Современные методы работы с родителями в условиях детской школы искусств

Автор: Васюкова Татьяна Анатольевна, 
преподаватель Высшей категории
РМБУ ДО «Знаменская ДШИ»
Тамбовская область

Все знают и понимают, что семья незаменима для развития любого ребенка. Семья для ребенка - это место его рождения, основная среда обитания, это его тыл и его храм. Она определяет очень многое в жизни маленького человека.
 
Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей - величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира. 

Семья обеспечивает чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. 

Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования. 

Родители для ребенка являются источником необходимого жизненного опыта. 

Дети учатся у них способам и моделям поведения. 

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. 

Семья - это школа отношений с людьми. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.

Однако, мало что меняется в самом качестве семейного воспитания. Все изменения в отношениях семьи с ребенком, в основном, связаны с ориентацией взрослых на более раннее и более сложное образование и развитие малышей. Родители стремятся дать всевозможные знания ребенку, практически с пеленок. При этом ответственность за образование ребенка родители, как правило, предпочитают возлагать на всевозможные учебные заведения. 

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что с введением в систему музыкального образования новых федеральных государственных требований уделяется наибольшее внимание развитию творческих индивидуальных особенностей детей, а, следовательно,  воспитанию одаренных и способных детей в семье. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, ценностные ориентации и установки родителей – это основные факторы в развитии личности.

Педагоги знают, что для полноценного развития ребенка должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности; с другой – требовательность и контроль. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско-родительских отношений в семье. Из различных уровней контроля и принятия ребенка складываются стили семейного воспитания.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Принимая во внимание тонкости стилей семейного воспитания назрела необходимость в современной школе искусств разработать систему работы с родителями одаренных детей.      

Существуют две крайние точки зрения: 
  • первая - «все дети являются одаренными» 
  • вторая - «одаренные дети встречаются крайне редко». 

Сторонники первой полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка путем создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, и в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Научно доказано, что львиная доля педагогов присоединяется к мнению о том, что все дети являются одаренными, необходимо лишь должное воспитание со стороны родителей и корректное отношение со стороны педагогов. 

При демократическом воспитании, возможно, развить одаренность у любого здорового ребенка. При данном стиле воспитания у ребенка отлично развиты любознательность, способность видеть противоречия там, где другим все представляется ясным и понятным.

Познавательная самостоятельность, гибкость мышления, продуктивность мышления, стремление к самоактуализации, самостоятельность.

При демократическом стиле воспитания одаренный ребенок получает  базу для развития одаренности в дальнейшем. Сформировывается Я - Концепция: Я - хороший, Мир – хороший.  У ребенка формируется доверие к миру и ощущение собственной значимости.
Для поддержки демократического стиля воспитания, родителей необходимо информировать о возрастных особенностях развития детей, особенностях высшей нервной системы. Желательно разработать для родителей буклеты с нужной информацией, а также провести семинары и беседы. 

Таким образом в семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей, воспитание детей всегда обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходить у родителей бессознательно, но как показывает практика, в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя.

Однако нашей культуре присущ и другой стиль воспитания – авторитарный. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей – командно-директивный, система требований, запретов и правил неизменна. 

В такой системе воспитания ребенок слишком большие эмоциональные силы затрачивает на то, чтобы заслужить родительскую любовь. Вполне возможно в начальной школе, да и потом ребенок будет учиться на одни отличные оценки, для того, чтобы его похвалили. 

Родители при авторитарном стиле воспитания очень тревожны,  и данная тревожность передается детям через вербальные и невербальные средства коммуникации, при таком воспитании уходит спонтанность, любознательность, гибкость и оригинальность мышления. Некоторые родители смотрят на своих одаренных детей как на средство достижения собственных притязаний или компенсации нереализованных стремлений и при этом весьма слабо представляют себе особенности детского развития. Поэтому с ними необходимо проводить определенную работу, чтобы родители научились слышать и видеть потребности своего ребенка, а главное – правильно оценивать его реальные возможности. При таком стиле воспитания одаренному ребенку сложно открыть свои мысли и чувства родителям.

Есть третий стиль воспитания – либеральный, противоположный авторитарному, который характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствует, формируется Я – Концепция: Я – хороший, Мир – плохой. 

Дети в таких отношениях очень развиты не по годам, и родители, не учитывая возрастные особенности, дают ребенку слишком много информации, перегружая его часто отводят одаренному ребенку роль «кумира семьи», что отрицательно сказывается как на самом ребенке, так и на отношениях с братьями и сестрами, если они есть. Неординарные умственные способности детей иногда вводят в заблуждение, и они, теряя чувство меры, начинают форсировать развитие этих способностей. Но таким родителям необходимо знать, что нельзя лишать ребенка игр, заменяя их занятиями музыкой, хореографией или спортом.

Как итог, ребенок при такой системе воспитания не воспринимает конструктивной критики со стороны педагогов или родителей. Получая плохую оценку в школе, он может дойти до истерики, а иногда и до невротического расстройства, так как родители часто ожидают от своих детей слишком много.   

Например, они склонны считать, что социальные способности одаренного ребенка должны быть такими же высокими, как и умственные. А на самом деле у такого ребенка, как правило, проблемы с общением в коллективе. Потому что он держит себя выше остальных ребят, считает себя самым умным. 

В основном у таких детей страдает поведение, так как они считают себя правыми в конфликтных ситуациях и несправедливо наказанными. К таким детям необходимо найти правильный педагогический подход, жесткая критика в их адрес – это не тот метод воспитания, потому что в таких случаях дети демонстрируют агрессивное поведение.

Таким образом. Получается как бы замкнутый круг: педагог ругает ребенка – ребенок ведет себя агрессивно. В данном случае и родителям и педагогу следует быть заодно, а ребенку – доносить конструктивную критику через похвалу, то есть сначала похвалить, а потом донести нужную информацию. Обычно родители также агрессивно воспринимают прямую критику своего ребенка, ведь для нее он заведомо самый лучший, поэтому следует сначала похвалить, потом указать на ошибки.

Таких родителей необходимо приглашать на занятия, привлекать к совместной работе с ребенком: мама или папа обычно с удовольствием участвуют в совместной деятельности и через непосредственное участие могут принять тот факт, что их ребенок далеко не идеальный.

Четвертый индифферентный стиль воспитания определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. 

А дети, как бы они не бунтовали, нуждаются в родителях, как в опоре. Они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Такому ребенку может относительно «заменить» родителей педагог – дать любовь, принятие и контроль. С родителями в этом случае необходимо проводить беседы о воспитании ребенка, предлагать им буклеты с информацией о возрастных особенностях ребенка.

Нужно отметить, что дети с таким воспитанием редко встречаются в современном обществе, в основном такой тип воспитания преобладает в неблагополучных семьях.

Итак, подводим итог: дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает или не получает первый социальный опыт, усваивая правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания. Поэтому педагогам, работающим с одаренными и способными детьми в современной школе искусств, обязательно необходимо учитывать стиль поведения детей и родителей, потому что только так можно добиться высоких результатов.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.