Авторская программа развития «Патриотическое воспитание дошкольников «Россия Родина моя!»

Автор: Ермилова Елена Александровна
ВВЕДЕНИЕ
 
Эффективность развития системы дошкольного образования напрямую зависит от стабильности функционирования каждой дошкольной организации. Программа развития – нормативная модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющего исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
Назначение Программы развития: 
  • развитие потенциала дошкольной организации
  • повышение качества его использования
  • разработка системы действий, необходимых для изменений в лучшую сторону содержания, форм и методов воспитательно – образовательного процесса.
В наше время любая образовательная организация не может работать, не реагируя на прогрессивные изменения российского общества, изменяющиеся запросы к качеству дошкольного образования. Детский сад сегодня – это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям.
Программа развития спроектирована исходя из конкретного анализа состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей (законных представителей) воспитанников.
Программа развития направлена на сохранение позитивных достижений МБДОУ детского сада № 3 с. Таремское,  обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, внедрение в практику работы современных педагогических технологий. В связи с модернизацией системы дошкольного образования в Программе учтено внедрение инновационных форм работы с детьми и родителями, переориентация педагогического коллектива на современные образовательные дошкольные программы, технологии в условиях развития ДОУ нового поколения.
Статус программы развития: нормативно стратегический документ дошкольного образовательного учреждения, в котором отражаются цель и комплекс мероприятий, направленных на решения задач при переходе в инновационный режим жизнедеятельности и принявший за основу программно – целевую идеологию развития. 
Сроки реализации Программ развития: на 2018 - 2021 г.г.
 
 
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 3 «Улыбка» с. Таремское
 
Наименование организацииМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Улыбка» с. Таремское           (МБДОУ детский сад № 3 с. Таремское)
Руководитель Программы развитияЗаведующий МБДОУ детского сада № 3 с. Таремское  
Архипова Екатерина Андреевна
Участники Программы развитияТворческий коллектив педагогических работников ДОУ
Основания для разработки Программы развития
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного  общего образования (воспитатель, учитель)».
  • Устав образовательного учреждения;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
  • Анализ деятельности МБДОУ детского сада № 3 с. Таремское 2015-2018 годы;
Название Программы развитияПрограмма развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 3 «Улыбка» с. Таремское на 2018-2021 годы
Цель Программы развитияСоздание условий  для нравственно – патриотического воспитания через социально-нравственное и гражданско- патриотическое воспитание.
Задачи Программы развития
  • Развитие нормативно – правовых, организационных, информационно – методических ресурсов для реализации педагогических проектов 
 
  • Обеспечение кадровой политики для внедрения инноваций образовательного процесса в области социально – нравственного и гражданско – патриотического  воспитания.
  • Разработка и внедрение образовательных и здоровьесберегающих проектов, обеспечивающих социально – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание в ДОУ.
  • Совершенствование системы социального партнерства с целью привлечения дополнительных ресурсов для реализации инновационных образовательных проектов социально – нравственной и гражданско – патриотической нравственности.
  • Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально – нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей.
Сроки и этапы выполнения, Программы развития (подпрограмм, проектов)
  • 1 этап – подготовительный, разработка основных идей Программы 2018-2019уч.г.
  • 2 этап – основной. Реализация ведущих направлений Программы развития 2019-2020уч.г.
  • 3 этап – обобщающий. Определение эффективности реализации Программы развития. Обобщение результатов реализации Программы. Определение перспектив дальнейшего развития (2020-2021 уч.г.).
Перечень подпрограмм (проектов) и основных мероприятий (в случае наличия)
  • Проект «Родной свой край – люби и знай»
  • Проект «Любовь к родине начинается с семьи»
  • Проект «Музейные встречи»
 
Источники финансового обеспечения Программы развитияВыполнение Программы развития обеспечивается за счет средств:
  • бюджетных в рамках текущего финансирования;
  • внебюджетных источников: дополнительно привлеченные средства (спонсорские средства, родительская плата, добровольные пожертвования и прочие доходы, разрешенные нормативно – правовыми документами)
Ожидаемые результаты реализации Программы развитияНа уровне ДОУ
  • повышение уровня организационного обеспечения и методического сопровождения системы социально – нравственного и гражданско – патриотического воспитания в МБДОУ 
  • внедрение интегрированных образовательных проектов, новых методик и технологий работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию (не менее 7 проектов)
  • создание и оптимальное функционирование современного природно – ландшафтного комплекса на территории МБДОУ(на всех площадках МБДОУ)
  • привлечение социальных партнеров:
Совет ветеранов Павловского района;   Дом культуры       с. Таремское; Музыкальная школа; Павловский исторический музей.
На уровне воспитанников
  • сформированы качества личности соответствующих высокому уровню патриотической культуры, основанной на знании и уважении истории России, культуры населяющих ее народов, гордости за российские достижения 
  • сформирована социально активная личность, способная осознанно понимать и любить окружающий мир, семью, Родину, соблюдать моральные нормы общества 
  • участие воспитанников в городских, Всероссийских и Международных конкурсах по патриотическому воспитанию 
  • снижение детской заболеваемости, осознание ценности здорового образа жизни 
На уровне педагогов
  • освоение музейной педагогики в профессионально – педагогической деятельности по вопросам нравственно патриотического воспитания 
  • эффективная реализация образовательных проектов МБДОУ 
  • внедрение новых технологий и современных подходов в процесс социально – нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей
  • рост компетентности и творческой активности педагогов МБДОУ посредством профессионально педагогического взаимодействия, обобщение успешного опыта в области патриотического воспитания с целью его практического использования 
  • распространение педагогического опыта среди общественности 
Система организации контроля реализации Программы развития, периодичность отчёта исполнителей, срок предоставления отчётных материаловПостоянный контроль за реализацией Программы развития осуществляет администрация МБДОУ детского сада № 3 с. Таремское с ежегодным обсуждением результатов на итоговом Педагогическом Совете.
 
