Методическое сообщение на тему: «Страх сцены и методы его преодоления у музыканта-исполнителя»

Автор: Латвис Оксана Сергеевна

Введение.
Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Дети сталкиваемся с ней еще в младших классах обучения, но многие учащиеся не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершения этапов своей учебы. Психологические подходы к ее решению не достаточно разработаны и систематизированы. Чтобы исключить сценические срывы и снизить тревожность, необходимо начинать сценическое воспитание будущего музыканта с самых первых дней обучения.
           В процессе профессионально-исполнительской деятельности юным музыкантам приходится испытывать перед ответственным выступлением состояние значительного нервно-психического напряжения, которое в ряде случаев приводит к снижению качества исполняемого произведения. Нередко это состояние охватывает исполнителя ещё задолго до выступления. Нарушается сон, появляются признаки душевного расстройства и не уверенности в успехе.
           Эмоциональное волнение - это особое эмоционально - психическое состояние, которое наблюдается у каждого исполнителя, не зависимо от возраста.   Оно возникает в связи   его выходом  на сцену для  выступления перед зрителями  или перед экзаменационной комиссией и при этом не
зависит от его желания. Состояние эмоционального волнения исполнителя может возникнуть задолго до начала концерта или перед выходом на сцену, но оно должно быть обязательно.
            Состояние эмоциональной напряженности перед концертом или конкурсом испытывают практически все исполнители. Это волнение закономерно и в определённых рамках даже полезно, поскольку оно помогает мобилизации сил и внимания, содействует лучшей подготовке к выступлению. Однако у многих юных музыкантов оно бывает так велико, что приводит к чрезмерному угнетённому состоянию и больших технических потерях на выступлении.
           Таким образом, волнение и напряжённость в профессиональной деятельности музыканта исполнителя могут создать ряд отрицательных явлений, вызвать у него плохое самочувствие перед ответственным выступлением, снизить его качество, а в отдельных случаях поставить выступление на грань срыва.

Откуда берётся страх сцены.
          Выход исполнителя на сцену - это публичный показ проделанной работы, за которую он несет ответственность перед слушателями, перед автором произведения, перед самим собой и наконец, перед педагогом.
                Самоконтроль, как правило, у детей не развит, они не знают какими внутренними приемами можно несколько успокоить себя, как вести себя на сцене. Это может стать причиной  волнения. Боязнь получить низкую оценку со стороны комиссии также является причиной волнения.  
                 А главной болезнью среди неопытных музыкантов является выпадение текста, провалы в памяти, от которых не застрахованы даже опытные мастера. Как писал  выдающийся исполнитель и педагог Л. Коган «Исполнитель волнуется от того, что боится забыть, а забывает от того, что волнуется».   
            Память нужно постоянно развивать и укреплять. Особенно нужно опасаться «механической» памяти. Зачастую бывает так, что материал выучивается только пальцами. Естественно в волнительной ситуации такой метод дает сбой, вплоть до провалов памяти. Отличный способ избежать этого – научиться играть с разных мест, играть фрагментами, заниматься без нот. Полезно закрыв глаза, последовательно представить себе нотный текст произведения. Включая динамику, штрихи, и т.д., то можно считать, что текст закреплен в памяти, а не только в пальцах. Показательно, что места, которые плохо выучены, представляются в этом случае черным пятном.
                   Известный педагог и композитор С. Майкапар считал причиной волнения непродуктивные домашние занятия, что вызывает ощущение неуверенности и тревоги.  
               Польский пианист Игницы Падеревский говорил, ужасное внутреннее волнение связанные со всем и вся – публикой, фортепиано, обстановкой, памятью, - это не что иное, как нечистая совесть…. Страх это только чувство ненадежности, и может быть ненадежности только одного отрывка или одной фразы.
             Боязнь не только оценки слушателя, сколько недоученной пьесы. Недоученный текст, пассаж – да и что угодно. Любая мелочь способна повлиять на степень волнения исполнителя. По мнению Н. А. Римского-Корсакова, волнение  обратно пропорционально степени подготовленности программы. Для преодоления этой причины, и педагог, и сам ученик должны быть уверены, что программа полностью готова. 
