Особенности работы в ансамбле с детьми разного возраста и разного уровня подготовки

Автор: Латвис Оксана Сергеевна
Введение.
Ансамблевая игра это один из важнейших аспектов обучения игре на духовых инструментах. Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Оно учит слушать партнёров, учит музыкальному мышлению: это искусство вести беседу с партнёрами, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читки с листа, помогает ученикам отрабатывать новые технические навыки, а так же доставляет детям огромное удовольствие и радост. «Ансамбль» в переводе с французского языка означает: слаженность, согласованность. Именно этого и нужно добиваться при совместной игре. Делать что-то вместе и делать это синхронно. В синхронности и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля. Чем раньше ребёнок научится читать ноты с листа, тем раньше он сможет начать игру в ансамбле.  С самого начала нужно приучать детей, чтобы они не прекращали игру при остановке другого. Это подстегнёт остановившегося ученика быстро ориентироваться и снова включаться в игру. В своем сообщении я  разберу основные моменты и сложности игры в ансамбле с детьми разного возраста и пути их преодоления.
 
Подбор репертуара и распределение партий.
Подбор репертуара очень важен для успешного совместного музицирования. Для ансамбля, в который входят дети разных возростов, необходимо выбрать интересную или известную, но не слишком вертуозную пьесу. Необходимо скорректировать партии под технические возможности ребёнка, а так же грамотно их распределить. Разные партии могут дублировать друг друга. Тоесть для детей помладше одну партию лучше определить двум ученикам, чтобы они, слушая друг друга и поддерживая, были более уверенными. Пьесу для ансамбля следуют подбирать с небольшим числом знаков, так как юным музыкантам сложно ориентироваться в многознаковых тональностях. Для учеников постарше можно распределить более сложные партии или дописать вертуозные вставки к основной теме. Разучивание партий проходит по группам, отдельно собираются младшие участники и отдельно более старшие. Разбираются форма произведения, его характер. Ведётся работа над фразами. 
После того как ученики овладеют своими партиями, можно совмещать весь ансамбль. Все участники ансамбля должны строго придерживаться одного музыкального жанра или манеры игры. Недопустимо разное понимание и исполнение музыкального произведения с точки зрения музыкальной направленности. Например, вальс должен звучать именно вальсом, и если, вдруг, кто-то потеряет характер вальса и будет играть что-то близкое к маршу, ансамбль попросту «развалится»
 
Атака.
Важную роль в раскрытии характера произведения имеет атака. В плавных и медленных пьесах атака должна быть более мягкой и лёгкой. В быстрых и энэргичных произведениях, атака должна быть более жёсткая и чёткая. При игре в ансамбле стоит добиваться единой атаки, обращая на это внимание каждого участника ансамбля. Атака первой ноты должна соответствовать хорактеру произведения: марш требует чёткой уверенной атаки, романс более мягкой без призвуков. У малышей стоит обратить внимание на такой момент: часто после взятия воздуха, ребёнок «плюхается» на ноту, либо грубо её акцентирует. Нужно указать ребёнку на эти моменты и потренеровать взятие ноты после воздуха. 

Штрихи.
Особую роль в слаженном исполнении ансамбля играют штрихи. Все участники ансамбля должны исполнять их синхронно и одинаково. Детки помладше часто превращают штрих «деташе» в стаккато, не дотягивая ноты до конца. Нужно добиваться полного по длительности звучания нот и не допускать остановок между ними. Штрих Стаккато очень сложен. Всем участникам ансамбля необходимо добиваться лёгкости и равной длинны стаккатированных нот. Нельзя допускать пропадания нот на стаккато, каждая нота должна быть озвучена и слышна. При исполнении нот на легато, нельзя допускать «выстреливания» нот, они должны плавно соединятся и перетекать одна в другую. Для этого на легато, как и на протяжении всего поизведения, должна быть постоянная опора дыхания.  
 
Интонация.
От точного интонирования участников ансамбля зависит стройность и красота исполнения. Фальшивое исполнение сведет на нет все хорошие начинания, и приведет к неудовольствию слушателей. Над строем надо работать и работать усердно. Начиная работу необходимо настроить каждый инструмент отдельно, а затем подстроить вместе, сыграв какой либо аккорд.  Если произведение исполняется под аккомпанемент (фортепиано), инструменты настраивают под него. Если произведение исполняется без аккомпанемента настроиться можно под тюнер. Однако, если в ансамбле учавствуют юные музыканты, например кларнетисты или саксофонисты, которые только недавно перешли на большой инструмент, их строй может быть не устойчивый. Например: строй кларнета, из-за недостаточно окрепшых мышц амбущюра, может низить.  Тогда рекомендуется настроиться под  наиболее низкий инструмент. Исполняя длинные ноты в ансамбле, особенно если в разных партиях выстраивается аккорд или интервал, нужно отдельно над ним поработать, выстроить его. Чтобы немного понизить звук, можно слегка опустить нижнюю челюсть, ослабив нажим на трость снизу. Чтобы немного повысить звук, делается всё наоборот: трость немного сильнее зажимается снизу, либо у кларнетистов уголки губ сильнее растягиваются в стораны. Подстроив по интонации интервал можно двигаться дальше. 

