СЦЕНАРИЙ СПРОРТИВНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МЫ – ТУРИСТЫ!»
Автор: Ершова Анастасия Владимировна
Важнейшие средства воспитания, которые благодаря своему разнообразию и универсальности открывают широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни – это туризм и краеведение. Большой ряд элементов туризма требуют предварительного изучения, познания теории, а затем умения применять полученные знания в походных условиях. В туризме обучение ненавязчиво сочетается с проверкой подготовки ребят к настоящему походу.
Начиная с 7-8 лет можно и нужно знакомить детей с туризмом, так как романтика походов с ночными кострами, ночевкой в палатках, рассказы старшеклассников об интересных случаях, произошедших с ними в походах, уже наверняка пробудили интерес к этому виду спорта.
Сценарий представляет собой актуальный вид проведения праздника, посвященного Всемирному дню туризма, и сочетает в себе различные нетрадиционные формы работы с детьми при проведении мероприятия: игра – путешествие, познавательная викторина. Увлекательный опрос, в ходе которого дети имеют возможность показать знания и поделиться опытом, впечатлениями от походов, в которых участвовали. Различные конкурсы, не только теоретического, но и практического характера позволяют ребятам в условиях неформального общения пройти уникальную школу поведения в нестандартных ситуациях, прожить ситуацию успеха, лидерства. Ребята работают в системе выбора, отправляются в поход, а для некоторых – это первый поход в их жизни, пусть и небольшой.
Цели и задачи:
1. в занимательной игровой форме провести контроль знаний учащихся об автономном существовании человека в природе;
2. способствовать формированию коммуникативных качеств личности, благоприятного психологического климата через межличностные отношения, культуру общения;
3. уметь предвидеть чрезвычайные ситуации и грамотно с ними справляться;
4. формировать психологический стереотип: «Человек – часть окружающей среды, и чтобы выжить, надо знать и понимать законы природы и использовать их в своих интересах».
Оборудование: костюм туриста, 2 рюкзака, «Собери туриста в поход», «Угадай дерево по листу», фонограмма «Весёлые путешественники», «Солнышко лучистое», «Вперёд четыре шага», колонка, кроссворд «Туризм», 2 обруча
Мероприятие рассчитано на детей 6 – 9 лет, с разной степенью подготовленности и запасом знаний. Продолжительность – 1 – 1,5 часа.
Методический материал можно использовать в различных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей.
Разработка мероприятия была апробирована в ноябре 2018 года в МБДОУ Детский Сад «Теремок» города Чёрмоза, с целью повышения интереса детей к занятиям туризмом, привлечению их к здоровому образу жизни.
Предварительная работа: рассматривание и обсуждение иллюстраций, фотографий о походной жизни туристов. Знакомство со снаряжением туриста (палатка, рюкзак, одежда и т. д.). Беседы на темы: "Кто такие туристы? ", "Лекарственные растения", "Береги лес от пожара". Знакомство с аптечкой туриста. Разучивание игр по ходу движения, дидактических игр, подвижных, по ориентированию на местности, игр для наблюдательности. Инструкции по правилам поведения на маршруте, о законах и правилах поведения на природе и о традициях туристов.
Ход мероприятия
ФНГ «Если с другом вышел в путь»
(Выход участников команд)
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас необычные соревнования, они посвящены туризму. Туризм – это один из самых распространённых видов активного отдыха. И мы с вами можем сегодня стать туристами и отправиться в путешествие на поиски приключений. Но для начала, разминка:
Что в поход с собой возьмём,
Если мы туда пойдём?
Очень быстро отвечайте,
Но смотрите, не зевайте!
Называю я предмет,
Он подходит или нет?
Если «да» — в ладоши хлопни,
Если «нет» — ногою топни,
Только сильно не пыли.
Все понятно? раз, два, три…
Котелок, утюг, расчёска,
Пылесос, верёвка, соска.
Вездеход, бинокль, духи,
Две засушенных блохи,
Носовой платок и кружка,
Телевизор, кресло, клюшка,
Ну, а соль с собой возьмёшь?
Спички, гвозди, сала шмат —
Вот и собран наш отряд. Молодцы!
Ведущая: Итак, отправляемся в путешествие. (идут по кругу)
Кто шагает с рюкзаком?
Все: Мы, туристы!
Ведущая: Кто со скукой не знаком?
Все: Мы, туристы!
Ведущая: Нас в перед ведут…..
Все: Дороги!
Ведущая: Наш девиз:
Все: Всегда вперед!