             Еще одна причина волнения может коренится в неправильной подобранной программе для выступления. Для публичного выступления следует отбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика. Использовать его сильные стороны. Слабые стороны обязательно обнаружатся на сцене!
             Обычно преподаватели и сами ученики большую часть времени тратят на подготовку технического аппарата, создание музыкального образа, характера и других важных элементов концертного выступления. Но меньше внимания обращают на психологическую подготовку к выступлению на сцене.  Особенности того или иного сценического состояния объясняются не столько  свойствами нервной системы, сколько интеллектуально творческими качествами личности. 
            Каждый исполнитель по - своему испытывает психологическое состояние перед выходом на сцену. Кто - то  очень боится ошибиться, забыть текст, а кто - то  хочет поскорее уйти домой, потому, что ему все надоело, кто - то смущен обстановкой зала. Но все - таки большинство с радостью ждут общения с публикой. Это в большей степени относится к учащимся младших классов. 
            Мастерство, конечно достигается годами напряженного непрерывного труда, но умение слушать и слышать свое исполнение и своевременно корректировать художественно-звуковую и техническую стороны игры -способность, нуждающаяся в развитии с первых шагов обучения.            
                  Чаще всего ученик, находясь на сцене,   сосредоточен не на исполнении произведения, а на том, как он выглядит, ведь все смотрят на него. Часто волнение сопровождается мыслями типа: «Что обо мне скажут другие?», «Как я сыграю?», «Каковы будут оценки моей игры?» и т.д., и т.п. Это состояние как раз и отвлекает его от того на что должно быть направлено все его внимание, от исполнения произведения. 
 
Что происходит у нас в нервной системе.
             Что же происходит в нашем организме за секунду до объявления нашего номера и за минуту до выхода на сцену? А происходит вот что. В голове с неимоверной скоростью пролетают негативные мысли: «Ой, какой кошмар», «А вдруг я забуду текст и опозорюсь при всех?», «А вдруг мне поставят двойку?» и т.п. Каждая такая мысль о негативном исходе запускает работу промежуточного мозга – гипофиза, который в свою очередь активизирует наши надпочечники. Далее надпочечники выбрасывают в кровь известный всем гормон адреналин, который резко повышает артериальное давление. Сердце начинает колотиться, зрачки расширяются, по спине пробегает пот. Получается, что ребёнок сам себя накручивает, запуская механизм биохимической реакции в организме. Напряжённость – это эмоциональное состояние, которое характеризуется временным понижением устойчивости ряда психических и двигательных функций человека. Оно характеризуется рядом признаков: напряженной мимикой, скованностью мышц, дрожанием и пр. Нарушается кровоснабжение, что вызывает головную боль, ощущение слабости и т.п. Если мышцы остаются напряжёнными в течение длительного времени, в них возникает утомление. В этом случае у исполнителя может появиться чувство усталости, сонливости, вялости.
            Наконец, весьма неприятным состоянием возникшем при перенапряжении является поверхностное и учащённое дыхание. При  таком дыхании организм не получает достаточного количества кислорода и не освобождается полностью от использованного воздуха, что может вызывать головокружение, тошноту, головные боли и учащённое сердцебиение. Эти обстоятельства обычно ведут к ещё более нервному расстройству. 
 Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика. Сценическое волнение на всех действует по-разному.  Чтобы успешно воздействовать на то или иное эмоциональное состояние, музыканту необходимо его осознать, дать ему название, оценить. Какие существуют психологические типы:
Исполнители-флегматики с сильной инертной системой нервной деятельности чаще впадают в состояние «творческой апатии». Инертный человек проявляет леность, вместо того, чтобы приступить к важному делу, зачастую переключает внимание на дела посторонние (в данный момент не актуальные).   У инертного человека много времени уходит на то, чтобы «раскачать» себя, привести себя в рабочее состояние и приступить к делу 
Исполнители-холерики, имеющие сильный неуравновешенный тип нервной системы артистичны, стремятся играть ярко и выразительно. Тяжело переживают неудачи.  Они чаще других испытывают сценическое состояние, напоминающее «предстартовую лихорадку». Ко всему новому холерик привыкает легко и быстро, но устойчивые навыки формируются у него долго и с большим трудом.
