Учитель и ученик: установка на успех

Автор: Генерозова Вера Васильевна
О том, как лучше организовать обучение детей по любому предмету, размышляли и размышляют педагоги разных эпох, времён  и стран.  Русский педагог К.Д. Ушинский в  своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении»  пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться. 
В.А. Сухомлинский утверждал, что главный смысл деятельности учителя- создать ситуацию успеха для каждого ученика. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Становится очевидным, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкреплённые успехом.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает известный российский педагог – психолог А. Белкин, – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровень самооценки, самоуважения. 
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. 
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация -это то, что способен организовать педагог, переживание же радости успеха- нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения успеха, осознать свои возможности, поверить в себя. Почему это важно?
Переживание учеником ситуации успеха:
• повышает мотивацию обучения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
• стимулирует к высокой результативности труда;
• корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценка);
• развивает инициативность, креативность и активность;
• поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Достижение успеха в учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений учащегося, психологические и физиологические особенности развития ребёнка, слабую саморегуляцию и другие. Поэтому создание для школьника ситуации успеха педагогически оправдано и необходимо. 
 Психолого – педагогическая наука предлагает целый ряд технологических приёмов по данной теме, как вербальных (речевых), так и невербальных (мимико – пластических), которые осуществляются в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения учащегося учителем. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей. Педагоги всех специальностей, общаясь с обучающимися, должны ставить перед собой базовые психологические задачи:
  - авансирование успешного результата; 
  - скрытое инструктирование ребёнка о способах и формах совершения деятельности;
  - персональная исключительность ребёнка;
  -  мобилизация активности или педагогическое внушение;
  - большое внимание к деталям.
Один из психологических приёмов при общении с детьми называется приём «эмоционального поглаживания», который  особенно необходим в работе с неуверенными, сомневающимися учениками, ведь иногда такой ребёнок молчит, уходит в себя, и это заставляет учителя как-то  анализировать, продумывать собственные действия и  способы  взаимодействия  с данным ребёнком. В данном случае метод эмоционального поглаживания действует эффективно.  В чём же он проявляется? Некоторые учителя очень часто  с легкостью раздают комплименты. За один урок говорят раз двадцать “молодец”, тридцать  раз  –  “умница”  и  раз десять “Ребятки, я горжусь вами”. Не грозит  ли  это  девальвацией  похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к  такому  потоку  ласкающих  слух  эпитетов  и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда  ее  трудно  заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл. Однако научная психология говорит об обратном, поскольку житейский и педагогический смысл не всегда совпадают.
      Давайте разберемся. “Молодец”, “умница” – это только ли  похвала?  А  может  быть, это констатация факта. Может быть, ребёнок потому и старается,  что  поверил учителю и стал принимать его реплики как  само  собой  разумеющуюся  оценку?
Да, я - “молодец”, да, я - “умница”. Я заслужил эти  слова  и  всё  время  буду доказывать, что я - “молодец!” Может быть,  такая  логика  школьника,  которому именно этих слов в жизни и не хватает? Вот примерно на таких рассуждениях строят свои выводы психологи. И это вполне логично. 
 Внушить ребёнку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу,  протянуть ему на ладони своё  сердце, открытое для добра, сочувствия и сотрудничества–  это и есть сущность того, что условно называется «эмоциональным поглаживанием».
Немаловажен    психологический приём «Ожидание лучших результатов». Что же он может дать отстающему в учении школьнику?
Отстающий ученик, как правило, глубоко переживает свою неуспеваемость. И  это  не  случайно.  Неуспеваемость  обычно отрицательно  сказывается на отношении к нему учителей, товарищей и родителей. Неуспеваемость вызывает  у школьника плохое настроение   и нередко  потерю  уверенности  в  собственные силы. Появляется  опасная  ситуация:  у  школьника  намечается  тенденция  к ухудшению  успеваемости,  а  у   учителя   возникает   предупреждение,   что неуспеваемость – неотъемлемое качество данного ученика.
При  таких  условиях  приём   “Ожидание   лучших   результатов”   может
активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы.
Сущность приёма состоит  в  том,  что  учитель  в  подходе  к  слабому,
неуверенному   ученику  прямо   или   косвенно,   т.е.   своим   отношением,
определёнными поступками, выражает уверенность в его возможности  заниматься лучше.  Проявляя  доброжелательное  отношение  к  ученику,  мы   тем   самым пробуждаем положительное отношение школьника к учению.
