Мой прадедушка – герой» Возложение цветов к памятнику Н. Гастелло | 8.05 | Родители, дети, воспитатели |
9. | Виртуальная экскурсия «Праздничный парад на Красной площади Москвы» Самостоятельная творческая деятельность детей «Салют победы» | 12.05 | Родители, дети, воспитатели |
10. | Семейный клуб: «Память семьи – память народа» Презентация «Книги памяти», фильма-памяти «Поклонимся всем павшим и живым", фильма "Нужен мир на всей планете". | 13.05 | Родители, дети, воспитатели |
VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЗВАНИЕ | ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ | |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ |
| Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, уступать, подчиняться правилам игры. Развивать внимание, память, логическое мышление, образное восприятие. |
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕИГРЫ |
| Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, уступать. Развивать представления о человеческих взаимоотношениях, умение поддерживать беседу. Развивать умение выполнять действия в соответствии с ролью, расширять и обогащать знакомый сюжет. |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ |
| Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимовыручки. Развивать интерес к народной игре, двигательную активность, быстроту реакции, умение играть по правилам |
ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ |
| Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство симпатии друг к другу, желание играть вместе. Развивать слуховое восприятие, умение выполнять движения в соответствии с текстом |
IX. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Задачи:- Способствовать формированию преемственности поколений в семье.
- Активизировать позицию родителей как активных участников педагогического процесса.
- Способствовать повышению педагогической компетентности родителей.
- Внедрение инновационных форм взаимодействия с семьёй.
- Установление партнёрских отношений с семьёй.
Форма взаимодействия | |
Круглый стол «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» | |
Обогащение предметно-пространственной среды развития | |
Самостоятельные детско - взрослые мини-проекты. | |
Презентация индивидуальных мини-проектов | |
Спортивное развлечение «Сильные, смелые, ловкие» | |
Возложение цветов к памятнику Н.Гастелло | |
Семейный клуб: «Память людей – память народа» |
X. ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ
Тема: | План | |
Центр развития | Предметы (деятельность) | |
Педагоги | Дети, семья | |
Центр художественной литературы | 1. Художественная литература для детей о ВОВ Рассматривание, чтение 2. Папка «Защитники Отечества» Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность 3. Альбом «Города воинской славы» Рассматривание, слушание | 1. Альбом «Герои земли Муромской» Рассматривание, слушание 2. Альбом "Дети - герои Великой Отечественной войны", Рассматривание, слушание 3. Альбом «Города – Герои» Рассматривание, слушание 4. Альбом «Ковров – город воинской славы» Рассматривание, слушание 5. Сборник стихов «День победы» Слушание, обсуждение 6.Загадки, пословицы, поговорки о войне.Слушание, обсуждение |
Центр творческой деятельности | 1. Репродукции картин о ВОВ Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность 2. Выставка фотографий военных лет Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность 3.Папка «Парад Победы на Красной площади Москвы» Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность | 1.«Идёт война народная» - выставка детско-взрослых работ Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность 2. Выставка репродукций картин подвига Героев ВОВ Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность 3. Выставка «Броня крепка и танки наши быстры» Рассматривание, самостоятельная творческая деятельность |
Фильм "Нужен мир на всей планете" |
Тема: | План | |
Центр развития | Предметы (деятельность) | |
Педагоги | Дети, семья | |
Центр познавательного развития | 1. Папка «Мы склонимся низко, низко у подножья обелисков» Рассматривание, обсуждение | 1. Папка «Награды победителей» Рассматривание, обсуждение «КНИГА ПАМЯТИ» Рассматривание, обсуждение |
Фильм «Поклонимся всем павшим и живым" |
XI. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Анализ наблюдений показал, что отмечается динамика в развитии поисково – исследовательских способностей и нравственно – патриотических качеств дошкольников: от начала к концу проекта наблюдается уменьшение числа затрудняющихся детей и увеличивается число детей не испытывающих трудностей.XII. ПЕРСПЕКТИВА
В результате реализации совместного проекта детей и взрослых «Слава земли Муромской» заметна динамика развития нравственно-патриотических качеств личности детей; коммуникативно-речевого, социально-личностного развития детей, их творческих способностей. Значительно возросла активность родителей как участников педагогического процесса.Результатом взаимодействия педагогов, детей и родителей стали продукты совместного творчества – альбомы: «Герои земли Муромской», "Дети - герои Великой Отечественной войны", «Города – Герои», «Ковров – город воинской славы», фильмы: "Нужен мир на всей планете», «Поклонимся всем павшим и живым". Считаем, что они могут стать отправной точкой для создания в группе мини - библиотеки и видеотеки, которые будут пополняться за счет реализации дальнейших совместных проектов, а также самостоятельных творческих проектов детей. Что позволит развивать и совершенствовать дальнейшее сотрудничество педагогов с семьями воспитанников.
XIII. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Наш проект «Слава земли Муромской» соответствует ФГОС дошкольного образования, целям и задачам программы «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.Он может применяться в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов и родителей.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.