 
II.ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ РЗДЕЛ
 
Визитная карточка МБДОУ
Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Улыбка» с. Таремское.
Год образования учреждения: 17 октября 1983 г.
Вид деятельности: образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: № 9739 от 13.12.2011 г. С приложением (срок действия – бессрочно).
Устав: утвержден постановлением администрации Павловского муниципального района Нижегородской области от 25.02.2015 года № 38.
Учредитель: Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области.
Режим работы МБДОУ:  с понедельника по пятницу с 6.00 до 18.00 часов (суббота и воскресенье – выходные дни).
Заведующий МБДОУ: Архипова Екатерина Андреевна, телефон 7-06-79.
Организационно – правовая форма: бюджетное учреждение.
Общая численность штата: 27 человек.
Число детей посещающих МБДОУ: 106 человек.
Контингент воспитанников: 5 групп для детей в возрасте с 1 до 7 лет.
Уровень и направленность реализуемых программ: Основная общеобразовательная программа – образовательная программа МБДОУ детского сада № 3 с. Таремское, разработана с учетом ФГОС ДО.
Язык, на котором осуществляется обучение в МБДОУ: русский.
Основные направления деятельности МБДОУ: разностороннее развитие детей с 1 года до 7 лет, с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Контактная информация
 
 
Проблемный анализ деятельности ДОУ 
и потенциальных возможностей перехода на современную модель 
дошкольного  образования.
 
Анализ результатов образовательного прогресса. 
 
Образовательный процесс предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектов окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира о малой родине и Отечестве, предоставлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразие стран и народов мира. Образовательный процесс включает непрерывную познавательную деятельность, экспериментальную исследовательскую деятельность, игровую деятельность, экскурсии, проектную деятельность. Развитие детей осуществляется в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы МБДОУ, в основе которых лежит развитие ребенка в процессе специфических для дошкольников видах деятельности. Образовательная деятельность строится с учетом индивидуальных психофизических особенностей и возможностей каждого ребенка. Ребенку предоставляется возможность  проявлять инициативу, творчество, самостоятельность. 
Анализируя: познавательное развитие детей в МБДОУ, следует отметить, что педагогами успешно реализуются педагогические технологии, направленные на развитие познавательной активности при сохранении психического здоровья детей; библиотечный фонд, который представлен методической литературой по всем образовательным областям образовательной программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. 
В 2017 году Детский сад приобрел  наглядно-дидактические пособия:
− серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», «Расскажите детям о…», «Играем в сказку», «Грамматика в картинках», «Искусство детям»;
− картины для рассматривания, плакаты;
− комплекты для оформления родительских уголков;
− рабочие тетради для воспитанников.
Однако,  на основе анализа образовательного процесса следует выделить проблему:
 Благодаря интенсивному развитию познавательного, речевого, художественно – эстетического направления образовательного процесса воспитанниками достигнуты высокие показатели, однако в социально – нравственном и гражданско – патриотическом направлении образовательный процесс развивается медленнее, что сказывается на уровне формирования некоторых интегративных качеств личности воспитанников.
 
Кадровый потенциал педагогических работников МБДОУ
 
В настоящее время образовательный процесс в МБДОУ осуществляют 11 педагогов. Основные данные о кадровом составе педагогов предоставлены в таблице 1.
 
Таблица 1. Основные сведения кадрового состава.
Образовательный ценз:Педагогический стаж:Возрастной ценз:Аттестация:
Высшее – 8
Среднее специальное – 3
 
