Методический доклад "Работа над фортепианной техникой"

Автор: Бабаян Нелля Хачатуровна

«Техника-это умение делать то, что хочешь»
Б.В.Асафьев

Овладеть техникой пианист может только кропотливой и многолетней работой над ней. Техника пианиста зависит от индивидуальных способностей ребенка и включает в себя всю сумму умений и навыков, с помощью которых пианист добивается нужного звукового результата. Ошибочно понимать над техникой только скорость, выносливость, силу и отчетливость исполнения. «Чем  яснее цель (содержание, музыка, совершенство исполнения), тем яснее она диктует средства для ее достижения». Г.Г. Нейгауз.

При разучивании произведения, прежде чем начнется техническая работа, необходимо, чтобы в уме сложилась звуковая картина.

Пианист должен как можно раньше уяснить себе смысл и содержание произведения. Только ясно осознанная цель, понимание стилистических особенностей дает играющему стремиться к ней, достигать ее, воплотить ее в своем исполнении. «Весь хлам  пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью  только там, где она служит высшим целям»,-пишет Роберт Шуман в своих «Жизненных правилах для музыкантов». Артур Онеггер, один из крупнейших композиторов современности, в книге «Я - композитор» говорит: «Не пальцы, блуждающие вслепую по клавишам, а разум, мысль должны творить музыку».  Все указанное выше и есть вопрос «техники». Слово «техника» в переводе с греческого слова «технэ»-искусство. Исходя из этого, любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства. 

Соотношение технических и музыкальных задач в работе пианиста можно сформулировать так: от понимания музыки к технической работе и затем в  процессе технической работы - к более высокому пониманию музыки.   Одна из важнейших задач, встающих перед преподавателем-пианистом – это выработка у ученика умение безошибочно, чисто и точно попадать пальцами на клавиши. Нужно не допускать в игре ученика неточностей, « цепляний» соседних клавиш.

Почему играть «чисто» так важно? Потому что так называемое «забалтывание» - это результат грязной игры, многократно повторяемой в быстром темпе.  К «забалтыванию»  ведет и притупление звукового образа  произведения.

Важно так же уделять время и вопросу о медленной игре. Издавна считалось, что над быстрыми кусками нужно сначала долго работать в медленном темпе. По словам Маргариты Лонг, Сен-Санс говорил, «работайте медленно, затем очень медленно, а затем еще более медленно». Владение  медленным темпом не только необходимый этап на пути к техническому мастерству, но и вернейший критерий подлинности последнего. Если пианист, исполняющий произведение в быстром темпе, не может исполнить то же произведение в медленном темпе, то значит его  техника - «фальшивая монета». Фундаментом современной техники является контакт с клавиатурой. Контакт - это ощущение связи свободно управляемой руки в клавишу. Для приобретения ощущения контакта с клавиатурой, полезна игра аккордов.

Различные звуковые задачи, которые стоят перед пианистом, осуществляется изменением веса руки, активности пальцев, кисти, предплечья, плеча. Активные и сильные пальцы - это основа для приобретения многообразия техники пианиста.  
Принципы, приведенные Нейгаузом для выработки силы и независимости пальцев:
- контролировать, чтобы удар пальца не подменялся побочным движением руки;
- подъем пальца, которому надлежит играть, производиться одновременно с взятием предыдущего звука, т.е. нельзя допускать никаких повторных подъёмов пальцев перед игрой;     
 - значительный подъём пальца перед игрой и точная направленность его в центр клавиши. Играть так целесообразно только в медленном темпе;
- естественная форма руки в виде купала, где 1-й и 5-й палец выполняют роль упругих столбиков, на которых держится вся конструкция;
- пальцы, чередуясь, ходят-переступают по клавишам. Кончик пальца активно соприкасается с клавишей только в момент взятия звука. Одновременно очередной палец занимает позицию над следующей клавишей. Движение производится без напряжения и без дополнительного взмаха, так как все пальцы находятся над клавиатурой и всегда смотрят вниз;
-   рука перемещается вслед за пальцами плавно и непрерывно, подкрепляя каждую точку активного соприкосновения пальца с клавишей и создавая каждому пальцу наиболее удобное положение;  
- отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону,  палец оказывается в наиболее удобном положении для подкладывания, а 3-й и 4-й палец  для перекладывания через 1-й палец;
В  технической работе немаловажное значение имеет выбор  аппликатуры. Аппликатуру нужно выбирать в начальной стадии работы. Нейгауз считал лучшей ту аппликатуру, «которая позволяет наиболее  верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом». 

По его словам, это и есть «верховный принцип художественно верной аппликатуры».

Другим подчинённым принципом будет «принцип удобства аппликатуры для данной руки в связи с её индивидуальными особенностями и намерениями пианиста». Что касается использования динамики, работая над техническими трудностями, то отношение к ней должно быть таким же гибким, как и отношение к темповым вариантам. Применение игры только на forte ограничивает развитие, звуковых качеств техники и слухового контроля. Однотипному исполнению динамики следует противопоставить прием сочетания контрастных сопоставлений динамических уровней.

В заключении хочется подчеркнуть две важные педагогические установки: в технической работе должен господствовать принцип упрощения, облегчения трудности. Педагог должен верить в достижимость хороших и отличных результатов в развитии своих учащихся, обладать педагогическим оптимизмом.

Список использованной литературы: 
1. Г. Нейгауз « Об искусстве фортепианной игры». «Музыка» 1987г.
2.Перельман Н. В классе рояля, Л., «Музыка», 1986 
3. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой М., 2010 
4. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста, учебно-методическое пособие, М. «Советский композитор», 1987 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.