Патриотический уголок как средство разностороннего развития ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций

Автор: Епимахова П.А.   
Патриотическое воспитание — важная часть становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к Родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом, начиная с детского сада. 
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание - это не только воспитание любви к родному дому, семье, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
 Патриотическое воспитание на всём протяжении российской истории находится в поле зрения государства, приобретая особое значение в периоды внутренних и международных кризисов. Современная реальность изобилует вызовами, эффективно противостоять которым может только сплочённое российское общество, построенное на традиционных духовно-нравственных ценностях, объединяющее социально активных граждан со зрелым гражданским самосознанием, которые осознанно включены в жизнь и развитие страны.
Целью новой Федеральной программы является   разностороннее развитие ребёнка в периоддошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. (Пункт 14.1 ФОП ДО).
Чтобы достичь определенных результатов в нравственном воспитании детей, необходимо в каждой группе детского сада иметь патриотический уголок.
Главной целью патриотического уголка является воспитание и формирование нравственной личности. 
Задачи патриотического уголка:
• приобщать детей к традициям и обычаям своего народа,
• формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;
• формировать толерантность к другим народам и желание почерпнуть хорошее в культуре других стран.
• формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России;
• воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
• побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны.
• формировать правовую культуру дошкольников;
• формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Направления патриотического уголка:
• Моя страна.
• Мой родной край (область)
• Мой город.
• Моя семья.
Оформление патриотического уголка. 
Организация уголка патриотического воспитания проводится в сотрудничестве с детьми, педагогами и родителями. На педагогах лежит ответственная задача - организовать и контролировать весь процесс.
Основой в оформлении уголка является национальная символика и портрет президента, все остальное подбирается самостоятельно. Это творческий процесс, зависящий от фантазии педагогов, но обязательно необходимо учитывать возраст детей.
Содержание патриотического уголка. 
1 – я и 2 - я младшая группы 
На данном этапе у детей формируются представления детей о детском садике, о своем городе, воспитываются  чувства любви и заботы к своей семье и другим людям.Формируются знания о труде работников дошкольного учреждения, даются первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, бересты).
Содержание уголка:
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;
• Русские народные игрушки
• Иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир.
• Предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);
• Альбомы или иллюстрации с изображением народных и государственных праздников;
• Перспективный план работы в данной возрастной группе.
 
Средняя группа
У детей среднего возраста формируется интерес к культурным традициям народа; о столице России – Москве, о своем городе, улице; о символике государства (национальном флаге, гербе, гимне); о народных героях; российских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре, даются первоначальные сведения о правовой культуре детей.
 
Содержание уголка:
• Государственная символика (флаг, герб, гимн)
• Портрет президента
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город»;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;
• Генеалогические древа детей;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, растительный мир России;
• Куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме;
• Иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;
• Перспективный план работы в данной возрастной группе.
 
Старшая и подготовительная группы 
В данных возрастных группах формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, его историей, областным центром области или края. С географическим расположением страны, с его границами. Закрепляют знания о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями русского народного фольклора, с произведениями русских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре. Продолжают пополнять знания о правовой культуре детей.
 
Содержание уголка:
• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
• Портрет президента
• Карта страны, карта области, глобус
• Куклы в национальных костюмах
• Альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Мои права» и др.;
• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
• Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
• Различная познавательная и художественная литература;
• Конвенция о правах ребенка (в картинках);
• Иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир.
• Генеалогические древа детей;
• Перспективный план работы в данной возрастной группе.
Самым эффективным средством воспитания патриотических чувств является правильная организация патриотического уголка в группе. В процессе его создания мною учитывались возрастные особенности детей, национально-культурные ценности. 
Развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ организовала с учетом ФГОС таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу, патриотические чувства каждого ребёнка с учётом его склонностей и интересов. А также она соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется и пополняется. 
Для наполнения уголка по патриотическому воспитанию были созданы макеты «Мой детский сад», «Мой город Миасс», дидактические игры климатических и природных зон, представлены различные виды театра по русским народным сказкам, атрибуты декоративно – прикладного творчества. Интерьер украшает кукла в национальном костюме, предметы декоративно-прикладного творчества. 
С целью правового воспитания детей, пополнила уголок дидактическими играми, развивающими пособиями, альбом детских имён и их значение, создала мини-библиотеку произведений и видеотеку презентаций и мультфильмов по правам детей. Подобрала  цикл занятий по данной теме и перспективное планирование по правовому воспитанию для детей старшей группы.
Особое внимание уделила патриотическим праздникам нашей страны, таким как: «День флага», «День защитника Отечества», «День Победы», День народного единства»
С целью приобщения детей к истории России, к пониманию значимости патриотических праздников, развитию нравственных качеств детей педагоги проводят «День защитника Отечества», совместно с детьми и родителями делают  стенгазеты «Папа – мой защитник». Большую значимость педагоги нашего детского сада  придают празднованию «Дня Победы». В детском саду каждый год проводится конкурс чтецов среди воспитанников «О подвигах, о доблести, о славе», проводится торжественный концерт для родителей с участием всех детей, ребята участвуют в городских конкурсах: «Мы правнуки Победы», в выступлениях на сцене у Администрации г.Миасса «И слово память оживит…»
    В нашем методическом кабинете  мною было создано много пособий по нравственно-патриотическому воспитанию. Это: картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию, картотека игр «День Победы» лэпбук «Россия», матрёшки-пирамидки, лото «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись», «Жостово», «Мезенская роспись», «Дымковская игрушка», мобиле «Россия», Куклы «Национальные костюмы», карточки «Города России», «Туристические места России», «Национальная кухня» «Береза – символ России», «Богатыри земли Русской», «Как жили на Руси», вертушки «Государственные символы России», чемоданчик «Блокада Ленинграда», папки – передвижки «Дети войны», «Профессии на войне», «Животные на войне», «Детям о войне» и другие.
Таким образом, пособия патриотического уголка, методического кабинета, становятся доступным и родным каждому ребенку. У детей формируется чувство уважения и привязанности к своей улице, городу, родному краю.Расширяются представления о городах России, ее символике, памятниках культуры, народного искусства; развивается чувство ответственности и гордости за достижения своей страны, появляется интерес к народным традициям, обычаям русского народа; у детей формируются предпосылки для чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям; обогащается предметно-пространственная среда группы. 
Уголок патриотического воспитания нужен для воспитания гражданственности и развития чувства любви к Родине. Правильное построение педагогического процесса позволит детям в простой и непринужденной форме получить нравственно-патриотическое воспитание в духе любви к России.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.