До 5 лет – 2
От 5 до 10 лет – 3
От 10лет до15 лет –3 
Более 15 лет – 3
 
От 25 до 35 лет – 3
От 35 до 40 лет – 4
От 40 до 55 лет – 3
Свыше 55 лет–1
 
Высшая КК – 1
Первая КК – 4
Сзд – 4
Без КК – 2
 
 
МБДОУ полностью укомплектовано педагогическими кадрами на 100%, согласно штатного расписания. Половина педагогов составляют опытные специалисты, имеющие стаж более 10-20 лет. Приток молодых педагогов увеличил долю специалистов, имеющих стаж менее 5 лет. Такая ситуация говорит о том, что коллектив молодой и перспективный, а так же педагоги имеющие стаж более 15 лет могут быть благоприятно использованы для наставничества. Уровень образования педагогов все же немного превышает высшим профессиональным образованием.
В 2017 – 2018  году педагоги МБДОУ приняли участие как в методической деятельности МБДОУ так и в других методических мероприятиях:
Муниципальный уровень
- выступление воспитателя на районном методическом объединении на тему «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании детей раннего возраста»
- родительская конференция «Экологическое воспитание дошкольников». Показ фильма.
Региональный уровень
− участие старшего воспитателя в межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического образования детей дошкольного возраста»;
Всероссийский уровень
-участие воспитателя во II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы перспективных научных исследований»
-участие воспитателя в II Международном педагогическом форуме молодых ученых «Педагоги и образование в России и за рубежом: проблемы и перспективы развития».
В 2017 - 2018 году педагоги МБДОУ приняли участие в конкурсах разного уровня:
Уровень дошкольного учреждения
- смотр-конкурс «Лучший речевой центр среди дошкольных групп ДОУ».
- творческий конкурс среди педагогов ДОУ «Мир открытий».
Муниципальный уровень
- муниципальный этап областного конкурса (в рамках программы «Разговор о правильном питании»). Конкурс детских проектов (участие).
- конкурс среди дошкольных образовательных учреждений «Лучший сайт ДОУ».
- конкурс «Лето осень повстречало!». Осенняя композиция.
- конкурс экологических проектов для педагогов ДОУ «Путешествие в мир природы».
Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, эффективно участвуют в работе методических объединений, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, а также саморазвиваются. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников.

Однако, можно выделить следующие проблемы: 
недостаточный уровень владения педагогами современными информационно – коммуникационными технологиями; 
-  недостаточный уровень компетенции педагогов, позволяющих оптимально реализовать процесс организации патриотического воспитания, развития толерантности дошкольников.
Таким образом можно выделить следующие перспективы развития в области управления персоналом МБДОУ:
- повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ;
- повышение квалификации педагогов в области социально – нравственного и гражданско – патриотического воспитания;
- создание условий для обобщения и представления опыта педагогами своей деятельности.
 
 
 
Результаты анализа внешней среды.
 
МБДОУ ведет сотрудничество со школой, детским садом №2 «Светлячок» с.Таремское, Домом Культуры (музей, библиотека, филиал музыкальной школы, танцевальный кружок), Таремской амбулаторией, ведется работа по пропаганде безопасности дорожного движения и пожарной техники безопасности   с приглашением инспектора ГИБДД и пожарной части.  Что способствует всестороннему развитию детей, и в первую очередь развитию их первоначальных представлений о доме, семье, малой Родине, а значит о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Так как село Таремское расположено в двух километрах от города Павлово, кроме вышеперечисленных учреждений социума, детский сад также сотрудничает с социальными институтами, расположенными на территории районного центра: Дворец Культуры, Дворец творчества, ФОК «Звезда», Информационно-диагностический кабинет, Павловский исторический музей, Павловский выставочный зал. 
Основные направления сотрудничества с социальными партнерами предоставлены в таблице 2.
Таблица 2. 
ОрганизацияСодержание работы
1.МБОУ СШ с. ТаремскоеПреемственность в образовании, экскурсии, взаимопосещения занятий, совместное проведение собрании для родителей.
2.МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок» с. ТаремскоеПроведение совместных мероприятий: «День здоровья», «День поселка», «Масленица», «Родительская конференция», «Мини музей».
3.Дом культуры с. ТаремскоеПосещение мероприятий для детей, участие в выставках детских работ, концертах, конкурсах. Экскурсия в библиатеку.
4.ГИБДД и пожарная часть г. ПавловоПроведение экскурсий, развитие предоставлений у детей о работе пожарных по охране и жизни людей, о технике помогающей тушить пожар. Привлечение сотрудников ГИБДД и пожарной части с пропагандой безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.
5.Павловский исторический музейПроведение экскурсий, развитие предоставлений у детей об истории и культуре человечества.
6.Музыкальная школаПроведение музыкальных концертов, знакомство детей с игрой на детских музыкальных инструментах
 
Социальные условия микрорайона способствуют успешной социализации воспитанников МБДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с социальной деятельностью, не покидая пределов микрорайона.
Можно выделить следующие проблемы:
Недостаточность форм и механизмов социального партнерства образовательных с различными культурно – просветительными организациями, учреждениями дополнительного образования: библиотеками, театрами, музеями микрорайона в области гражданско – патриотического воспитания.
Можно выделить следующие направления развития:
Расширение возможностей социального партнерства учреждения (возможность участвовать в конкурсах социальных и культурных проектов разног уровня, привлечь совет ветеранов Павловского района, с целью совершенствования образовательного пространства МБДОУ).
 
Взаимодействие МБДОУ с семьями воспитанников.
 
Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется в адаптационный период организацией знакомства с МБДОУ. Кроме того выявляются потребности, интересы и возможности семьи, разрабатывается система мероприятий и подбор дифференцированных форм работы. Совместно с родителями (законными представителями) воспитанников реализуются общие мероприятия:
-  общие и групповые собрания (по плану);
-  консультации;
- информационные стенды (отражали содержание и направленность работы ДО и групп);
- участие родителей в образовательной деятельности: праздники, развлечения, конкурсы, выставки, конференции;
- индивидуальные консультации специалистов
- информационные ширмы (папки) по профилактике заболеваний и укрепления здоровья детей, подготовка к школе;
- обустройство участков и  помещений детского сада;
- издание газеты в МБДОУ.
Педагогами организовываются и нетрадиционные формы общения с родителями, с целью повышения уровня компетентности родителей: «За круглым столом», «Вопрос-ответ». 
С целью довести до родителей информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности, с целью размещения на родительском стенде практического материала, информации о том, чем занимается ребенок в детском саду, рекомендации, советов, заданий, а так же размещение нормативных документов, объявлений, реклам, папок – передвижек и др., педагоги детского сада используют яркие, привлекательные родительские уголки. Так же всю необходимую информацию о жизни детского сада родители могут найти на официальном сайте ДОУ.
В течение 2017 – 2018 года администрацией ДОУ обдумывались и внедрялись формы и методы работы по привлечению родителей к управлению, к укреплению материально-технической базы, к обогащению предметно-пространственной среды на участках детского сада.
В МБДОУ проводится ежегодный социологический опрос родителей о степени их удовлетворенности услугами ДОУ. По результатам анкетирования 85% родителей выразили положительную оценку деятельности детскому саду. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество и остаются не равнодушными к жизнедеятельности учреждения. 
Можно выделить следующую проблемы:
- во взаимодействии МБДОУ с родителями воспитанников мало внимания уделяется в области гражданско – патриотического воспитания детей;
- не достаточный уровень правовой компетенции родителей.
Можно выделить следующие направления развития: 
- вовлечь родителей в процесс приобщения детей к патриотическому воспитанию, через формирование у детей знаний родной культуры и воспитанием у них гордости за свою культурную принадлежность, возрождением традиций семейного воспитания, а так же через современные технологии (интернет – ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОУ и др.)
 
Анализ материально – технических условий.
 
Детский сад находится в отдельно стоящем двухэтажном здании, построенном по типовому проекту.
Территория МБДОУ по периметру ограждена металлическим забором. Учреждение имеет самостоятельный выход (вход) для детей въезд (выезд) для автотранспорта. Имеется наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории соответствует требованиям.
На территории МБДОУ имеются 5 прогулочных участков, огороженных друг от друга зеленой изгородью и металлическим забором, в рамках экологической тропы в ДОУ имеется большое количество видов лиственных пород деревьев, кустарников. На каждом прогулочном участке имеются веранды, песочницы, лесенки для лазания, лавочки, столики. В летнее время  в конце мая в песочницы завозится свежий песок, высаживается огород, оформляются газоны, клумбы и цветники. Обустроен участок (экологическая тропа) с целью формирования у детей экологических представлений об окружающей природе, воспитания бережного отношения к ней.
Здание оборудовано системами водоснабжения, освещения, отопления, канализации. Здание и оборудование отвечают требованиям СанПин и техники безопасности, пожарной безопасности, что подтверждается актами соответствующих служб.
МБДОУ оборудовано следующими системами:
- системой автоматической пожарной сигнализации;
-системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией;
- системой тревожной кнопки.
Структурными компонентами МБДОУ являются:
- 5 групп
- 1 группа нежилая 
- музыкальный зал
- медицинский блок
- пищеблок
- прачечная
- кабинет заведующего
-методический кабинет
- костюмерная
В каждой группе имеется: приемная, групповая, спальня, буфетная, туалетная и умывальная разделена, детская мебель и оборудование.
Предметно – развивающая среда детского сада обеспечивает все условия для организации все видов детской деятельности, организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям. В группах оборудованы различные центры активности для развития детей: цент искусств, центр игр и игрушек, театральный центр, центр литературы, центр здоровья и физического развития, цент науки и природы, центр строительства, центр дидактических и настольных игр, центр песка и воды, речевые центры, цент сенсорики (группа раннего возраста), уголки уединения. В каждой группе имеется необходимый, разнообразный игровой материал, накоплено и систематизировано методическое обеспечение реализуемой образовательной программы. В группах имеется дидактический материал, изготовленный сотрудниками и родителями для развития сенсорных эталонов, мелкой моторики рук, сюжетно – ролевых игр и т.д.
Однако, исходя из анализа, можно сказать, что все базисные компоненты развивающей предметной среды детского сада включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
На ряду, с этим существует ряд проблем:
- особо следует отметить низкий уровень ресурсного обеспечения проектов, мини – музеев направленных на воспитание патриотизма в МБДОУ;
- требуется пополнение центров активно для развития детей в области гражданско – патриотического воспитания.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение проблем в организации нравственно – патриотического воспитания и развития толерантности.
 
