Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в утренний отрезок времени «Экспериментирование с воздухом»

Автор: Бударина Наталья Алексеевна
Образовательные задачи:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
Развивающая задача:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение использовать карточки схемы, делать выводы и умозаключения.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательная задача:
-Воспитывать интерес к работе в коллективе и индивидуально во время опытов.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа: наблюдение за ветром, его направлением и силой, просмотр презентаций «Ветряная мельница», «Парусное судно»; рассматривание карточек схем; моделирование.
Оборудование: воздушные шарики (5-6штук), султанчики (3-4штуки), ленты атласные (3-4), осенние листочки, привязанные на ниточке, 3 небольших тазика, разные предметы (губка, пластиковая бутылка, ракушка, камень–все предметы по 3 штуки); целлофановый пакет, два прямоугольных тазика, бумажные кораблики (9-10), свечи восковые; белые халаты

Ход занятия.

Действия педагогаДействия детей
Вводная часть.
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. У нас в группе продолжают работу лаборатории, в которых мы можем поэкспериментировать с воздухом. 
Но сначала скажите, какие карточки схемы обозначают свойства воздуха (детям предлагается выбрать правильные карточки – схемы).
Совместные выводы: воздух не имеет звука, движение его беззвучно, воздух не имеет формы, его нельзя потрогать, воздух не имеет запаха, он не пахнет, не имеет вкуса - безвкусный, не имеет цвета - бесцветный) 
Для чего нужен воздух? 
- А кто дышит воздухом? 
- Что было бы, если на земле исчез воздух? 
Ответы детей (воздух не имеет звука, воздух не имеет формы, воздух не имеет запаха, не имеет вкуса, не имеет цвета)
Ответы детей:(чтобы дышать)
(человек, птицы, звери, растения).
(не было бы жизни на земле)
Основная часть.
Приглашаю желающих детей поэкспериментировать в лабораториях:
Лаборатория №1 «Движение воздуха»
Лаборатория №2 «Предметы и воздух»
Лаборатории №3 «Воздух и вода»
В лаборатории №1«Движение воздуха»
Детям предлагается по карточкам-схемам     провести опыты с предметами (султанчики ленты, листочки, шарики - по желанию детей)
-Что происходит с воздухом и предметами?
Вывод: Воздух может двигаться  и заставляет двигаться  предметы, которые стоят у него на пути. От силы движения воздуха зависит длина полета.
В лаборатории №2«Предметы и воздух»
Детям предлагается материал для опытов(трубочка, бутылка, камешек, губка, ракушка) и тазик с водой, а так же карточки – модели, где они должны зафиксировать результаты.
- Есть ли воздух в предметах, которые нас окружают?
Вывод: В предметах, с которыми мы экспериментировали, есть воздух.
В лаборатории №3 «Воздух и вода»
Детям предлагается проверить движение воздуха на воду и предметы в воде. Опыт «Веселая регата». Здесь находятся прямоугольные ванночки с водой, бумажные кораблики.
Усложнения:Что можно сделать с  корабликами, чтобы они дольше не тонули? (их можно потереть воском).
Дети проводят опыт, дуя на султанчики (ленты, листочки) сначала слабо, потом сильнее.
 Делают вывод: воздух может двигаться  и заставляет двигаться  предметы, которые стоят у него на пути.
Экспериментируя с шариками, дети пробуют сильно и слабо их надуть,выпуская, проверяют траекторию падения шариков. 
Делают заключение: для того, чтобы шарик дольше летел, его надо больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону.
Дети дуют через трубочки, опустив один конец в воду.
Делают вывод: Воздух, попадая в воду,     превращается в пузырьки, которые вода выталкивает на поверхность.
Дети помещают предметы в воду (бутылка, глина, губка, ракушка)(фиксируют результат). Затем делают вывод:     выделение пузырьков говорит о наличии воздуха.
Дети дуют на воду.
Делают вывод: Воздух заставляет  воду двигаться, делает волны.
Дети (парами) опускают бумажные кораблики на воду, дуют на них с разной силой, устраивают гонки, делают выводы.
Выполняют задания
Заключительная часть.
Уважаемые лаборанты! 
Лаборатории заканчивают свою работу, все планируемые на сегодня опыты с воздухом мы проделали.
Подведем итоги:
- где же мы можем обнаружить воздух?
- действует ли воздух на предметы?
- где используется воздух?
Воздух есть повсюду.
При воздействии силы, воздух приходит в движение и двигает предметы на суше и в воде. Чем больше сила, тем сильнее движение.
Ветряная мельница и парусное судно приводятся в движение ветром.
Ветер дует – мельница работает.
Парусное судно в безветренную погоду останавливается.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.