Куклы-дергунчики для театральной деятельности детей

Авторы: Н.В.Томбасова, М.А.Цынцарь 

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»
Б.М. Теплов

Всё новое – это хорошо забытое старое. Несмотря на современный век компьютерных технологий, мы все чаще обращаем свой взгляд в прошлое, берем оттуда интересное, актуальное и востребованное и по сей день. Современный ребенок живет в мире электронной культуры и с малого возраста умеет пользоваться интернет-ресурсами, различными гаджетами. Информационная  эра  технологий  принесла  множество  инновационных решений для развития и воспитания ребенка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению, значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают. Всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, происходит обесценивание удовольствий реальной жизни на виртуальную реальность. Происходит замена ценностей.
В своей деятельности с детьми мы столкнулись с рядом проблем:
- Отсутствие у детей интереса к окружающему миру и к самим себе.
- Нежелание ребенком выполнять творческую деятельность, как потребность для получения положительных эмоций, необходимых для восприятия ценности реальной жизни.
- Дети не могут в полной мере проявлять эмоции (все очень сдержанно), им сложно понимать эмоции других и как следствие они не способны выстраивать  гармоничные  отношения  со  сверстниками  и  с  окружающим миром.
- Проявляются трудности в фантазировании, задумке.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования от от  25  ноября  2022  г.  N  1028  в  образовательной области  «Художественно- эстетическое развитие» определяется, что должно происходить воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребенка; формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Для эмоционального раскрепощения детей, снятию скованности, пониманию эмоции и художественному воображению самый короткий путь через игру, фантазирование, творчество. Именно здесь, на помощь нам может прийти театр. Ведь яркий мир театра - это страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков.
Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или  иного  общества  (А.  В.  Запорожец,  А.Н.  Леонтьев,  А.Р.  Лурия,  Д.Б. Эльконин и др.).
При  подготовке  постановки  задействовано  множество  профессий: мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – здесь каждому ребенку найдется дело по его вкусу. Но как привлечь наших детей к театру? Нынешнее поколение очень трудно удивить.
Несмотря на огромный выбор самых разных игрушек, используемых в театральной деятельности с детьми, мы начали вспоминать и возрождать создание  своими  руками  и  использовать  «куклу-дергунчика».  Эта универсальная игрушка. Ее можно использовать как в сюжете самостоятельной игре, так и в масштабных театрализованных постановках. К тому же создание такой куклы своими руками развивает воображение, моторику, фантазию, воспитывает  усидчивость  и  терпение  у  ребенка.  Данный  вопрос  изучали ученые: Г.Л. Дайн, В.И.Колякина, М.В. Суслова, Н.П. Чеботарева, Ю.А. Головина и другие.
В сентябре 2023 года с педагогами был проведен мастер-класс по изготовлению и использованию «куклы-дергунчика». Мастер-класс имел множество положительных отзывов, что позволяет нам сделать вывод, что нами была выбрана правильная тема, которая актуальна и интересна педагогам и специалистам, работающим с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (что было отмечено специалистами, принявшими участие  в  мастер-классе).  А  простата  и  быстрота  изготовления,  а  также широкие  возможности  её  использования  в  деятельности  с  детьми  сделали «куклу-дергунчика» еще более привлекательным.
Рис. 1 Проведение мастерской в ИРО Свердловской областиВ июне 2024 года в Институте развития образования Свердловской области в рамках VI научно-практической конференции «Дошкольное образование: Стратегии развития в современных условиях» для педагогов дошкольных организаций   также    была    представлена интерактивная  мастерская  использования кукол-дергунчиков для театральной деятельности детей (см. рис.1 Проведение мастерской в ИРО Свердловской области).
 
Если поискать в истории упоминания о дергунчике, то мы узнаем, что самая древняя подвижная динамическая игрушка была найдена в III тысячелетии до н.э. в Египте. А на Руси подвижные деревянные игрушки стали изготавливать только в XVIII веке. Появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами, курочки, клюющие зерна, мужики и другие.
В XIX веке очень популярными появились танцующие фигурки, которые получили название «дергунчик» – это механическая динамическая игрушка с подвижными частями тела. Название куклы происходит от слова «дёргаться, кривляться». Кукла приводится в движение только вручную, без использования каких-либо дополнительных устройств. Отличительной чертой игрушки является то, что руки и ноги пришиваются нитками к туловищу со стороны спины игрушки. Если потянуть за ниточку, то кукла начнёт движение, похожее на весёлый танец или кривляние.
В разных странах у «дергунчиков» было своё название. В Германии их называли Хампельман, во Франции это был Пантин, в англоязычных странах дергунчика называли прыгающий Джек, а в России их еще называли плясун,
паяц.
Над  созданием  первых  кукол-дергунчиков  трудились  художники, которые  изготовляли  эскизы,  расписывали  их  красками  и  изготовляли  из дерева. Также делали и картонных кукол и сшивали из ткани.
 Рис. 2 Богородская игрушка