 
III.КОНЦЕПТУАЛЬНО – ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
 
Основная идея развития МБДОУ.
 
На основе проблемного анализа деятельности учреждения и его внешней среды была сформулирована основная идея развития МБДОУ. Основой идеей развития нашего МБДОУ является создание педагогических условий для воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Приоритетными направлениями в дошкольном образовании является социально – нравственное и гражданско – патриотическое развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Усилия общества и государства  направлены сегодня на воспитание у детей активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, воспитания уважения и доброжелательности к каждому человеку. Настораживает то, что под массивным воздействием зарубежной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно – патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2017-2021 г.г.» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Внедрение мини – музеев в педагогический процесс МБДОУ, использование информационно – коммуникационных технологий, осуществление системности и целостности работы, взаимодействие, преемственность детского сада и семьи – важное условие совершенствования системы образования нашего дошкольного учреждения.
 
Основные направления Программы развития МБДОУ.
 
  • Развитие методической поддержки системы социально – нравственного и гражданско – патриотического воспитания, включающее:
- изучение успешного опыта с целью выявления и использования наиболее эффективных практик социально – нравственного и гражданско – патриотического воспитания;
-   создание единой системы методической и предметно-развивающей составляющей
процесса социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социально-
нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников, а именно:
- создание условий для совершенствования педагогами теоретических знаний, методов и приемов социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- формирование системного мировоззрения, практико-ориентированного интеллекта, профессиональной мобильности через взаимодействие с педагогической и научно-
педагогической общественностью города и области;
- стимулирование самостоятельного творчества педагогов, целеустремленности и
настойчивости, способности генерировать новые идеи, самостоятельно решать проблемы, реализовывать творческие идеи на практике, быть готовым к инновациям, способности к риску через реализацию педагогической проектной деятельности в ДОУ;
- повышение эффективности использования новых технологий и современных подходов в процессе социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей посредством организации экспериментально-опытной педагогической деятельности;
  • Формирование представлений о социально-нравственных ценностях через нравственно-эстетические эталоны в жизни и искусстве:
- реализация общественно значимых проектов: «Родной свой край – люби и знай», «Любовь к Родине начинается с семьи», «Музейные встречи»;
  • Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей;
  • Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья
 воспитанников на основе научно обоснованных технологий.
 
 
 
 
 
Концептуальный проект развития образовательного учреждения.
 
Изменения, произошедшие в содержании дошкольного образования, поставили образовательные учреждения перед необходимостью пересмотра содержания, способов обучения, поиска новых путей и развития ребёнка.
Пространство развития дошкольного образовательного учреждения состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, воспитанников. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в системе «педагог - ребенок — родитель».
Решению задач социально-нравственного и гражданско-патриотического развития способствует организация педагогического процесса на основе личностно ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Ребёнок в таком случае рассматривается не как объект педагогических воздействий, а как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений.
 
Основная цель Программы развития.
 
Обеспечение социально – нравственного и гражданско – патриотического воспитания дошкольников посредством разработки и внедрения социально – значимых образовательных проектов.
 
Задачи Программы развития.
 
1. Развитие нормативно-правовых, организационных, психолого-педагогических, информационно-методических ресурсов для реализации педагогических проектов социально- нравственной и гражданско-патриотической направленности.
2. Обеспечение кадровой политики для внедрения инноваций образовательного процесса в области социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
3. Разработка и внедрение образовательных и здоровьесберегающих проектов, обеспечивающих социально-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ.
4. Совершенствование системы социального партнёрства с целью привлечения дополнительных ресурсов для реализации инновационных образовательных проектов социально-нравственной и гражданско-патриотической направленности.
5. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей.
 
Содержание образовательного процесса, модели его развития, стратегии и тактика развития.
 
Содержание деятельности дошкольного учреждения строится в соответствии с ФГОС ДО. Воспитание социально-нравственных и гражданско-патриотических чувств дошкольников реализуется через разные формы (НОД, организованная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями) и виды деятельности, в тесном контакте педагога, детей и родителей.
Основные направления деятельности ДОУ, в период реализации Программы развития:
  • Воспитательно-образовательная деятельность направлена на создание условий для проявления самостоятельной инициативы детей в познавательной, продуктивной, коммуникативной и других видах детской деятельности, с целью накопления опыта партнёрского взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Построение образовательного процесса осуществляется по комплексно-тематическому принципу с учётом интеграции образовательных областей. Это позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному уровню. 
  •  Развитие развивающей предметно-пространственной среды направлено на повышение материально- технического обеспечения, создания мини-музеев, природных зон на территории ДОУ. Организация РППС будет направлена на безопасность ребёнка, обеспечивать чувство комфорта, эмоциональное благополучие и психологическую защищённость, предполагать свободный выбор ребёнком видов деятельности и материалов, соответствующих интересам и возможностям каждого. 
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов предполагает глубокое изучение теории, пособий, методических рекомендаций по созданию мини-музеев, новинок в социально- нравственном и гражданско-патриотическом воспитании; раскрытие творческого потенциала педагогов, стимулирование их к развитию и самообразованию, использование ИКТ, сетевое взаимодействие, участие в педагогических советах, мастер- классах, тренингах, семинарах- практикумах, круглых столах, освоение и наработка ППО. 
  • Работа с родителями направлена на информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей. Предполагается проведение традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей: родительские собрания, консультации, совместные экскурсии, встречи с интересными людьми, семейные клубы, викторины с целью повышения педагогической компетентности родителей. 
  • Взаимодействие с социумом - направлено на привлечение общественности к социально- нравственному и гражданско-патриотическому развитию.
 
