Урок – как основная форма учебного процесса. Традиции и новаторство.

Автор: Чижова Наталья Фёдоровна
Наше время -   это время информационного взрыва, влияние которого коснулись и образования.  Стремительное развитие высоких технологий, расширение информационного пространства средствами Интернета изменили наши взгляды на педагогический труд в целом и на урок в частности.
   Современный учитель должен владеть необходимыми знаниями в области ИКТ и применять их в своей деятельности. Цифровые образовательные ресурсы, Интернет-сайты образовательных учреждений, современные мультимедийные пособия – всё это стало реальностью. Интернет – это огромные возможности для подготовки к уроку и для повышения уровня самообразования учителя и ученика. 
   Как важно научить ребёнка любить, понимать и воспринимать музыку, научить осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности большие объёмы информации, а использование компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным, индивидуальным и достичь многих педагогических и воспитательных целей.
 Применение компьютера вмузыке способствует активизации самостоятельной работы учащихся,расширению кругозора, выявлению музыкально и интеллектуально одарённых ребят, помогает в подготовке к уроку.
Урок – часть педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла суть школы, являлась ее основой. Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и учащихся.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудомосвоения нового, познания огромного мира искусства, окружающего мира. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.
Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии учащегося, новый вклад в формирование его умственной, моральной, музыкальной культуры. Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния на развитие индивидуальности ребенка. Урок –современный, актуальный, действенный! Но это урок, как и сотни лет назад традиционный урок, традиционная форма взаимодействия учителя и ученика.
Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В нем находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке. И урок- это выверенная временем форма воздействия и взаимодействия учителя и ученика. Это традиция в образовании.
В своей работе «Традиция», известный американский социолог Эдвард Шилз очень верно отметил несколько моментов относительно понятия «традиция». В частности, о развитии традиции. Именно лучшее и более подходящее! Эти два ключевых слова и раскрывают основную суть понятия, т. е. урок — это лучшая форма взаимодействия учителя и ученика.
Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. Вся наша жизнь окутана традициями: к примеру, именины, церковные обряды, праздники, различные семейные торжества и т.д. В нашей профессии — это очень важное и уважаемое понятие, такое как, например, традиции исполнения известных произведений- шедевров мировой музыкальной культуры. И процесс получения образования, по сути, является традицией, а затем уже объективной потребностью, заданной жизненными реалиями. И в этой связи, очевидно, что традиция – неотъемлемый элемент любой структуры.  «…следование традиции, по сути, является реализацией различных вариаций на воспринятую от предыдущих поколений тему… Традиция не является чем-то саморепродуцирующимся и самовырабатывающимся. Только живущее, познающее, обладающее желаниями человеческое существо может воспринять ее и модифицировать. Традиция развивается потому, что тот, кто является ее носителем, стремится создать что-то лучшее, более подходящее».
«Урок – это действо, как представление на сцене»-, говорила моя преподаватель, профессор Астраханской консерватории Бескровная Галина Николаевна – ученица Зака Якова Израилевича. Ее уроки – это заполненный многочисленными учениками класс: такая концертность присутствовала, укрупненность, открытость урока, его общественность; в чем формировалась эстрадная, сценическая выдержка, владение собой на публике и сценическая культура… И другой вид урока – у нее дома вечером, в камерной обстановке, в обстановке сосредоточенного углубленного музицирования. С одной стороны, частная педагогическая ситуация, с другой концертная выявляла ценнейшие принципы ее педагогическогометода, художественного мировоззрения 
 
Однако стоит заметить, что сама по себе традиция это зарекомендовавшая себя и оправдавшая право на свое существование инновация. Любая традиция имеет тенденцию к развитию. Это развитие как раз и происходит через появление новых подходов и взглядов на тот или иной вопрос, отличных от существовавших ранее. А инновация есть принципиально новые средства, приемы, способы для решения уже существующих или вновь возникающих проблем, провоцирующие позитивные качественные изменения.
 
В образовательном пространстве, как и в остальных сферах жизни общества и государства присутствует данная конструкция: традиция – инновация и инновация — традиция. И если посмотреть в прошлое, то все известные нам педагогические традиции, концепции, были когда-то инновациями.В фортепианных классах Московской консерватории с первых дней и долгое время после ее основания прослеживаются две ведущие тенденции. Одна из них – это традиция Meisterschule, обусловившая подготовку виртуозов мирового класса, другая указывает на становление пианистов как композиторов. Композиторское поприще обьединялоприглашенных Н.Г.Рубинштейном первых профессоров музыкальных классов. В последнее десятилетие XIX века Московская консерватория выдвинула пианистов –творцов, проложивших новые пути в фортепианном искусства XX столетия. С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер,А.Б.Гондельвейзер, С.Е. Фейенберг, Р.К.Щедрин, А.А.Бабаджанян…
Наша жизнь не стоит на месте. Она меняется каждую секунду, каждый миг. То, что было важно, значимо и актуально вчера, сегодня, с учётом влияния современности, нам кажется уже не столь интересным. И это вчерашнее имеет место быть, только, если мы изменим его, трансформируем во что-то новое, подходящее для мира, в котором мы живём сейчас. К тому же, не может быть счастливого будущего без учёта опыта прошлого. По-моему, эти мысли с точностью отражают сущность современного образования, а именно: необходимость развития нового, инновационного с опорой на сложившиеся, проверенные годами традиции прошлого.
Несомненно, фундаментом для возникновения новых идей в педагогике, являются те традиции, которые представляют собой интерес в современных условиях.
 
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он всегда имеет цель и тех, кто им управляет.
Я считаю, в современной жизни, где господствует технический прогресс, когда живое общение между людьми отходит на второй план, всюду властвуют машины и механизмы, просто необходимо сохранить те традиции, которые направлены на формирование общечеловеческих ценностей и нравственных норм. Ведь невозможно воспитать всесторонне развитую личность, игнорируя, забывая такие понятия, как доброта, отзывчивость, честность, порядочность, патриотизм, любовь ко всему живому и другие. На формирование в детях таких качеств нацеливала нас ещё народная педагогика! По-моему, именно эти традиции мы должны сохранить в своей работе, опираться на них, постоянно о них помнить! Так как ни для кого не секрет как современное общество, в частности подрастающее поколение, истощено в плане нравственности и моральных принципов. И именно в наших силах возродить их, напомнить обществу о них! Естественно, современность требует от нас – педагогов новшеств в подходах и методах. Невозможно воспитывать детей сегодняшнего дня с помощью старых технологий. Они нас просто не поймут! Поэтому, в настоящее время задача педагогов стремиться жить и работать в соответствии со стремительным темпом развития общества, идти с ним в ногу. А это возможно только при условии внедрения в систему педагогического образования инноваций, которые будут способствовать их интенсивному развитию. Но, обязательным условием успешности педагогического процесса, по моему мнению, является синтез традиций прошлого и современных инноваций! Только в этом случае, мне кажется, нашей работе обеспечен успех.
В заключение хочется сказать о том, что не надо в жизни бояться перемен! Невозможно, не меняясь, прожить жизнь! К изменениям, переменам, внедрению нового призывает нас мир, окружающая действительность. И если мы хотим идти в ногу со временем, понимать настоящее, быть готовыми к будущему, то надо принимать новизну с радостью и позитивом! И, конечно, в успехе наших начинаний можно не сомневаться, если мы не будем забывать о традициях прошлого, которые будут прочным фундаментом для возведения нового!

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.