Исполнители-сангвиники. Неудачи переносят относительно легко, быстро адаптируются к непривычным условиям работы, полны творческих сил, охотно выступают, но им быстро приедается музыкальное сочинение, даже то, которое сами выбрали. Легко управляют своей работоспособностью, которая обычно очень высокая не зависимо от внешних и внутренних причин. Привычки у него образуются быстро и легко, а сформированные навыки закрепляются и долго сохраняются.
Исполнители-меланхолики со слабым типом нервной системы сильнее других  страдают от нездоровых форм сценического волнения. Неудачи переживают чрезвычайно болезненно. Умственные способности меланхолика обычно столь же хорошие, сколь и неустойчивые. Он с одинаковой легкостью и быстротой схватывает материал и забывает его. 
Методы борьбы с волнением.
           Детям свойственно конкретно-чувственное восприятие мира. Их жизнь состоит из ряда событий. Ребёнок получает знания и навыки игры на инструменте, воспринимая обучение как процесс, состоящий из музыкальных событий, т. е. публичное выступление ученика это неотъемлемая часть учебного процесса и  выход на сцену для него - это событие. Концерт для обучающегося является событием, на котором ему предоставляется возможность проявить себя,  услышать похвалу и аплодисменты, продемонстрировать свои успехи.
           Как счастлив ребёнок, когда первая пьеска, которую он исполнил, понравилась взрослым! Это не должно быть не замеченным родителями и педагогом. Необходимо заметить успех выступления, закрепить и развивать положительное чувство удовольствия - приносить людям радость общения посредством исполнения произведений на музыкальном инструменте.
           Как уже отмечалось, состояние эмоционального возбуждения музыканта, которое он испытывает перед концертом, играет положительную, мобилизующую на успешное выполнение, роль. Но при условии, если оно подконтрольно его воле и не граничит с перевозбуждением.
           При нарастании возбуждения и появлении излишнего волнения необходимы предупредительные меры.
           Как же бороться с концертным волнением? Как готовить юного музыканта к выступлению? Воспитание артистических качеств, требует от педагога тонкого, индивидуального подхода к ученику. В подготовке к выступлению нужно устранить все, что мешает, что может вызвать нервозность. У ученика не должно возникать сомнений в полном успехе. Предстоящего выступления надо ждать как праздник, а не как страшного суда. 
            Особую роль играет регулярность выступлений. Обязательно нужно увеличить их число. Если музыкант играет сложную программу (как технически, так и художественно), или долго не выступал, - следует предварительно обыграть в более комфортной обстановке. 
           В исполнительском процессе, как и в любой деятельности человека, активная роль принадлежит сознанию. Профессор Б. Диков писал: «Играющий на любом инструменте должен координировать действия целого ряда компонентов: зрения, слуха, памяти, двигательного чувства, музыкально-эстетических представлений, волевых усилий и так далее».
           Еще один из методов преодоления боязни сцены - метод самовнушения. Педагогу нужно внушить уверенность ученику в своих силах.
Сценическая установка «У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа, ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой. Ученику следует повторять себе: Я с нетерпением жду концерта. Я контролирую и слушаю свою игру на сцене. Я забываю о страхе и все мысли направляю на осмысленное исполнение музыки. Я эмоционально устойчив и верю в себя.                                                             Самовнушение полезно связывать с картиной предстоящего успеха, считая ее заслуженной и справедливой наградой за хорошо сделанную работу. Уверенность, что произведение хорошо выучено, спасет от многих негативных форм эстрадного волнения, но требуется  не малый опыт, чтобы научиться быстро запоминать нотный текст.
           Любое выступление – это напряженная работа преподавателя, ученика и его родителей. Всякая работа над музыкальным произведением, которая велась учеником в классе и дома проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления. Для начала это могут быть выступления перед родными, потом перед воспитанниками детских садов и школ. Чем больше ученик выступает перед публикой, тем меньше будет стресс и волнение на самом экзамене.