Ведущая: Эй, ребята,
Все: Тверже шаг!
Ведущая: Что турист берет в дорогу?
Все: Песню, ложку и рюкзак.
(команды выстроились)
Дорогие друзья! У нас сегодня соревнуются две команды, Судит наши соревнования очень строгое, но справедливое жюри:
- Заведующая детским садом Любовь Михайловна Новикова.
- Воспитатель
- Воспитатель
Давайте поприветствуем друг друга.
1 конкурс «Приветствие команд» ( команды говорят свои названия, девизы)
- • Мы веселые туристы,
Дружим с Солнцем и Водой.
Мы шагаем и поем,
Нам преграды нипочем... - • Мы в поход собрались дружно,
Мы туристы, всё умеем.
Трудности преодолеем.
Ведущая: Итак, мы отправляемся. В путь! (сигнал)
Вбегают туристы.
Турист 1: Подождите, подождите нас, мы тоже хотим с вами.
Ведущая: Ребята, как вы думаете, кто это? (дети отвечают)
Турист 2: Да, правильно мы туристы и хотим отправиться в поход вместе с вами. Вот уже и рюкзаки собрали.
Ведущая: Ребята, а вы знаете, что нам понадобится в походе. А давайте, тоже соберём себе всё самое необходимое. Главное правило туриста – в поход нужно брать не то, что может пригодиться. А только, то без чего нельзя обойтись.
2 Конкурс «Собери рюкзак!»
(переносим по одному нужному в походе предмету , складываем в рюкзак)
Ведущая: Пока жюри оценивает результаты конкурса, уважаемые зрители, немножко встряхнёмся и, покажем, что мы тоже готовы к походу.
Игра со зрителями: Мы готовы для похода.
Поднимаем выше ноги.
Руки ставим перед грудью,
Разводить их резко будем
С поворотом – раз, два, три,
Не бездельничай, смотри!
Мы активно отдыхаем –
То встаём, то приседаем –
Раз, два, три, четыре, пять,
Вот как надо отдыхать.
Молодцы ребята, садитесь.
Ведущая: Слово жюри.(объявление результатов конкурса)
Турист 1: Вот и хорошо, всё собрали, полные рюкзаки! Пора отправляться в путь.
Турист 2: Вон замечательная полянка в лесу, рядом с озером.
Ведущая: Полянка замечательная! Но до неё ещё нужно добраться!
3 Конкурс «Доберись до места по канатной дороге»
(эстафета с препятствиями, добежать до ориентира по кочкам, держась за канат - спиной вперёд, на спине рюкзак, затем вернуться обратно)
Жюри оценивает.
(ФНГ «звуки природы»)
Турист 1: Добрались, как здесь хорошо – тишина и птички поют.
Турист 2: Слышите, лягушки квакают! И речка рядом!
Ведущая: А вот сейчас мы и проверим, как хорошо вы знаете звуки леса.
4 Конкурс"Звуки леса!"
(дети угадывают звуки природы, птиц и животных, природные явления)
Ведущая: Молодцы, ребята! Знаете, кто живёт в лесу и по звукам вместе с родителями всё правильно отгадали.
Турист 2: Молодцы - то, молодцы! Но вот мне что-то кушать захотелось. Ребята, а что можно приготовить в походе? (дети отвечают)
Турист 1: Придумал! Вот речка, в ней можно наловить рыбы и сварить уху.
Турист 2: Рыбы наловить, это я умею (достаёт из рюкзака сеть и начинает ловить.) Не получается.
Турист 1: А можно вот так (достаёт шашку динамита). У меня есть динамит. Мы её оглушим.
Ведущая: Стойте, стойте чему это вы ребят учите. Так нельзя ловить рыбу – это настоящее браконьерство. Ребята, а вы знаете, как можно ловить рыбу? Расскажите этим горе – туристам! (ответы детей)
Турист 2: Так как же всё - таки ловить рыбу?
Ведущая: Удочкой!
5 Конкурс «Рыбалка!»
(эстафета, добежать до озера, сесть на пенёк, взять удочку, поймать рыбку, положить в котелок и вернуться назад)
Турист 1: О сколько рыбы наловили! Теперь можно и уху варить.
Ведущая: Молодцы! Кто больше, давайте посчитаем!
(Считает.Жюри оценивает.)
Турист 2: А я люблю картошку печёную! Знаете, какая вкуснятина!
Ведущая: А мы сейчас так и сделаем! Смотрите, сколько картошки команды взяли с собой!
6 Конкурс «Запечь картошку!»
