Физкультурно – оздоровительная среда ДОУ в условиях ФГОС

   Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.

   Создание здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада (охрана и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее физическое развитие) -  одно из ведущих направлений деятельности нашего учреждения, поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка -  это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. 

   Работу детского сада мы видим в объединении усилий воспитателей, психологов, медицинских работников и семьи для создания условий, способствующих формированию способностей, которые обеспечат ребенку успешность сегодня и в будущем.

   Цель нашего учреждения:
Воспитание физически, психически здорового и социально-адаптированного ребенка   через    создание единого здоровьесберегающего пространства.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:
- организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
- организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
- организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей.

    Эффективность здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. 

   Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребёнка. Систематическая работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Спортивные праздники, развлечения помогают решению задач оздоровления детей.

   Обучение детей на занятиях, построенных в игровой форме, с музыкальным сопровождением позволяет сделать их интересными, разнообразными, что способствует повышению детского интереса физической культуры.

   Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, мы опираемся на принцип единства взаимодействия: Родители – ребёнок – педагог.

   Большое внимание педагогический коллектив уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребёнка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учётом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
- упражнения после сна (в постели) для детей 1 младшей группы;
- босохождение по дорожкам «здоровья»;
- оздоровительный бег;
- дыхательная гимнастика.

   Обязательным условием нормального роста детского организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание. В ДОУ имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведётся по форме и заполняется своевременно. Питание детей находится под постоянным контролем медсестры, которая ежедневно ведёт учёт калорийности, следит за выполнением натуральных норм питания.

   Сложившаяся в ДОУ система воспитательно-оздоровительной работы с детьми постоянно совершенствуется с учётом дифференцированного подхода для каждого возраста. У большинства детей адаптация к условиям детского сада проходит в средней и лёгкой форме. Педагоги групп осведомлены о состоянии здоровья детей, об особенностях ухода и присмотра за ними.

   Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.С целью реализации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду мы создали условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития.

   Есть спортивная площадка, спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием, необходимым для комплексного развития ребёнка. Кроме этого в каждой возрастной группе оборудованы уголки двигательной активности, они также оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

   В каждый вид деятельности мы включаем упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп завистит от возраста детей, настроения на данный момент.

   Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются: - осуществление профилактики простудных заболеваний. Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений – «Шарик», Салют», «Трактор», «Упрямый ослик», игры на улучшение самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям.

- проведение закаливающих процедур. В нашем детском саду, начиная с раннего возраста, ежедневно проводится гимнастика после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, также включаются коррегирующие упражнения, массажи для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

- разучивание массажей. Для массажей используем сосновые шишки, деревянные прищепки, яйца от киндер сюрпризов, деревянные палочки, мячи-ёжики, деревянные массажёры. Выполняем массажи спины, ног, стоп, рук, пальцев рук, живота, головы, носа, ушей. Каждый массаж сопровождается стихотворными строками, которые создают положительный эмоциональный настрой, что повышает оздоровительный эффект. Это такие массажи как: «Снеговик», «Крокодил», «Строим дом», «Поиграем с ушками», «Поиграем с носиком».
 
   Основные компоненты здорового начала – покой и движение – должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому, важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут «позвонить» маме по телефону, почитать любимую книгу, посмотреть фотографии. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. 

   Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной  разнообразным оборудованием и материалами.

   В совместной работе ДОУ и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала), анкетирование. А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название «Семейные старты», «Папа, мама, я – спортивная семья».
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Движение-основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Зимняя прогулка» и т.д.).

   Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Автор: Косарева Светлана Владимировна 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.