           К ощущению концертности исполнения нужно стремиться с первых же уроков, с самого начала работы над музыкальным произведением. И здесь важен   правильный  подбор репертуара. Для концерта выбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика. Лучше исполнять не сложные произведения хорошо, чем посредственно играть трудные. Работа должна вестись с первых же классов по формированию сценической устойчивости. Существует точка зрения, что, учащиеся, часто и успешно выступающие в детские годы обладают большей психологической устойчивостью. Для того чтобы удачно выступить на экзамене, зачете или конкурсе, необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Состояние готовности или установка на успех имеет важное  значение. Установка – готовность организма к совершению определенного действия то есть быть готовым к выходу на сцену с чувством уверенности, верой в удачу. С. Рихтер говорил «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь все - не только зрителей, зал, но и самого себя».                  
           Ещё один способ борьбы с волнением на сцене - выявление потенциальных ошибок: 
1. С закрытыми глазами сыграть в умеренном темпе программу до конца.   Дыхание ровное, отсутствие мышечных зажимов.
2. Игра с помехами, с отвлечениями. С  включенным телевизором, например - для концентрации внимания.
3. Перспективное мышление: важно не останавливаться, если случиться промах во время выступления нельзя ничего поправлять.
          Исполнитель должен игнорировать любой промах, допущенный при исполнении. Иначе, разволновавшись из - за фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Что - то может быть исполнено хорошо, что - то хуже.
          Профессор В. Кастельский  сказал: «Способность самососредоточенности,  как наиболее эффективного метода борьбы со сценическим волнением, нужно развивать в процессе предконцертной подготовки учащихся». Большую пользу приносит работа с видеокамерой, которая как бы выполняет функцию зала с публикой, заставляет сосредоточиться на качестве исполнения.   Отснятый  материал обязательно анализируется, устраняются недостатки и вновь  следует исполнение с максимальной мобилизацией. Этот прием   используется в  практике. После тщательной  работы с  записью играть становится легче и для себя, и  для слушателя, и на сцене. Осознание того, что произведение записывают, заставляет сконцентрироваться на произведении и повышает самоконтроль. 
           Распространенная боязнь начинающих - забыть нотный текст. Здесь рекомендуется методика польского пианиста И.Гофмана, которая заключается в мысленном беззвучном проигрывании сочинения по нотам, а затем и без них.  Руки,  пальцы, корпус совершают игровые движения, а музыка звучит в слуховых представлениях. При этом слуховые, двигательные и мышечные ощущения работают вместе. Если удаётся «сыграть» произведение целиком, боязнь забыть текст  уходит, появляется уверенность.
           Рациональны занятия перед выступлением в различной обстановке.  Это способствует развитию быстрой адаптации и уверенности.  Периодически занимаемся в разных  аудиториях школы.
           Задача преподавателя помочь овладеть этими приемами и научить юного музыканта контролировать свое состояние, помочь себе в трудную минуту. 

Игровые методы снятия напряжения.
           В основе профилактической работы лежит метод саморегуляции.  На уроках помогают следующие упражнения:   
  Игра «Надуй шарик». Чтобы снять волнение перед выступлением  или усталость на уроке, можно сделать простую   дыхательную гимнастику. Ребенку нужно представить себе «цвет шарика». Если детей  несколько, то можно вспомнить о цветах радуги. Мысленно «шарик надувается»   медленно, через нос, как насосом.   Руки положить  на живот, чтобы почувствовать, как он «надувается». А затем медленно, можно со счетом глубоко вдохнуть («надуть шарик, который находится внутри»).  При этом представить, как меняется  вид и цвет шарика, задержать дыхание, а  затем медленно выдыхать воздух со звуком «Ш-ш-ш-ш». Повторить  2-3 раза. Обсудить, какие появились ощущения. После упражнения нужно представить темп, характер  произведения,   глубоко вздохнуть и можно выходить на сцену.
 Упражнение «Погружение». Нужно представить, что ты нырнул в воду. Находясь в воде, подумать о чем-нибудь еще? (Например, о сладком мороженом…). Задача заключается в том, чтобы научиться, точно так же погружаться в исполняемое произведение, контролировать каждый звук. Все мысли должны быть направлены только на качество исполнения. Не позволять, себе думать ни о чем другом. К каждому звуку нужно относиться так, словно ты несешь чашу с водой и стараешься, не проронив ни капли, донести эту воду людям, которые в ней очень нуждаются. 
