Создание условий для охраны жизни и здоровья детей

Создание условий для охраны жизни и здоровья детей

Автор: Ершова Валентина Анатольевна 

1.Консультативная часть

Слайд 1.
- Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. 
- Какие правила охраны жизни и здоровья детей дошкольника вам известны?
- Итак, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей. Для проведения деятельности, где используются ножницы, выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Также в целях охраны здоровья детей в УДО приводятся в порядок и участок, на котором дети гуляют. Все ямы на участке засыпаны, ежедневно проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Все игровые снаряды находятся в исправности. Во время зимы здание и постройки очищаются от снега, не допустимы сосульки, все дорожки обрабатываются от гололёда, по мере необходимости, песком. Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются.

- В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед каждым ДОУ и педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
- Какое определение вы бы дали термину «здоровье»? (Слайд 2) 
- Из данного определения можно сделать вывод, что основными компонентами здоровья являются… (Слайд 3)
От чего зависит индекс здоровья человека? По данным ученых и медиков данные пропорции представляют собой следующее соотношение… (Слайд 4).

- Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельная организованная образовательная и воспитательная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников, которые направлены на формирование знаний, а в дальнейшем и привычки здорового образа жизни. (Слайд 5)

Слайд 6.
На сегодня особо востребованным является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями - ЗОТ.

 ЗОТ в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

Цель ЗОТ в ДОУ применительно к ребёнку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической (валеология - это наука о здоровом образе жизни, в широком понимании просто наука о здоровье) культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его Использование ЗОТ в дошкольном образовании имеет огромную ценность для здоровья детей, т.к. от рождения до семи лет идёт процесс становления всех функций и систем организма, закладываются основы физического, умственного, психического, нравственного, духовного здоровья человека, формируется фундамент будущего здоровья, человеческой жизни во всех её сферах.
- Основные компоненты здорового образа жизни: (Слайд 7)
  • Рациональный режим.
  • Правильное питание.
  • Рациональная двигательная активность
  • Закаливание организма.
  • Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
- Рассмотрим данные компоненты подробнее…
- Именно эти компоненты лежат в основе/ в задачах, направленных на реализацию такого направления обучения и воспитания, как формирование привычки к здоровому образу жизни.

Слайд 8.
- Как вы понимаете рациональный режим?
- При организации режимных моментов в ДОУ следует придерживаться следующих правил:
  1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).
  2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах
  4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
  5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  6. Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Слайд 9.
- Как вы понимаете правильное питание?
- В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека.
Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
  1. Обеспечение баланса движения и питания.
  2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
  3. Соблюдение режима питания.

Слайд 10.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка.
Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
  1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
  2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
  3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
  4. Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе формирования двигательной культуры используются такие физкультурно-оздоровительные технологии как… (Слайд11)

- Остановимся подробнее на двух пунктах – самостоятельная двигательная активность и подвижные/ спортивные игры (Слайд 12)

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Самостоятельная двигательная активность детей влияет на следующие функции: Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.

Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки. Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.     Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к ЗОЖ, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

- Для изучения специфики организации самостоятельной двигательной активности предлагается для самостоятельного изучения интернет-материал (презентация)
- Физкультура и спорт полезны для здоровья – об этом знают все. И о том, что движение необходимы для физического и психического развития ребёнка, пишется почти во всех книгах о воспитании детей.

В практике детского сада широко используются разные виды игр, но среди многообразия следует выделить те, в которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия, обусловленные сюжетом и правилами и направленные на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими участниками.

Подвижным играм как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство из них связаны с проявлением двигательных способностей; скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли и правила, вторые сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, в третьих – сюжет, действия обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательностью. 

Все игры для дошкольников построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные. (буклет)

Слайд 13.
Закаливание - еще один из компонентов здоровья, оно способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.

Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.

Организация и методы использования факторов внешней среды (воздух, вода, солнце) с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья детей каждого коллектива, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в этих вопросах персонала дошкольного учреждения (медицинского и педагогического) и родителей.

Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.

Слайд 14.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

2.Педагогический практикум
(в форме деловой игры).
 
 Педагоги разбиваются на 2 команды.
 
 1. Обеим командам предлагается записать на приготовленных листах бумаги задачи физического воспитания.
 Задачи физического воспитания:
 Оздоровительные: охрана жизни и укрепления здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
 Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость) формирование правильной осанки.
 Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения..
 Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

 
 2. Командам предлагается вспомнить по 2 пальчиковые игры и продемонстрировать их.

 3.Педагоги каждой команды показывают 2 варианта физкультминутки.

 4. Задать друг другу по одному вопросу (по теме консультации) – обдумывание 1 минута.

 5. Задание командам: организовать и провести подвижную игру.

 6. Творческое задание: разработать принципы «Радостной физкультуры»
 Принципы «Радостной физической культуры»:
 а. Каждое занятие – новая игра или путешествие в страну Физкультуры
 б. Физкультурная разминка = это сюжетный и соревновательный комплекс. Дозировка осуществляется с учетом групп здоровья
 в. Планирование занятий должно носить тематический характер и учитывать интерес детей и времена года
 г. Использовать на занятии высокохудожественное и образное слово, музыку, а также театрализацию («Ты – кошечка, ты - слонёнок…», а так же костюмы, шапочки и т.п.)
 д. Каждое занятие – это встреча с новым.


 7. Закаливание: удивите своих соперников, предложив им новую закаливающую процедуру…

Скачать файл: sozdanie-uslovij-dlja-ohrany-zhizni-i-zdorovja-detej.pdf [500,53 Kb] (cкачиваний: 8)
Посмотреть онлайн файл: sozdanie-uslovij-dlja-ohrany-zhizni-i-zdorovja-detej.pdf



ЛИТЕРАТУРА:
  1. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку” Вачков Игорь Викторович - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Ось-89, 2007.
  2. Сказки и Сказкотерапия" Соколов Д.– М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  3. "Практика сказкотерапии" / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 c.
  4. "Сказкотерапия как один из методов работы с дошкольниками" Коновалова Н.В.
  5. "Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста" Фесюкова Л.Б. – М.: “Просвещение”, 2003.
  6. "Сказкотерапия как один из методов работы с дошкольниками" Коновалова Н.В.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.