СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ШКОЛЕ

Буцких Т. Н. 

«Добрая школа – это хорошо,
Умная школа – это великолепно!
Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни».
Джон Дьюи.

Сознательная жизнь каждого человека  начинается в школе. Именно здесь  проходит детство, взросление и становление  личности  каждого. Школа важна тем, что она является мощнейшим инструментом социализации ребенкаблагодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества. За время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности. 

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизмами  социализации,    вследствие чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. 

Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления: социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой), социально педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Особое место в педагогической практике занимает социальное проектирование. Его понимают как ведущую технологию социального воспитания обучающихся образовательных учреждений,  главный педагогический смысл которой «создание условий для социальных проб личности, необходимых механизмов для участия детей и молодежи в принятии решений; создание ситуаций выбора, в которых школьник должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и социального опыта».

 Итак, социальный проект-это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

 Социальное проектирование позволяет решать задачи повышения качества образования, организации эффективной работы с детьми. Привлекая ребенка к участию в социальном проекте, педагог способствует его социализации: формированию личностной концепции и мировоззрения, поиску новых способов социального взаимодействия с миром взрослых. 

Работа над проектом – современная, творческая, воспитывающая деятельность, потенциал которой должны полнее использовать все педагоги, в том числе и дополнительного образования. В социальном проекте есть исследовательская, творческая и коммуникативная составляющая, которые благоприятно воздействуют на развитие личности ребенка. 

Исследовательская составляющая проявляется в том, что обучающиеся в проектах выступают как исследователи проблем современной жизни. Творческая составляющая  заключается в том, что они сами являются создателями и исполнителями новой, придуманной ими деятельности, и могут представить это на суд своих сверстников. Коммуникативная - в том, что в процессе реализации проектов обучающиеся организовывают свою деятельность, работают в сотрудничестве, взаимодействуют с педагогом и друг с другом, выстраивают со всеми нами деловое партнерское общение.

Цель социального проектирования в школе - привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества. С психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков делового общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их выполнение, проявляются такие качества личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, коммуникабельность.

Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

Социальный творческий проект позволяет обучающимся разного возраста не только развивать свои творческие и организаторские способности, но и дает им возможность почувствовать значимость своего труда, испытать себя в многофункциональной деятельности, взаимодействовать с большим количеством людей, по-разному относящихся к идее и форме выражения ее в проекте. Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет педагогов и детей, делает образовательный процесс в учреждении образования более открытым и результативным.

Самым первым у  нас в школе был реализован проект «Сто добрых дел – для нас не предел!». Цель этого  проекта: возрождение лучших отечественных традиций детского движения, способствующих воспитанию личности подростка, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания. 

Мы учились проектировать  вместе с детьми.  Выяснили, что в наших селах много людей пожилого возраста, на долю которых выпали тяжелые физические и моральные испытания. Ждут нашей помощи наши  ровесники, а также больные, одинокие и обиженные, и просто маленькие дети, которым необходимо протянуть руку помощи в трудных ситуациях. 

Затем мы разработали социальный проект «Создадим без суеты – в своем селе мир красоты!»  - по благоустройству и озеленению территории села и школы как   социально-культурного центра села. 

Свой проект «Возрождая храм – возродим село!» мы разрабатывали вместе с взрослыми. Цель этого проекта: объединение усилий для добрых и полезных обществу дел: возрождения Храма Спаса Нерукотворного и родного села Спасское. Участниками проекта стали отряды детской организации «Возрождение», жители нашего села и  близлежащих окрестных деревень, местная и районная администрация, различные спонсоры. 

В процессе работы происходило приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности. Через исследование подлинной истории храма идёт восстановление духовных и религиозных традиций общества, без которых невозможно решение многих социальных и нравственных проблем, возникших на современном этапе развития.

«Парк глазами детей!» - наше следующее проектное творение.  Цель: привлечь внимание взрослых к проблеме детского отдыха на территории нашего района; создать проект по восстановлению парка. Мы изучили  вопрос по данной теме и предложили   взрослым макет парка, в котором могли бы отдыхать дети и взрослые. Тема работы актуальна, так как хороший совместный отдых нужен каждому, от этого многое зависит.

Должна заметить, что все четыре проекта стали участниками конкурсов социальных проектов различного уровня. Два из них были представлены на областных «Клейменовских чтениях» в г. Тамбове - победитель и призер, а два на районном уровне – победитель и призер соответственно. 

Таким образом, мы считаем, что с помощью социального проектирования школа решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, но еще и нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны договариваться о сотрудничестве, отвечать за себя и свой коллектив. 

Работа над социальным проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности. Каждый учащийся может получить за время обучения в школе определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.


Литература: 
  1. Голованова Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». – М., 1998. 
  2. Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие / В.А. Луков. - М.: Флинта, 2010. - 240 с.
  3. Магомедова З.Ш. Педагогическое сопровождение нравственного становления личности. «Педагогическое образование и наука» - М., 2013. -№1- С. 113-117. 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.