Упражнение «Прислушайся к себе». В процессе работы над музыкальным произведением, при  создании музыкального образа, нам часто приходится фантазировать. В течение 30 секунд нужно представить, что вокруг вас абсолютно никого нет и полностью сосредоточиться на своих ощущениях. Прислушайтесь к своему дыханию, к тому, как бьется ваше сердце, какое у вас настроение, при этом необходимо закрыть глаза. Как только вы почувствуете, что полностью справились с заданием, не открывая глаз, нужно поднять руку. Теперь откройте глаза. Запомните ваши ощущения. Если возникли трудности, значит нужно потренироваться. Выполнив упражнение несколько раз, вы обязательно научитесь хорошо чувствовать свое внутреннее состояние.
           Н.Тараканова в своей работе «Развитие мотивации у юных музыкантов» советует использовать психологический метод преумножения метод «метафоры». Метод преумножения - пробуждения скрытых возможностей юных музыкантов через осознание творческого подъема. Примеры:        
1. Представить восхождение на гору - метафора символизирует пути вверх, преодоление трудностей, прохождение пути небольшими отрезками от точки до точки.                                           
2. Ребенок зажат во время игры. Использовать символ реки. Спокойное внутреннее созерцание воды помогает успокоить и выразить эмоциональное состояние. 
3. Приём страховки от ошибок.
 Как бы ни было хорошо выучено произведение, в нем может оказаться невыявленная  ошибка. Для обнаружения возможных ошибок можно рекомендовать несколько приёмов:
    - в медленном (среднем) темпе  сыграть произведение с завязанными глазами.
    - игра с помехами (радио, разговор)
    - в момент исполнения педагог восклицает любое слово,  при этом ученик не должен реагировать на отвлекающие факторы.
    - после прыжков, приседаний (20-30) сыграть программу. Учащенное состояние пульса похоже на состояние в момент выхода на сцену. 
Выявленные  ошибки  устраняются проигрыванием в медленном темпе. 
            Перед выступлением можно покопаться в своей памяти и вспомнить самое удачное выступление, как ребёнок гордился собой и принимал похвалы от педагога. Необходимо настроиться, что предстоящее выступление так же принесёт вам успех.
            Ещё один интересный приём называется перевоплощение. Пусть ребёнок возьмёт в руки любую вещь и мысленно попросите её быть своим страхом. Потом отложит предмет или даже бросит его перед выходом на сцену. 
 
Как побороть страх зрителей.
            Как правило, маленькие дети любят выступать. Но как только  они  начинают осознавать, что  их действия на сцене могут быть оценены другими людьми, сидящими в зрительном зале, у многих детей возникает психологический дискомфорт, а зрительный зал постепенно превращается для них в источник стресса.
           С. Рихтер говорил «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь все - не только зрителей, зал, но и самого себя».
           Помогает побороть страх публики игра перед  воображаемой аудиторией. На уроке педагог может сказать ученику: «Представ, что ты играешь на публике. Войди в это состояние, твоя главная задача сосредоточиться на исполнении. Никто и ничто не должно тебя отвлекать.  
           Очень полезно занимаясь дома силой воображения представить себя на сцене заполненного зрителями концертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности и в этом психологическом состоянии исполнить всю программу. Такую репетицию следует проводить тогда, когда произведение выучено, и ни в коем случае не анализировать своё самочувствие во время игры. Всё внимание должно быть сосредоточено на создании художественного образа произведения. 
И ещё один совет от психологов: Выступая перед публикой, представляйте сидящих в зале милыми пушистыми зверьками. Чем чётче вы себе представите людей в виде пушистиков, тем добродушнее вы на них настроитесь. Зрители почувствуют ваш настрой (так как между выступающим и публикой всегда образуется невидимая двухсторонняя связь) и тоже будет относиться к вам благодушно.
          
Что делать непосредственно перед выходом на сцену.
           Накануне вечером чуть раньше лечь спать, хорошо выспаться и лучше заняться своими делами, погулять, отдохнуть. Много заниматься в этот день не стоит. Играть следует в сдержанном темпе, и в средней звучности, не выкладываясь. Беречь силы и эмоции. Не играть произведение целиком, оставить это до выступления. Полезно посмотреть играемое произведение  по нотам. Произведение не только представляется яснее, но и приобретает целостность и единство формы.