Метроритм.
Метроритм так же очень важен в ансамблевом исполнительстве. Чёткость и слаженность организует и дисциплинирует коллективную игру. Расписывая партии ансамбля, для начинающих музыкантов используются более простые ритмические рисунки. Они так же дублируются в другой партии, либо одна партия даётся двум ученикам, для совместной и более уверенной игры своей партии. Для детей, которые в первый раз участвуют в ансамбле и не имеют ещё достаточной технической подготовки, используются более крупные длительности. Нужно работать над тем, чтобы при игре у всех ансамблистов чётко совпадали доли, а так же углублённо работать над теми местами, где идет их смещение в партиях (например: в одной партии мелодия начинается с 1, а в другой с «и»). Нужно учить детей слушать и запоминать: где и когда вступает другой инструмент. Мысленно считать доли, особенно в пустых тактах. Если в нескольких партиях мелодия начинается с одной доли, нужно отработать чёткое совместное вступление, которое может начинаться с еле заметного жеста одного из участников ансамбля. А в завершении произведения отработать чёткое совместное снятие, чтоб никто не «оставлял хвостов» (перетянув последнюю ноту). Заканчивать, как и начинать музыкальную фразу нужно одновременно. Очень некрасиво и неряшливо слушаются окончания, завершенные не вместе.

Дыхание.
Точное и совместно взятое дыхание так же помогает формировать качественное исполнение произведения в ансамбле. Более опытные ученики в своей партии должны выдерживать всю вфразу на одном дыхании, брать его быстро и максимум бесшумно. В плавных и медленных произведениях допускается более медленный и глубокий вдох перед новой фразой. После взятия воздуха, следующая после этого доля не должна смещаться. В быстром тэмпе возможно сокращение доли идущей перед вдохом. Начинающим и менее опытным ученикам, дыхание которых ещё не столь длительное, можно упростить партию, адаптировать под них. Сделать более короткие мотивы, но не в ущерб фразировке. 

Музыкальные нюансы, динамика, фразировка.
Музыкальные нюансы, динамика и фразировка необходимы для окончательного завершения художественного и смыслового образа произведения. Их использование придаст пьесе изюминку, нужный настрой и характер. Правильное использование динамических оттенков оживляет произведение, лишает его монотонности и однообразия.  При игре в ансамбле, так же нужно упорно работать над совместной динамикой, особенно над её сменой. Крещендо и диминуэндо должны ровно и постепенно усиливать или ослаблять звук. Никто из участников ансамбля не должен делать нюанс громче или тише другого. Если в партии встречается сольный кусок, тогда возможно более яркое и громкое исполнение этого материала учеником. Поэтому нужно подробно разбирать произведение: у кого основная ведущая тема, которую надо играть ярче, у кого подголоски, которые играются чуть тише, в каком месте партии  находиться контропункт или сольная вставка. Музыкальная фразировка - это умение играющего правильно определять строение музыкального произведения (мотивы, фразы, предложения, периоды), точно устанавливать и выполнять цезуры, выявлять и воплощать кульминации, правильно передавать жанровые стилистические особенности музыки. Музыкальная фразировка, отражая живое дыхание музыкальной мысли, является средством выражения художественного содержания произведения.  Если в произведении встречаются элементы агогики (замедление или ускорение), они так же хорошо отрабатываются, чтобы все участники ансамбля ровно и слаженно исполняли эти элементы.
 
Заключение.  
Играя в ансамбле, дети учатся поддерживать друг друга, более опытные делятся своими навыками, а младшие тянутся за старшими и совершенствуют свою игру. Именно в ансамбле важна чуткость и внимательность, качества, которые очень даже пригодятся в жизни. Игра в ансамбле сплачивает, развивает коммуникативные навыки, способствует формированию коллектива. Поэтому, можно не сомневаться, ансамбль – полезное и приятное дело не только для слушателей, но и для исполнителей!

 Список использованной литературы:
  1. http://tubastas.ru/book-181#jump6 «Методика обучения игре на духовых инструментах»;
  2. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2017/04/11/osobennosti-raboty-v-klasse-ansamblya-duhovyh-i   «Особенности работы в классе ансамбля духовых и ударных инструментов» Семенков А.И.;
  3. https://music-education.ru/igra-v-ansamble-tonkosti-i-nyuansy/ Игра в ансамбле: тонкости и нюансы.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.