В силу  каких  закономерностей  данный  прием  оказывает  положительное воздействие на личность школьников? Во-первых, для ученика  взаимоотношения с учителем имеют огромное значение. Следовательно, положительная оценка  его взаимоотношений открывает перед ним  радостную  перспективу.  Слова  учителя воодушевляют учащегося, помогают поверить в собственные силы.
Во-вторых,  данный  приём  содействует  изменению   низкой   самооценки
школьника. Как известно, один из  факторов  формирования  самооценки  –  это объективная оценка личности теми людьми, с которыми человек общается.
Большую роль играет оценка  учителем  возможностей  ученика.  В  приёме “Ожидание  лучших  результатов”  проявляется  уважение  учителя  к  личности ученика.
Этот приём  педагоги  используют  не только применительно к повышению успеваемости школьника, но и к  усвоению  им  моральных  норм,  формированию полезных привычек.
Реальность жизни сурова,  и человеку самому в себе приходится  находить ту точку опоры, которая позволит ему не сбиваться с курса. На языке  психологии это означает «установка на успех». Эта теория обращает внимание  на внутренние слагаемые успеха, на его собственное отношение к деятельности, поскольку внешние условия не всегда в нашей власти.
 « Меняйтесь сами, меняйте себя и своё отношение к делу, и вероятность успеха значительно возрастёт», - писал известный  педагог- психолог Давид Узнадзе. 
Понятие «установка на успех» имеет место и в музыкально – творческой деятельности. Установка, как  и всё, что относится к миру психического, часто интуитивна и непроизвольна. В ней отражается степень одарённости музыканта, его сильные и слабые стороны, черты его человеческого «Я», его культурные и социальные ориентиры, а также особенности его семейного воспитания. Учащийся – музыкант, осваивающий игру на музыкальном инструменте, и гений музыки несопоставимы по масштабу своего дарования и в то же время между ними есть много общего: и тот и другой имеют музыкально – творческую установку, психологическую доминанту, которые помогают им в достижении своей цели. Это такое состояние человека, при котором музыкант любого уровня может сознательно понимать и эмоционально чувствовать контекст своей деятельности, быть ближе к успеху, формировать его своим отношением к делу и своими мыслями.
Важное значение в этом имеет увлечённость предметом.
Все выдающиеся музыканты невероятно увлечены музыкой. Эта огромная любовь и преданность искусству составляет часть их таланта и стоит у его истоков. Желание говорить на языке музыки, общаться с людьми с помощью музыкальных форм свойственно одарённым музыкантам. Композитор и Исполнитель ощущают непреодолимое влечение к своему искусству. «Любовь к музыке должна быть отправной точкой», - писал выдающийся пианист Артур Шнабель, так как  любовь всегда даёт некоторое знание, тогда как знание редко порождает любовь». Весь образ жизни этого пианиста был подчинён этой любви и вытекал из неё.  Его музыкальные занятия во многом состояли из слушания музыки, посещения концертов, общения с выдающимся музыкантами и только три часа в день отводились самостоятельным занятиям. 
Выдающийся виртуоз скрипичной игры Пабло Сарасате в ответ на все восторги отвечал: «Тридцать семь  лет я занимаюсь по 14 часов в день». Его кумир – ошеломляющая виртуозность требовала именно такого режима работы. Его творческая установка была «машиноподобной», и он занимался столько, сколько требовала его любовь к технике скрипичной игры. Именно этой совершенной технике он отдал все свои артистические усилия и никогда не жалел о том, что они были столь велики. 
Первым требованием формирования музыкально - творческой установки является настройка на определённый артистический образ. Любовь к музыке определённого рода – это выбор артиста, его визитная карточка. 
В эпоху Ренессанса фигура Композитора и, вообще, Творца была несколько иной, чем в последующие столетия. Работать в искусстве означало, прежде всего, быть мастером, высоким профессионалом, знатоком всех принятых композиторских приёмов. Композитор Палестрина по-своему образу жизни и отношению к делу был человеком прагматичным и очень деятельным. Строгая дисциплина и самоорганизация были частью его установки и в жизни и в искусстве, они дополняли друг друга. Музыкально - творческая установка Палестрины включала отношение к себе как к созидателю и деятелю, она определяла его образ жизни и тип организации его музыкальных занятий.