Механизм реализации Программы развития.
 
Основой реализации программы развития ДОУ являются составляющие ее проекты и программы. Развитие системы социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в детском саду предполагается через реализацию образовательных проектов: «Родной свой край – люби и знай»,  «Любовь к родине начинается с семьи», «Музейные встречи».
  • Методическое и организационное сопровождение реализации проектов программ будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа администрации, педагогов, родителей воспитанников, представителей общественных организаций и учреждений социального партнёрства. 
  • Разработанная в Программе концепция развития МБДОУ будет использована в качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке планов, программ и проектов.
  • Мероприятия по реализации проектов и программ включаются в годовой план работы образовательной организации. 
  • Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях и представляться через Публичный доклад заведующей ДОУ ежегодно. 
  • Предполагается организация и проведение серии семинаров, способствующих психологической и практической готовности педагогического коллектива к деятельности по реализации проектов.
Основные цели, задачи и планируемые результаты инновационных образовательных
проектов.
Проект «Родной свой край – люби и знай»
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории, культуре и природе родного края
Задачи проекта:
- Формирование у детей знаний о родном районеселе: истории, символике, достопримечательностях, о памятниках природы, а также о ведущих промышленных предприятиях, об экологической ситуации в городе и регионе.
- Познакомить детей с культурой и традициями района и села.
- Воспитание в детях чувства любви к своему селу, району, уважения к его традициям и обычаям
- Формирование основ экологической культуры у детей и их родителей, активизация совместной деятельности по охране окружающей среды.
Предполагаемый результат:
- Сформированы знания о родном селе, районе.
-Увеличение количества детей и родителей, принимающих участие в совместных мероприятиях, посвященных культуре Павловского района и села.
- Приобретение дошкольниками навыков вербального и невербального общения с детьми и взрослыми.
- Сформированы у детей основы гуманного поведения по отношению к природе, пожилым людям, детям-сиротам.
Темы: «Путешествие по родному селу»,  «Наше село Таремское», «Экологическая тропа», «Благоустройство территории», «Природные богатства с.Таремское»
Цель: закрепление и расширение знаний о родном селе.  
Задачи:
1.Познакомить с историей возникновения села. Обратить внимание на то, что село - результат труда людей разных поколений. Формирование чувства сопричастности и
гордости к истории своей Родины.
2.Подчеркнуть,что история села неотделима от истории страны.
3. Знакомство детей с особенностями ландшафта, растительности, животным миром родного края.
4. Формирование у детей экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для дошкольников, так и для самой природы .
5.Ознакомление детей с русскими сказками.
Ожидаемые результаты: 
1.Дети знают историю своего села 
    2.Забота о природных ценностях села
    3.Уважение традиций села 
          4. Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
           5.Позитивное отношение ребенка к окружающему миру о самом себе.
 
Проект «Любовь к родине начинается с семьи»
Цель проекта:
Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому сада.
Задачи проекта: 
Воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду.
- Создание эмоционально благополучной атмосферы в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения.
-Включение детей в общественно значимую практическую деятельность для
детского сада и семьи.
- Создание образовательной среды в которой ребенок имеет возможность свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
- Создание условий для активного вовлечения родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат:
Расширятся представления об отношениях в семье;
- Появятся начальные представления о семейных традициях;
- Обогащение словарного запаса;
- Появление чувства: сострадания, внимания к родным и близким, стремление к взаимопомощи.
Проект «Музейные встречи»
Цель проекта:
Создание условий для активного освоения культуры родного народа, становления духовного мира, основ нравственности средствами музейной педагогики.
Задачи проекта: 
- Приобщение ребенка к миру искусства через социокультурную среду музея.
- Воспитание ценностного отношения к художественным коллекциям культурно-исторического значения.
- Ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями различных народов, используя все виды народного творчества, декоративно-прикладного искусства и фольклора.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков детей, педагогов и родителей.
- Формирование желания познавать и возрождать лучшие традиции родного народа:
трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
- Обогащение словарного запаса детей в соответствии с возрастными характеристиками
новыми понятиями и историческими данными.
- Развитие художественного восприятия, образного мышления, художественного словаря ребенка.
- Пропаганда работы музея «Русская изба» через проведение выставок, экскурсий, публикацию материалов в СМИ 
Приобщение детей к родной культуре, посредством ознакомления с народными промыслами и традициями родного края
Предполагаемый   результат  :
- Повышение уровня развития практических, умственных и художественных способностей детей , эстетического восприятия действительности;
- Обогащение связной речи, словаря детей новыми понятиями;
- Воспитание таких нравственных качеств, как доброта, отзывчивость, чуткость;
- Насыщение жизни ребенка интересными событиями, формирование его
духовной культуры.
Темы: 
«Встреча с интересными людьми» , «Умельцы села», «Культура и традиции родного народа»   
Задачи:
Познакомить с людьми, прославившими село. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей города. 
Ожидаемые результаты: 
-Уважение к жителям города. 
-Забота о культурных ценностях села
-Расширение знаний о традициях родного народа
 
 
Этапы реализации Программы развития и ожидаемые результаты.
 