(эстафета: взять картошку, обернуть в фольгу, добежать до костра, положить и прибежать обратно)
Ведущая: Молодцы! Вкусный обед у нас получится!
(ФНГ «Выход Бабы Яги»)
Появляется Баба Яга.
Баба Яга: Что за шум? Что за гам? Вы кто такие и откуда вы пришли? А ну поворачивайте назад! А вот возьму и не пущу! Ходят тут всякие лес засоряют!
Ведущая: Мы не всякие, мы туристы!
Баба Яга: Те ребята тоже назвали себя туристами, а посмотрите, что натворили! А какая была поляна! Я здесь резвилась ещё в детстве, когда мне было всего сто лет! Ах! Какой был воздух! Аромат! А теперь? Та бумажка пролежит три года, а может быть и больше, пока природа переварит её. А эта пластиковая бутылка и через 50, а то и через двадцать лет не исчезнет. Что смотрите? Уходите, сказано не пущу!
Ведущая: Уважаемая Баба Яга, наши ребята знают, как нужно себя вести в лесу.
7 конкурс: «Знатоки правил поведения в лесу».
1. Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.
2. Не сшибайте грибы, даже несъедобные.
3. Не обрывайте патину и не убивайте пауков.
4. Не разоряйте птичьих гнезд.
5. Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.
6. Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.
7. Погасите костер и залейте водой.
8. Соберите органический мусор и закопайте.
Турист 1: Я тоже знаю, как нужно себя вести в лесу! (презентация)
Не порть кору деревьев
Автографом своим,
Что ты тут был, поверим,
Но лучше б ты не был!
Турист 2: Можно мне, можно мне! (читает)
Не ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева - деточка.
Баба Яга: А вот ещё важная заповедь!
Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому!
Турист 1: Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
Турист 2: Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!
Баба Яга: Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!
Турист 1: Не рви в лесу букеты,
Запомнить надо это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!
Турист 2: Не топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный – оставляй!
Баба Яга: Очень прошу вас, дети!
Запомнить заповеди эти!
И в лесу, пожалуйста, не забывайте
Их обязательно выполняйте!
Баба Яга: Запомнили? А, ну-ка скажите, куда девать мусор после себя?
8 Конкурс "Кто быстрее соберёт мусор"
(дети берут мусорные пакеты, по сигналу быстро собирают в них мусор).
Баба Яга:Я скажу вам от души -
Все ребята хороши!
Очистили мне поляну!
Справились с заданием.
До свидания! Была рада с вами пообщаться. (уходит)
Ведущая: А теперь – привал!
Турист 1: Ура!
Турист 2: Ой, а что это такое?
Ведущая: Ребята, объясните нашим друзьям, что это такое?
Совершенно верно. Это отдых. Поэтому каждая пара - мама и ребёнок отдыхать будет по-своему.
9 Конкурс «Привал».
- Мама укладывает ребёнка в спальный мешок.
- Мама с ребёнком отгадывают кроссворд.
- Мама оказывает ребёнку первую помощь (бинтуем руку).
- Мама и ребёнок собирают карту. (определяют, где находится клад)
ФНГ «Музыка для конкурса»
Ведущая: Мы с вами ходили в поход, значит, мы кто?
Дети: Туристы!
Ведущая: Какие должны быть туристы?
Туристы – это сильные, выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют.
Если турист передвигается пешком, как называется этот вид туризма?
Дети: Пеший.
Если на велосипедах, лодках, на лыжах, на конях (конный), автомобилях.
Дети: Автотуризм.
Ведущая:
Этот день мы ещё долго будем вспоминать, и на память мы хотим вручить вам медали. Слово жюри.
(награждение)
Турист 1: Мы в поход сходили
Стали все друзья.
И теперь все знают -
Нам ссориться нельзя!
Турист 2: Добрым быть совсем не просто,
Но для тех, кто не велик,
И для тех, кто выше ростом,
Сердце добрым быть велит.
Ведущая: Вот и закончились наши туристические соревнования! Надеюсь, что вы, ребята, хорошо запомнили, что нужно делать, чтобы стать настоящим туристом! Спасибо вам всем за активное участие!
Фото. Почётный круг участников соревнований.
Литература
- Методические рекомендации «Оказание первой доврачебной помощи в походах». – Курск, 2009.
- Сборник методических материалов по туризму (организация досуга на поляне и в походе). – Курск, 2008.
- Туристско-краеведческие игры для школьников. – Курск, 2008.
- Камакин О.Н. Организация досуга учащихся. – Волгоград, Учитель, 2013.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.