Замечательные педагоги прошлого главным условием успеха ученика считали идею межпредметных связей, которую расценивали  как часть общей проблемы системности обучения. Известные педагоги Ушинский, Каменский придавали большое значение межпредметным связям для обеспечения целостности процесса обучения. 
Великий Генрих Нейгауз всегда связывал успех ученика с тем,  насколько успешно развивается его слух и осуществляется знакомство с музыкальной литературой.  В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» он пишет: «Работая на инструменте над звуком, мы через интонирование влияем на слух и совершенствуем его, а, развивая слух, мы действуем на звук». Вспоминая русских педагогов - музыкантов, можно сказать о Николае Сергеевиче Звереве, который открыл и содержал музыкальный пансион, обучение в котором велось на основе комплексного музыкального развития . И его ученики, а среди них были Рахманинов, Скрябин, Зилоти, Игумнов, изучая основы фортепианной техники, никогда не ощущали недостатка знаний в области теории и истории музыки. 
Основой исполнительской концепции Игумнова было стремление к содержательному исполнению.  Это определяло приоритеты его педагогической работы. По воспоминаниям Мильштейна, он не выносил чисто виртуозной, бессодержательной, быстрой и громкой игры. «Громкая игра, - говорил Константин Николаевич, - признак пустоты». От всех учеников Игумнов требовал при работе над любым произведением подходить к нему изнутри, цель занятий – не тренировка пальцев, а тренировка слуха и внимания». «Тренировать ухо гораздо сложнее, труднее, чем тренировать пальцы», - говорил он.
Ученик Гольденвейзера Самуил Евгеньевич Фейнберг на протяжении всей своей творческой жизни много сил отдавал педагогике. В молодые годы стал известен тем, что, заканчивая Московскую консерваторию, подготовил к выпускному экзамену, помимо основной программы, весь ХТК Баха. В его репертуаре были все сонаты Бетховена, третий  концерт Рахманинова, произведения Скрябина.  По воспоминаниям его учеников, его исполнительский стиль базировался на мощной аналитической платформе, в педагогической практике использовал не только музыкальные понятия, но широко обращался к литературным, музыкально – историческим аналогиям, категориям изобразительного искусства. Тем самым показывая ученикам, как широки и тесны связи между отдельными видами искусства и побуждая их к более глубокому и всестороннему анализу музыкального произведения.
Таким образом, наблюдая образ жизни и режим творческой работы выдающихся музыкантов, ученик может усвоить их главные принципы: любовь к музыке, интерес к ней и стремление удовлетворять именно этот интерес. 
Правильно избранный образ жизни и режим занятий приведут музыканта к успеху.  Установка будет работать на него. Поэтому музыканту нужно «познать себя», сформировать систему требований к себе и оценки сделанного. Здесь нет никакой унификации: то, что хорошо и полезно для одного артиста, вредно и излишне для другого.

Литература
1. Краткий психологический словарь /сост. А. А. Карпенко. - Ростов на Дону: изд-во Феникс, 1998. - 512с.
2. Куликова, Л. Н. Овладение педагогическим творчеством в ходе профессиональной деятельности учителя /Л. Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал. - 2005. - №3. - С. 29-47.
3. Леонтьев, А. А. Лекция как общение /А. А. Леонтьев. - М., 1974. - 40с.
4. Леонтьев, А. А. Психология общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. А. Леонтьев. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368с.
5. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. А. Лобанов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192с.
6. Ниязбаева, Н. Н. Экзистенциальные основания феномена любви в педагогическом взаимодействии /Н. Н. Ниязбаева // Педагогика. - 2006. - №8. - С. 36-40.
7. Педагогика: большая современная энциклопедия /сост. Е. С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720с.
8. Психологический словарь /под ред. Ю. Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 2003. - 640с.
9. Рубцов, В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения /В. В. Рубцов // Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С. 49-59.
10. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: книга для учителя /М. М. Рыбакова - М.: Просвещение, 1991. - 128с.
11. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Ю. В. Сенько. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240с.
12. Сенько, Ю. В. Учебный процесс. Сотворчество педагога и учащегося /Ю. В. Сенько // Педагогика. - 1997. - №3. - С. 40-45.
13. Сенько, Ю. В., Фроловская, М. Н. Учитель-ученик: возможность понимания /Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. - Б.: изд-во АГУ, 2005. - 50с.
14. Сидоренков, А. В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы /А. В. Сидоренков // Вопросы психологии. - 2008. - №4. - С. 21-30.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.