Лекция - концерт к 180 – летию со дня рождения П.И.Чайковского «Ты – моя мелодия»

Автор: Генерозова Вера Васильевна 

Аудитория: обучающиеся ДШИ,  обучающиеся  Багратионовской средней школы, родители.
Место  проведения: концертный зал ДШИ
Ведущая: Генерозова В.В.
Участники: преподаватели ДШИ Посохова Ю.А., Бабаян Н.Х., Изранова Е. М., Архангельская В.Д., Макарова И.В.

Добрый день, дорогие  друзья! 
Детская школа искусств г. Багратионовска приступает к реализации творческого арт- проекта «Над музыкой не властны времена». Проект  представляет собой цикл музыкальных бесед о  классической музыке, как русской, так и зарубежной и обращён к нашим учащимся и их родителям. Мы надеемся, что он привлечёт их  внимание и расширит их  представление о музыкальном искусстве.
Сегодня  наша музыкальная встреча,  «Ты – моя мелодия»,  посвящена  творчеству великого русского композитора   - Петру Ильичу Чайковскому, 180 – летие со дня рождения которого отмечается в этом году.  Вы услышите   произведения Чайковского  разных жанров  в исполнении наших преподавателей и учащихся и, возможно,  откроете   для себя какую – то новую сторону его многогранного таланта.
№ 1-  Первый концерт для ф-но с оркестром ч .1 , аудиозапись
Почти 200  лет живёт музыка Чайковского, привлекая  к себе внимание  всё новых и новых слушателей. Исполнилась мечта Чайковского, который говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору». Обращённая к самому сердцу слушателей, она покоряет нас своей искренностью и задушевностью, выразительностью и красотой.   Ведь  мелодизм – основное  качество его музыки, которое проявляется практически во всех его сочинениях. 
№ 2 Вальс из балета Чайковского «Спящая красавица», исполняют Бабаян Нелли Хачатуровна и Архангельская Виктория Дмитриевна 
Родина Чайковского  – небольшой городок Воткинск, что на Урале. Мальчик с детства тянулся к музыке, но родители хотели, чтобы их сын стал юристом, поэтому Чайковский окончил училище правоведения в Петербурге. Однако желание заниматься музыкой не ослабло, и он, закончив Петербургскую  консерваторию, переезжает в Москву, чтобы всецело посвятить себя музыке.  Он полюбил Москву за простоту и национальную самобытность русских нравов,  за красоту простонародной русской речи, а особенно за песни. Прекрасные, неповторимые, они звучали здесь повсюду: в глухих московских двориках, на широких улицах и площадях, в тесных купеческих домах, старинных барских особняках. Вот как Чайковский описывает свои московские впечатления: «Особенное  впечатление  на меня производили праздники. Вот где было раздолье для народной музыки, в которой так полно проявилась душа русского народа.  Нарядные толпы горожан заполняли зелёные рощи Сокольников, Марьиной рощи.   Молодёжь водила хороводы, пела и плясала под аккомпанемент дудок, рожков, гармошек, балалаек. Здесь же персонажи из русских народных сказок,  песни, прибаутки. Всё это звучало и далеко разносилось  то звонкими переливами протяжной песни,  то радостными возгласами лихого перепляса». И молодой композитор Чайковский  не уставал заносить в свою записную книжку эти прекрасные мелодии, чтобы затем создать сборник из 50 р.н.п. и  использовать их в своих сочинениях.
№ 3 Русская народная песня «Ах, вы сени мои, сени»  прозвучит в исполнении Макаровой Ирины Вячеславовны. Аккомпанемент Мурзин Юрий Игоревич.
№ 4 Русская  народная песня «Посею лебеду на берегу» - в том же исполнении
Став профессором Московской консерватории, Чайковский  выступает как дирижёр, музыкальный критик, общается с писателями Толстым, Чеховым, Островским, много времени посвящает творчеству.  Сочиняет оперы «Воевода», «Ундина», «Кузнец Вакула», «Опричник». 
Лето часто проводит на Украине  в имении  своей сестры по мужу Давыдовой  в деревне Каменка.  В этой деревне Каменка  Чайковский провёл лето  1869 года. Там он услышал  и записал много прекрасных мелодий , которые затем обработал и поместил в свой сборник .
№ 5, № 6  Две из них  «Не шум шумит»  и «На море утушка купалася» в  обработке Чайковского  прозвучат для нас в исполнении наших преподавателей – пианистов.
Семья его сестры  была большой и дружной.  Четверо племянников  обожали своего дядюшку, и любовь была взаимной. Чайковский  подолгу гулял с ними, много играл для них  на фортепиано, рассказывал им о своих поездках в разные страны.
В марте 1878 года приехал к ним в гости очень неожиданно, как снег на голову и произвёл радостный переполох. Дети Александры Ильиничны устроили ему такой приём, что хоть уши затыкай. Они прыгали, кричали и радовались встрече с любимым дядей. А Пётр Ильич уютно устроился в своём кресле и стал что - то строчить за своим письменным столом, не показывая ничего ребятам. И только через несколько дней проговорился, что именно для них он написал сборник детских пьес под названием «Детский альбом» и посвятил его своему любимому племяннику Володе, который страстно любил музыку и мог стать   хорошим музыкантом. На титульном листе этих нот он написал : «Посвящается Володе Давыдову».
Листая страницы музыкального сборника, перед нами одна за другой встают картинки из жизни детей того времени. Сколько событий, интересных историй и приключений, показаны в музыке! Здесь весёлые игры и огорчения, занимательные сказки и картины русской жизни, выраженные в музыкальных звуках. Я думаю вам будет интересно через музыку Чайковского почувствовать дух того времени, узнать как тогда жили дети, что окружало их, как они проводили своё время.
