Взгляд воспитателя. Проблемы и перспективы дошкольного образования на современном этапе

Автор: Кувшинова Екатерина Борисовна 
Профессиональные стандарты для педагога в системе дошкольного образования в настоящее время  определенно точно нуждаются в изменении. Система подготовки кадров, чьей областью деятельности является дошкольное образование, напрямую влияет на качество дошкольного образования. 
Проблемы с педагогическими кадрами в системе образования  в данный момент, конечно, существуют. В дошкольное образование приходят «случайные» люди. Я их  так называю. По « диплому» - педагоги, а по сути – абсолютно, не умеющие   работать с детьми. Детей нужно чувствовать. Бывает, что этого нет. Любой работник  на своем месте должен быть фанатиком своего дела,в хорошем смысле этого слова  и даже не обязательно-новатором, хотя в ногу со временем он шагать обязан. Решаема ли эта проблема? Нет ничего невозможного.  Требуется более качественный отбор педагогов (отзывы, характеристики), также необходима  разработка абсолютно-новой модели детского сада («Здоровый детский сад», « Цветущий детский сад будущего», «Воспитатель будущего»). 
Один из наболевших вопросов дошкольного образования-проблема воспитателя, как стойкая позиция назидательности. Я считаю, что не указания и не назидания, а настрой на сотрудничество и взаимодействие с родителями, соблюдение чувства такта, деликатности, отзывчивости. Добрые советы, абсолютная компетентность в вопросах воспитания. Каждому уважающему себя педагогу необходимо учитывать своеобразие  условий жизни каждой семьи, уровень подготовленности в вопросах воспитания каждого члена семьи, их возраст, социальное положение, интересы, приоритеты, привычки.
Современное российское общество характеризуется абсолютной нестабильностью, несбалансированностью, беспорядочностью, следовательно - система воспитания и образования подрастающего поколения не обеспечивает в полной мере эффективной адаптации детей к социуму, включения их в общественную жизнь.Поэтому в этих условиях актуальным становится вопрос создания совершенно новой системы воспитания и образования, не ограничивающейся только передачей, трансляцией норм, семейных ценностей, знаний, социального опыта, но становящейся сознательно управляемым процессом, опирающимся на специальные знания, а также определения базовых принципов ее построения.

 Это, нонсенс, но качество российского образования в двадцать первом веке  находится, мягко говоря, не на должном уровне. Воспитатель обязан больше заниматься с детьми, а не писать бесконечные бумаги и отчеты. При огромном количестве образовательных программ воспитатель вправе сам для себя выбирать ту образовательную программу, которую он считает наиболее приемлемой для своей работы.Заседания педагогов  - должны быть не тратой времени и сил, а площадкой обмена идеями, трансляции своего опыта.
 «Важнейшее условие духовного роста педагога– это, прежде всего, время- свободное время учителя. Пора понять, что, чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время- ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». (В.А. Сухомлинский)
Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в 5-10 детских садов, стоят в огромных очередях.Ключевыми тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального , этнокультурного развития и воспитания дошкольников.
Организация «Семейные клубов», мини-садов, группкратковременного пребывания, службы  ранней помощи, центров подготовки детей к обучению в школе помогут в решении этого вопроса.
Печально то, что родители не до конца осознают, что дошкольный период –очень важный этап в жизни ребенка и очень жаль, что многие взрослые  легкомысленно относятся к самому образовательному процессу. Папы и мамы  совсем перестали играть со своими детьми, а ведь именно через игру у  ребенка развиваются все основные психические процессы. Именно в игре, подчиняясь правилам, ребенок проявляет творчество и инициативу, учится оценивать себя.Как решить эту  проблему? Создать клубы будущих родителей,  консультативные центры  для родителей, различные  «Игралочки для пап и мам», «Домашнюю игротеку», «Игровую мастерскую» 
Необходимо, «чтобы каждое мощное и совершенное развитие каждой последующей ступени основывалось на мощном, совершенном и своеобразном развитии всех вместе и каждой в отдельности предшествующих ступеней жизни». «Вообще говоря, что пропущено в детском возрасте в воспитании и развитии человека и чем в это время пренебрегли, – этого никогда нельзя возместить…»( Фребель)

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.