Перспективный план работы по организации деятельности детско – родительского клуба «Речевичок Познавайкин» (РечеЗнайка)

Автор: Гирченко Ирина Валерьевна
Пояснительная записка.
Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Как показывает практика, успешная работа в дошкольной организации может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного развития детей. Одной из важнейших психических функций человека является речевая функция. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. А использование в ДОУ нового конструктора Полидрон   позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. В соответствии с этим выбрана тема и название клуба «Речевичок Познавайкин» или РечеЗнайка, который активизирует мыслительно-речевую деятельность, развивает конструкторские способности, техническое и пространственное мышление, воображение и формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор и помогает сплотить детей и родителей.  
 Для этого необходим комплексный подход. Функционирование детско-родительского клуба позволяет  создать команду единомышленников, куда входят воспитатели групп, дети и их родители. В процессе работы с дошкольниками особая роль принадлежит родителям. В этом возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в эту работу, у ребенка появляется мотивация по отношению к занятиям. Функционирование детско-родительского  клуба поможет привлечь родителей к активному сотрудничеству. Весьма важно, чтобы они в полной мере осознали свою ответственность за воспитание собственных детей, получили определенные знания и умения, необходимые для развития речи и конструкторских способностей.
Поэтому сложившуюся ситуацию наиболее целесообразно постепенно менять, направив на установление более тесных неформальных контактов между педагогами группы и семьями воспитанников, на решение задач повышения педагогической компетентности родителей через апробацию новых форм партнерских отношений (тренинги, семейные конкурсы, фестивали семейного творчества). Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога.
Главная цель деятельности детско-родительского клуба – повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития речи каждого ребенка и его познавательного развития через использование конструктора Полидрон, создание позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может творчески организовать исследовательскую, проектную деятельность в процессе совместной работы, просветительскую деятельность, получить консультации, рекомендации педагогов и специалистов детского сада.
Задачи:
- повысить интерес родителей к конструированию и развитию речи детей через организацию активных форм работы с родителями и детьми;
- повысить уровень личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
- организовать взаимодействие и сотрудничество через совместную деятельность, конкурсы  и другие мероприятия;
- поспособствовать развитию творческой инициативы родителей.
Заседания клуба носят форму нетрадиционного общения с родителями в форме путешествий по «островам», на каждом из которых родители знакомятся с новыми видами конструктора и вместе с детьми ведут поисковую деятельность, а также знакомятся с новыми нетрадиционными методами логоритмики. Родителям не навязывается готовая точка зрения, проблемная постановка вопроса вынуждает их думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации, опираясь на свой опыт. 
Родители, из «зрителей» и «наблюдателей», становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании в вопросах речевого и познавательного развития ребенка.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.
 
 
Система показателей по достижению цели проекта:
- доля родителей, включившихся в деятельность клуба;
- доля родителей, принявших участие в мероприятиях, конкурсах, выставках проекта;
- рост удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг.
 
Сроки реализации проекта: сентябрь 2022 года– май 2023года (1 год).
Этапы реализации проекта:
 
1 этап – подготовительный (сентябрь, октябрь 2022 года).
Цель
- сбор, анализ и структурирование информации для разработки плана деятельности детско-родительского клуба;
- изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
2 этап – практический (2022 - 2023 учебный год)
Цель: 
- организация деятельности детско-родительского клуба;
- педагогическая поддержка родителей (консультации, памятки, буклеты, рекомендации, наглядная информация, презентации); 
- обучающие мастер-классы (совместная деятельность с детьми и родителями);
- пропаганда положительного опыта развивающих занятий в домашних условиях.
3 этап – аналитический (апрель - май 2023года)
Цель: определение результативности деятельности детско-родительского клуба;
- анкетирование по удовлетворению запросов родителей;
- организация фотовыставки (фотоотчетов) готовых продуктов, видео материалов. 
 
Периодичность заседаний клуба:
1 раз в месяц педагогическая поддержка, 1 раз в два месяца – организация совместных встреч. Создание информационных журналов (листовок) для родителей каждый месяц.
Тематическое планирование
«Путешествие РечеЗнайки в страну Полидронию»
 