СрокиЭтапыОжидаемые результаты
 
2018-2019уч.г.
 
Подготовительный
Система специально созданных условий в ДОУ.
- Анализ условий для практической Программы развития, разработка основных идей Программы
-Определить степень программно-методического обеспечения  для реализации программы;  
-Определить степень готовности предметно-развивающей среды и материально-технических условий; 
- Определить степень взаимодействия с социумом; 
-Определить степень готовности педагогов для перехода к следующему этапу. Анализ условий для практической Программы развития, разработка основных идей Программы .
- Формирование творческих группы 
- Проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов, деловых игр для педагогов по изучению новых программ и технологий по социально-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
-Проведение семинаров и тренингов по организации проектной деятельности, создания компьютерных презентаций для детей.
-Пополнить патриотические центры в группах. 
-Консультирование родителей.
-Анализ и обобщение результатов первого этапа реализации программы развития. 
 
 
2019-2020уч.г.
 
Основной
Качественное преобразование воспитательно-образовательного процесса.
-Организация работы проектной творческой группы
-Организация внедрения проектов :
Проект «Родной свой край – люби и знай»
Проект «Любовь к родине начинается с семьи»
Проект «Музейные встречи»
- Изготовление дидактических пособий по вновь внедряемым программам, технологиям, методикам.
-Создание системы взаимодействия с родителями через использование  компьютерных презентаций для проведения собраний по патриотическому воспитанию дошкольников
-Изучение семейного опыта в ДОУ по социально-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников 
-Анализ и обобщение результатов второго этапа реализации программы развития.
 
2020-2021 уч.г.
 
Обобщающий
Оформление результатов реализации Программы развития.
- Анализ деятельности учреждения по реализации Программы 
-Обобщение результатов реализации Программы.
-Определение перспектив дальнейшего развития.
-Публикации опыта работы педагогов ДОУ в периодических и педагогических изданиях, интернет сайте ДОУ, образовательных и педагогических сайтах интернет сообществ.
 
 
 