           Незадолго до выхода на сцену педагогу надо прекратить все замечания. 
           Перед выходом на сцену нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Сердцебиение приходит в норму и ученик будет чувствовать себя гораздо спокойнее.
           Съесть немного сахара или кусочек шоколада. Сладкое уменьшает ощущение «ватных ног», «дрожание рук». Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который при стрессе испытывает спазмы. Это приводит к восстановлению большого и малого кругов кровообращения, а также к нормальному питанию мозга, благодаря чему компенсируется сахар, выброшенный при волнении в кровь. 
           Необходимо избавиться от любого дискомфорта (согреться, сходить в туалет, вытереть пот и т.д.). Обязательно нужно освободиться: расслабиться (расслабить тело и лицо), опустить плечи, затем выпрямить осанку. До этого нужно было проверить, всё ли в порядке с концертным костюмом и причёской.
           Учащимся следует напоминать, что исполнять пьесы надо с личным позитивным отношением, с радостью дарить моменты своего исполнительского мастерства публике, так как не все могут так научиться владеть инструментом. Необходимо гордиться своими достижениями в стремлении к обучению игре на инструменте.
 
И вот вы на сцене.
            Когда вас объявят – нужно зажечь улыбку и взгляд! Теперь осмотритесь - нет ли каких-то препятствий (ступеньки, порог) и легко и непринуждённо выходите к своей публике! 
            Если зрительный контакт с публикой добавляет ребёнку волнения, нужно смотреть на свет софитов или стену до тех пор, пока не справится со страхом. Нужно представить, что все зрители – ваши близкие друзья. Они тепло встретят вас, поддержат и будут громко аплодировать.
            Полное сосредоточенное  внимание на самом произведении, непрерывная концентрация внимания на развитии художественного образа, увлеченность, поможет сохранить самообладание на сцене.    «Прежде, чем ваши пальцы коснуться клавиш, вы должны начать мысленно пьесу, определить в уме темп, характер, туше, звуки первых нот до игры» - советовал А.Рубинштейн - великий музыкант.
 
Мнение психологов.
           По мнению психологов, детская психика направлена, прежде всего, на выражение положительных эмоций, что является серьёзной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственного исполнения на инструменте и от общения со слушателем. 
           Для возможности влияния на психологическое состояние юного исполнителя педагогу необходимо знать особенности предконцертного, концертного и послеконцертного состояния  психики. Выделяются  4 фазы этого состояния:
 1-фаза - Предконцертное состояние.
Наступает с момента известия о дате выступления и по мере приближения её и всё больше будоражит исполнителя.
2-фаза – Предстартовая лихорадка.
Возбуждение, суетливость, тревожность (холерики) и апатия, заторможенность (флегматики). Преодолеть это состояние трудно, но возможно, если с помощью педагога и собственного усилия переключить внимание на продумывание плана исполнения: темп, динамика характер.
3-фаза - Кульминационная - само выступление.
Здесь вновь окажет помощь переключение внимания исполнителя, вначале на внешние атрибуты: выход, расположение стула, наличие «своей» подставки. Озабоченность выполнением этих действий помогает создать деловой настрой, отвлечь от тревоги.
Далее выход, поклон, настройка, продумывание плана исполнения, пропевание в уме начала произведения (для выбора темпа).
4-фаза—Послеконцертное  состояние.
 Переизбыток эмоций не может прекратиться мгновенно. Это или радостный подъем или недовольство собой. Здесь важна поддержка педагога. Для формирования дальнейшего положительного восприятия концертных выступлений оценка необходима, но она должна быть объективной, тактичной, гибкой, поощряющей.  Важно закрепить чувство радости от выступления, потребность приносить радость людям.
 
Заключение.