Рис. 2 Богородская игрушка
 
«Дергунчики» становились все более популярными.   В   широкую   моду   вошли   в России в конце XIX – начале XX веков. На основе «дергунчиков» Богородские мастера сделали целую коллекцию основательно продуманных  забав,  которые  вошли  в  серию
«Дергуны» (см. рис. 2 Богородская игрушка). Куклы, движимые механической энергией при помощи ниток, создавались, прежде всего, для любования и развлечений. «Дергунчики», как правило использовались при постановке представлений для детей и взрослых в основном для потехи. Сюжетами для таких представлений служили различные бытовые сцены, истории  из  прошлого,  показ  традиций  и  событий  того  времени,  и  многое другое.
Дергунчики, как динамическая игрушка имели большое значение в развитии и воспитании детей. При её изготовлении развивается терпение, при игре ребёнок учит контролировать движения, способствует развитию мелкой моторики. Такие игрушки помогают развить речь, занять ребёнка. Взаимодействуя с такой игрушкой, ребёнок активно действует, а значит, развивается воображение и фантазия.
В наше время куклу-дергунчика можно купить готовую в магазине. Вариантов таких игрушек достаточно много, ассортимент насчитывает десятки фигурок, сделанных не только из дерева, но и из пластика и металла. Это могут быть и герои всеми любимых добрых сказок, и персонажи современных известных мультипликаций, комиксов, а также просто различные фигурки животных и т.д.
Но можно и сделать данную куклу самостоятельно. Для этого продаются книжные пособия по их изготовлению. Обычно это красочно оформленные издания с выкройками будущих кукол, советами по изготовлению и подробным описанием работы.
С    детьми    старшего    дошкольного    возраста    можно    создать    своего
«дергунчика». Создавать её чрезвычайно просто, а результат превзойдет все ваши ожидания! С Дергунчиком можно просто играть, можно сделать его персонажем домашней театрализованной постановки, а можно преподнести в подарок малышам. А ещё лучше - сделайте такую куклу вместе с вашими непоседами!
Для того, чтобы сделать «дергунчика» нам понадобится шаблон куклы распечатанный  или  нарисованный  свой  собственный  на  бумаге,  плотный картон,  нитки  для  шитья  плотные,  мелкие  бусины  или  крупный  бисер,
 
Рис. 3 Шаблон



Рис. 4 Детали куклы-дергунчика
 
пуговица, ножницы, иголка, цветные карандаши или фломастеры. Необходимо выбрать шаблон распечатать его на листе формата А4 или нарисовать свой собственный. Затем вырезать элементы и наклеить их на плотном картоне (см.рис.3 Шаблон).
Все  полученные  части  снова  вырезать,  раскрасить героя  по  своему  усмотрению  (см.рис.4  Детали  куклы-дергунчика).    Если    в    Интернете    вы    взяли    уже раскрашенный шаблон,  то  изготовление будет  гораздо быстрее, но менее полезно и интересно для ребенка, так как он не сможет в полной мере проявить свои творческие способности. Необходимо сделать отверстия на туловище в  местах  присоединения рук  и  ног,  а  также  проделать отверстия в конечностях. Важно: в верхней части обеих рук и обеих ног будем делать по два отверстия - одно под другим. Далее руки и ноги присоединить к туловищу при помощи ниток и бусин. Важным моментом является то, что руки и ноги при креплении с бусинами не должны плотно фиксировать руку у тела - впоследствии это будет мешать  ее  свободному  движению.  И  самым  важным этапом работы является правильное крепление верёвок с внутренней части объекта. Ведь именно с их помощью задуманная игрушка и «оживет».  Для  этого  необходимо  воспользоваться  верхними  отверстиями  в руках и ногах.
Рис. 5 Крепление куклы-дергунчика
 
Протягиваем     в    них    два отрезка нитки, следя при этом за их строго, параллельным положением    друг    к    другу.    Причем,    когда    будете проделывать эту операцию, необходимо опустить ноги и руки  Дергунчика  «по  швам».  Нам  осталось  закрепить шнур, дергая за который Дергунчик будет забавно двигать ручками и ножками. Для этого крепим длинный отрезок нитки сначала к верхней горизонтальной полосе, а затем и к  нижней,  как  показано  на  фото  (см.рис.5  Крепление куклы-дергунчика). К оставшейся свободной части нити мы привязываем бусину на ножке, чтобы было удобнее дергать Дергунчика, приводя его тем самым в движение!
Закрепляем на обратной стороне шпажку при помощи клеевого пистолета, для удобного держания - и забава готова! (см.рис.6 Готовая кукла).
Детям дошкольного возраста обязательно понадобится  помощь  взрослого  в  проделывании отверстий и в правильном пришивании деталей с игрушкой и нитей между собой.
После того как дети познакомились с куклой дергунчиком у них появилось желание научиться создавать похожих кукол по своему замыслу проявляя фантазию, творчество (см.рис.7 Изготовление детьми кукол-дергунчиков).
Рис. 6 Готовая кукла
Рис. 8 Показ сказки
«Каникулы Бонифация»
 
Обыгрывая сюжеты,    сказки    со    своими    персонажами    дети получали        положительные    эмоции,    необходимые для восприятия ценности реальной жизни  (см. рис.8 Показ сказки «Каникулы Бонифация»).
Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывали стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценировали песни, тем самым формировали моральные представления об окружающем мире.
В результате мы наблюдали, что дети стали более    эмоционально    раскрепощенными, уменьшилась  скованность.  Ребята  начали  лучше выстраивать гармоничные отношения со сверстниками, понимали эмоции друзей, улучшились навыки художественной деятельности, ручных умений, навыки усидчивости и аккуратности.
Таким образом, мы можем говорить о том, что возвращение к куклам - дергунчикам стало находкой для развития детей и их творческого потенциала, а активное внедрение их в детских образовательных учреждениях для использования в работе с детьми имеет большое положительное влияние на дошкольников.

Список литературы
1.  Федеральный закон  от  29  декабря 2012  г.  N  273-ФЗ "Об  образовании в
Российской Федерации";
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155);
3.    Федеральная    образовательная    программа    дошкольного    образования
(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
25 ноября 2022 г. N 1028);
4.   Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М., 1981. 192 с.
5.    Колякина В.И.  Игрушка как памятник духовной материальной культуры народа// С. 8-11.
6.   Суслова,    М.В.,    Чеботарева,    Н.П.,    Головина,    Ю.А.    Формирование
патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа / М.В.Суслова // Молодой ученый. 2016. № 29. С. 600-603.



Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.