Критерии, оценки эффективности реализации Программы развития ДОУ
 
Основными критериями оценки эффективности реализации программы развития, на наш взгляд, являются:
  • Согласованность основных направлений и приоритетов программы с федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами в области образования. 
  • Реализация учреждением ФГОС дошкольного образования.
  • Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.
  • Рост материально-технического и ресурсного обеспечения ДОУ.
  • Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством предоставляемых ДОУ услуг.
На основе данных критериев, задач и направлений Программы развития можно сформулировать основные целевые показатели эффективности Программы развития. Эти целевые показатели представлены в таблице .
Таблица 3 . Основные целевые показатели эффективности Программы развития МБДОУ
Ожидаемые результаты реализации Программы развитияЦелевые показатели эффективности Программы развития
Задача 1. Развитие нормативно-правовых, организационных, психолого-педагогических,
информационно-методических ресурсов для реализации педагогических проектов
социально-нравственной и гражданско-патриотической направленности.
1. В ДОУ создана эффективная система
управления, обеспечивающая успешное
функционирование и развития учреждения;
2. В МДОУ создана и эффективно используется диагностика уровня социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
3. В МДОУ создана методическая база для
организации социально-нравственного и
гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
1.Количество новых локальных актов,
обеспечивающих функционирование
новой модели образовательного
процесса.
2. Количество совместных с
социальными партнерами программ и
проектов.
3. Количество методических пособий,
статей, рекомендаций по организации
социально-нравственного и
гражданско-патриотического
воспитания дошкольников.
4. осведомленность родителей и
педагогов об уровне развития и
организации социально-нравственного
и гражданско-патриотического
воспитания дошкольников.
5. Наличие документов, отражающих
индивидуальные траектории развития
детей с учетом особенностей развития
Задача 2. Обеспечение кадровой политики для внедрения инноваций образовательного
процесса в области социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
1. В учреждении работает
высокопрофессиональный творческий
педагогический коллектив, мотивированный на инновации, владеющий умениями проектной и исследовательской деятельности;
2. Педагоги применяют в своей практике
современные технологии организации
социально-нравственного и гражданско-
патриотического воспитания дошкольников
1. Доля педагогов, повысивших
квалификацию - 100% (ежегодно)
2. Доля педагогов, имеющих первую и
высшую квалификационную
категорию
3. Количество педагогов реализующих
образовательные и учебные проекты в
течение года
4.Увеличение доли педагогических
работников, участвующих в
профессиональных конкурсах разного
уровня 
5. Количество публикаций педагогов в
научных и практических изданиях
различного уровня
Задача 3. Разработка и внедрение образовательных проектов, обеспечивающих социально- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ.
1. ДОУ предоставляет обучающимся
качественное дошкольное образование, что
подтверждается через выполнение
показателей муниципального задания
повышения качества освоения программ,
увеличению количества участников и
организаторов социально-значимых
мероприятий, рост числа победителей и
призёров творческих состязаний для
дошкольников;
2. В МБДОУ имеется эффективная система
педагогического сопровождения социально-
нравственного и гражданско-патриотического воспитания
1.Доля воспитанников, успешно
освоивших программы 
2.Отсутствие жалоб и случаев
травматизма обучающихся во время
образовательного процесса,
проведения массовых мероприятий по
причине не обеспечения безопасных
условий (абсолютный показатель)
3.Доля детей, активных участников,
социально-значимых мероприятий
4. Количество проведенных
мероприятий гражданско-
патриотического направления к
общему количеству запланированных
Задача 4. Совершенствование системы социального партнёрства с целью привлечения
дополнительных ресурсов для реализации нновационных образовательных проектов
социально-нравственной и гражданско-патриотической направленности.
1.Материально-техническая база в МБДОУ
соответствует требованиям к образовательному процессу.
2. В МБДОУ создана система привлечения
внебюджетных средств для обеспечения
развития учреждения.
1. Уровень соответствия материально-
технической базы каждой группы
требованиям ФГОС ДО.
2. Количество договоров с внешними
партнерами по привлечению внебюджетных средств;
3. Увеличение количества
внебюджетных средств, привлеченных
за счет реализации грантовых проектов
Задача 5. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи по
вопросам социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей
1. Высокий уровень развития культуры
семейного воспитания детей на основе семейных традиционных духовно-нравственных ценностей
1.Доля родителей, участвующих в
мероприятиях МБДОУ, в том числе в
органах общественного управления.
2. Уровень удовлетворенности
родителей результатами образовательного процесса и условиями его реализации
3. Доступность взаимодействия с
получателями образовательных услуг -
действенность обратной связи на
основе фиксирование предложений по
улучшению работы организации.
4.Актуализация информации на
официальном сайте. (ежедневное
обновление) Удовлетворенность
работой сайта 
 
 
 
 
 
Методы оценки некоторых показателей результативности и эффективности Программы развития
 
Участники ООПоказателиМетоды изучения
Воспитанники ДОУ- сформированы качества развития патриотической культуры, основанной на
знании и уважении истории России, культуры, населяющих ее народов, гордости за российские достижения;
- сформирована социально-активная личность, способная осознанно понимать и любить окружающий мир, семью, Родину, соблюдать моральные нормы общества.
- наблюдения и беседы с детьми
в разных видах деятельности;
- методика нравственного
развития«Закончи историю»
Калининой Р.М.;
- методики Николаевой С.Н. «Добровольные
помощники», «Кончился корм»;
- мониторинг качества освоения
ООП дошкольного образования.
Педагоги ДОУ- сформированность высокого уровня профессионального мастерства;
- участие в профессиональных конкурсах;
- сетевое взаимодействие, участие РМО, педсоветах, семинарах и т.д.
- освоение музейной педагогики в профессионально педагогической
деятельности по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- повышение профессиональной
компетентности педагогов, улучшение качества работы по нравственно-патриотическому воспитанию через освоение ИКТ.
- тестирование;
- анализ статистических данных;
- анализ документации.
Родители ДОУ- осознание родителями важности нравственно- патриотического воспитания
в развитии ребенка и его становления личности;
- активное участие в жизни ДОУ
- анкетирование;
- анализ статистических данных.
 
Финансовый план реализации Программы развития
 
 Направление финансирования2018 (тыс. руб)2019 (тыс. руб)2020 (тыс. руб)2021 (тыс. руб)Источник финансирования
1Учебно - методическое
обеспечение
     
- методическая литература,
художественная литература
30,0030,005,00 областной бюджет, внебюджет
 
- государственная символика,
экспонаты для музея
15,0015,0010,00 областной бюджет, внебюджет
- повышение квалификации педагогов ( курсы, семинары) 20,0020,00 областной бюджет
2Преобразование развивающей
предметно - пространственной
среды.
Реализация концепции:
     
- приобретение необходимого
оборудования, костюмов, дидактических пособий.
 50,0050,0050,00внебюджет, местный бюджет
- игровое оборудование, игрушки 60,00100,0060,00областной бюджет
-компьютерная техника, проектор (старшая подготовительная группа)60,0060,00  областной бюджет
3Модернизации здоровьесберегающей среды     
-спортивное оборудование 30,0030,00 областной бюджет
-оформление уголков для релаксации 15,0015,00 местный бюджет, внебюджет
4Территория детского сада     
Приобретение и установка малых форм на групповых площадках 130,00 250,00областной бюджет

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.