            Волнение -  это обязательный спутник любого выступления. Великие артисты всегда волнуются перед выходом на сцену, спортсмены перед стартом, но мобилизация воли, собранность помогает им придти к победе. Но волнение волнению рознь. Известная приподнятость перед выступлением и во время его естественна. Но есть еще волнение – паника, растерянность, которое очень сложно устранить. Работа над собой  – очень долгий и сложный процесс, требующий больших усилий. Ценные советы по психологической подготовке к концерту содержаться в книгах, статьях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов: Л. Баренбойма,  Г. Когана, Г. Нейгауза, С. Фейнберга и др. В них можно найти ответы на ряд вопросов: как показать себя на сцене с положительной стороны. Ими предлагается ряд методов и приемов, которые повышают психологическую устойчивость исполнителя на сцене. Когда пройдены все этапы предварительной работы над произведением, когда найден музыкальный образ, но из-за сильного волнения все рушится, на помощь должно придти умение владеть собой, внутренняя собранность, концентрация внимания.
           Трудно вывести одинаковые для всех «рецепты» психологической подготовки к публичному выступлению, каждый должен выбрать для себя свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению, но добросовестность предварительной работы - главное в стабильности выступления. Важна правильная, последовательная работа над произведением, необходима система в самих занятиях. Не стоит бояться неудач и ошибок - это тоже своего рода опыт. Воспринимать их как временное явление, а не как катастрофу. Участие в конкурсах – это уже победа, прежде всего над собой. Любой музыкант исполнитель должен помнить, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои силы и мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из его рук. Он должен выступать посредником между  композитором и слушателем, показать  лучшее, на что он способен.
            Доброжелательное отношение к ученику, умение внушить уверенность в его силы - главная педагогическая задача. Мы должны не только обучить его навыкам игры на инструменте, но и воспитать бойца, способного самостоятельно мыслить, много трудиться и работать над ошибками. Выдержать большие физические и моральные   нагрузки, не теряя чувства оптимизма.
          Однозначного рецепта преодоления эстрадного волнения не рискнет дать никто. Каждый человек - индивидуальность и методы предконцертной подготовки  основываются на его индивидуальных  качествах,  типах темперамента.
             В одних случаях необходимо подбодрить юного исполнителя, вселить в него уверенность, напоминая о его сильных сторонах или апеллируя к самолюбию, пристыдить за чрезмерное волнение. В иных случаях желательно преуменьшить значение предстоящего выступления или напротив, подчеркнуть важность и ответственность, чтобы достигнуть большей артистической мобилизованности.
    Изучая свои сильные, слабые стороны, запоминая ощущения, предшествующие удачным выступлениям, исполнитель  может затем сознательно воспроизводить подобное состояние перед последующими выступлениями, которые помогают подытожить достигнутое, наметить и уточнить перспективы творческого роста, сделать полезные выводы.   
            Исполнитель должен игнорировать любой промах в исполнении. Если произведение играется с душой, публика и комиссия простят некоторые помарки или неточности. Нужно учиться слушать свою игру и настраиваться на лучшее. Важно убеждать учащегося  в том, что заслугой является не только избегание фальшивых нот, но если это всё же произошло, главное, - умение отреагировать не паническим состоянием, а напротив собранностью и целеустремлённостью в раскрытии художественного образа  и характера исполняемого произведения. 
           В заключение хочется напомнить, что для ученика-исполнителя и для его педагога каждое сценическое выступление - это создание произведения искусства, за которое оба несут ответственность перед слушателями. Сценическое выступление всегда должно быть важной вехой в процессе обучения игры на инструменте  и вносить разнообразие в рутинный учебный процесс. Необходимо заметить успех, закрепить и развивать положительное чувство удовольствия приносить себе и людям радость общения с музыкой.
            Чем чаще выходишь на сцену – тем больше проявляется уверенности, ибо: сцена – лучшее лекарство от волнения.
 
Список использованной литературы:
  1. Симонов П.В. «Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций». М., Изд. АН СССР, 1962г.
  2. Кемза А.И. «Преодоление нервно-психологического напряжения в процессе учёбы и профессиональной деятельности музыканта». Петрозаводск, Уч-изд. РИО Госкомиздата, 1991г.
  3. Г.Коган «У врат мастерства» М.:» Советский композитор», 1977г.
  4. Ю. Литвиненко «Роль публичных выступлений в процессе обучения музыки».
  5. Литвиненко Ю.А. Педагогические проблемы подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М.: Московский государственный институт музыки имени А.Г Шнитке,2010.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.