Сами названия пьес о многом  говорят. Всего их  - 24.   «В церкви», «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Баба Яга», «Нянина сказка», «Старинная французская  песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», в которых Чайковский попытался отразить особенности музыки тех стран, в которых он побывал.
№ 7  «Утренняя молитва»  - исполняет ансамбль «Капель», класс преподавателя  Посоховой Ю.А.
№ 8 Песню «Бабушка и внучек» исполняет Оводкова Виталина  - класс преподавателя  Посоховой Ю.А.
№ 9  Сейчас вы услышите   «Старинную французскую песенку» Чайковского  в специальной джазовой обработке  Израновой Екатерины Михайловны, Члена Союза композиторов России, директора  Багратионовской Детской школы искусств.
Перу    Чайковского принадлежат три балета, широко известные во всём мире  и в настоящее время. Чайковский  вошёл в историю музыки  как создатель русского классического балета. Вы, наверное, знаете  его сказочные балеты: «Лебединое озеро», « Спящая красавица», «Щелкунчик».
Балет «Лебединое озеро» написан по старинной немецкой легенде, которая повествует  о прекрасной принцессе Одетте,  превращённой в лебедя  проклятием злого колдуна, рыцаря Ротбарта.  Только сила искренней беззаветной любви  принца Зигфрида  способна  уничтожить его злые чары.
Сейчас мы услышим один из популярных номеров этого балета
№ 10  Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» - Бабаян Нелли Хачатуровна и Архангельская Виктория Дмитриевна
Не обошёл своим вниманием Чайковский и жанр оперы, создав 10 опер. Оперы «Евгений Онегин» и  «Пиковая дама» написаны по произведениям Пушкина.
Поэзию Пушкина Чайковский любил с детства и, когда певица Лавровская подала идею написать оперу на сюжет романа Пушкина «Евгений Онегин», Чайковский с восторгом перечёл роман и принялся за работу. Он назвал свою оперу «лирическими сценами», так как главным в ней была личная драма главной героини Татьяны к Онегину, история её любви. 
Опера делится на 7 картин,  3я из которых  происходит в усадьбе Лариных, в саду.  Музыка передаёт встречу  Татьяны и Онегина. Начинается и заканчивается сцена хором крестьянских девушек, которые поют, собирая ягоды - «Девицы, красавицы». Своим спокойным, светлым характером он подчёркивает драматизм происходящих событий, ведь Онегин сообщает Татьяне о своём равнодушии к ней.
№ 11 Хор «Девицы – красавицы» в переложении для фортепиано прозвучит в исполнении преп. ДШИ Бабаян Н. Х и Архангельской Виктории Дмитриевны.                
Многие страницы музыки Чайковского посвящены природе. В одном из писем он писал: « Русский родимый пейзаж  - степь да речка, деревня вдали и скромная  церквушка  имеют для меня ни с чем несравнимую прелесть. Я мечтаю поселиться в деревне». Но лишь незадолго до смерти осуществил свою мечту, в 1885 году поселившись в г. Клин недалеко от Москвы.  Русской природе он посвятил фортепианный цикл «Времена года», музыка которого во многом близка замечательным живописным полотнам русского художника Левитана – «Весна», «Золотая осень», «Март».
В этом сборнике 12 пьес по числу месяцев года.  Каждой пьесе Чайковский  предпослал поэтический эпиграф, взятый из стихотворений русских поэтов.
Осень, осыпается весь наш бедный сад 
Листья пожелтелые по ветру летят
Эти поэтические cтроки предшествуют музыкальной пьесе «Октябрь» из «Времён года», которая так и называется – «Осенняя песня»
№ 12 «Осенняя песня». Её  исполнит для нас Виктория Дмитриевна Архангельская
В 80 - 90 годы музыка Чайковского  становится широко известна во всём мире. С триумфом проходят концерты его музыки под его же управлением в Берлине, Париже, Женеве и Лондоне. В 1891 году Чайковский  побывал в Америке с концертами, а Кембриджский университет Англии присвоил ему почётное звание Доктора музыки.
 В последние годы написан балет «Щелкунчик»  по сказке немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик и мышиный царь», которая повествует об удивительных приключениях девочки Маши, приснившихся ей в новогоднюю ночь. 
Как часто бывает в народных сказках, в балете тесно переплетаются правда и вымысел, реальная жизнь и фантастика. В балете 2 действия. События происходят зимой, в канун Нового года.
Маше подарили игрушку для раскалывания орехов, она очень ей нравится, но её брат сломал Щелкунчика, засунув ему в рот большой орех. Маша с грустью кладёт его в большой шкаф и уходит спать. Маше  снится сон, что из всех щелей выползают мыши, и всё мышиное войско во главе с мышиным королём нападает на Щелкунчика. И вот уже мышиный король готов убить Щелкунчик , но  Маша снимает с ноги туфельку и бросает её в мышиного короля.  Всё мышиное войско обращается в бегство, а Щелкунчик превращается в прекрасного юношу - принца.
№ 13 Вальс цветов из балета «Щелкунчик» - Бабаян Нелли Хачатуровна и Архангельская Виктория Дмитриевна
 Дорогие друзья, великий русский композитор, основатель русской музыкальной классики, Михаил Иванович Глинка сказал : «Сочиняет музыку народ, а  мы, композиторы, только записываем и оранжируем». И , действительно, русский фольклор, будь то сказки и песни, легенды и былины - тот живительный родник, из которого черпают свои творческие  идеи писатели и поэты, художники и композиторы. В завершении нашего концерта прозвучит финал 4 симфонии Чайковского, в котором композитор  вновь использует русскую народную  песню «Во поле берёза стояла».
№ 14 Симфония № 4 , часть 4  - аудиозапись

Благодарю за внимание, наш концерт окончен.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.