МесяцФорма взаимодействия, темаЦели, содержание, практическая часть
 
1 этап.     Подготовительный (организационный блок)
СентябрьАнкетирование. Сбор сведений. 
Выявление  запроса родителей и  установление характера детско-родительских отношений.
Сбор информации в шкатулку вопросов перед каждым заседанием клуба. Обработка вопросов. Подготовка литературы.
Изготовление шаблонов приглашений для родителей (для вручения перед каждым заседанием клуба). 
Подготовка стендов, информационных листов, и др. 
Опрос родителей «Беспокоит ли Вас состояние речи Вашего ребенка?»
Папка – передвижка «Роль семьи в воспитании ребенка»
Интерактивный опросПодготовка плана проведения организационной встречи.
2 этап. Практический
ОктябрьИнтерактивный буклетОзнакомление с программой клуба, презентация клуба 
Консультация Памятка для родителей: «Занимаясь с ребенком, помните…»
Путешествие на остров Супер ГигантСеминар-практикум:
- Познакомить родителей с конструктором Полидрон «Супер Гигант». Развивать мелкие и крупные мышцы, двигательные и речевые навыки.
 -«Дыхательная гимнастика – весело и полезно»;
- «Фитнес-тренировка для язычка» (комплексы артикуляционной гимнастики);
- «Такие разные звуки» (игры и упражнения для развития фонематического слуха);
- «Как работать со звуком». Массаж ладоней колючими мячиками. 
Подготовка материала для педагогов Консультация «Формы взаимодействия детей, родителей и воспитателей в процессе совместного технического творчества, как основы инновационного развития младших дошкольников
НоябрьБуклет, подготовка картотеки игр«Домашняя игротека по коррекции и развитию речи ребенка в домашних условиях».  Цель: Научить родителей подбирать игры, способствующие коррекции и развитию речи ребенка.
Консультация с привлечение специалистов«Обогащение и активизация словаря». Игры с мячом.
ДекабрьПутешествие на остров Удивительный магнитВстреча – практикум:
- познакомить родителей с конструктором Полидрон «Магнитный». Учить познавать мир фигур, пространства и магнетизма.
- речевое дыхание. Формирование воздушной струи. Практическая часть - «Изготовление пособий для формирования воздушной струи». Музыкальные игры с воздушным шариком.
ЯнварьКонсультация для родителей«Детский конструктор: его польза и какой выбрать?»
Консультация для педагогов и  родителей«Что такое «сенсорное развитие»?»
ФевральПутешествие на остров КаркасиумВстреча – практикум:
- познакомить родителей с конструктором Полидрон «Каркасы». Развивать познавательное мышление. Помочь понять принципы стереометрии. Развивать фантазию, помочь освоить понятие «пространство».
- «Фонематический слух- основа правильной речи». Формирование фонематического слуха. Практическая часть: изготовление пособий для развития фонематического слуха. Музыкальные игры с мешочками.
МартПутешествие на остров БридгесВстреча – практикум:
- познакомить родителей с конструктором Полидрон «Мосты». Через знакомство с конструктором способствовать пониманию основных принципов строительства мостов, основными технологиями изготовления и дизайна.
- «Развитие межполушарного взаимодействия».  «Игры на развитие межполушарного взаимодействия». Практическая часть: «Синхронное рисование». Музыкальные логоритмы (обручи, классики). Ритмическая игра «Капли»
АпрельКонсультация для родителей с заданием«Учим и рисуем стихи вместе с детьми». Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице. Составление мнемотаблиц в домашних условиях.
 Ура! Мы возвращаемся! Путешествие домойИгровой практикум для детей и родителей (квест). Презентация видео отчета о проведенной совместно с детьми исследовательской и творческой деятельности в ходе проекта. Музыкальная логоритмика с бумагой.
3 этап. Заключительный (аналитический)
МайОформление фото - выставки«Самые удивительные постройки»
АнкетированиеПо удовлетворению запросов родителей. Анализ эффективности работы с родителями через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения родителей.
Оценочно-рефлексивный этапОставить отзыв о проекте в книге отзывов и предложений в группе детского сада
 Делаем вывод, что встречи в клубе позволяют родителям лучше понимать собственного ребенка; детям - прививать чувство гордости за свою семью; педагогам - более эффективно строить воспитательно - образовательный процесс
 
 Здоровьесберегающие технологии, используемые на встречах-практикумах:
1.Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности во время проведения встреч;
2.Учет возрастных и индивидуальных особенностей  развития детей;
3.Дыхательная гимнастика;
4.Пальчиковая гимнастика;
5.Зрительная гимнастика на конвергенцию и аккомодацию;
6.Психогимнастика;
7.Артикуляционная гимнастика;
8.Динамическая пауза;
9. Логоритмические упражнения.
 
Приложение 1
Анкета для родителей (в начале работы клуба)
Фамилия, имя ребенка._________________________________________
И. О. родителя ________________________________________________
Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие Вашего ребенка возрастной норме? (да, нет, не знаю) __________________________________
Знакомы ли Вы с нормами речевого развития Вашего ребенка? (да, нет) __________________________________________________________________
Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (воспитатели, родители, логопед, др.) __________________________________
_____________________________________________________________
Как Вы считаете, зачем исправлять недостатки речи детей? (потому что нарушения речи мешают развитию всех психических процессов и личности ребенка, потому что это некрасиво, считаю, что не надо исправлять речевые нарушения, все само пройдет, другое) _________________________________
__________________________________________________________________
Проводились ли с Вашим ребенком логопедические занятия? (если да, то с какого возраста, сколько времени, результаты занятий) _______________
________________________________________
Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ________________________________________
________________________________________
Знакомы ли Вы с понятием «фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие) ________________________________________

Какие Вы знаете игры, упражнения для развития лексико-грамматического строя речи? ________________________________________

Какие темы, вопросы Вы хотели бы рассмотреть, обсудить на заседаниях клуба? ___________________________________
________________________________________
Ваши ожидания от участия в работе клуба? _________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
 
 
Приложение 2
Анкета для родителей
 
«Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»
1.        Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?
 Да -         нет -         частично -
2.        Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей в детском саду:
а)        научить детей играть с разнообразными конструкторами:
б)        развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;
в)        развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;        
г)        развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения?
З.Насколько важны, по-вашему, занятия конструированием в дошкольном возрасте? В чем заключается их важность?        
4.Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития
 конструктивных навыков детей?
 Да -         нет -         частично -
5.Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
6.Какие конструкторы   есть у Вас дома? 
7.В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребенок?        
8. Как часто Вы уделяете время и внимание совместному конструированию вместе с ребенком?        
9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития конструктивных навыков вашего ребенка?
- консультации
- мастер – классы
- открытые просмотры
- другое
       
                                     Благодарим за сотрудничество!
 
Приложение 3
 
АНКЕТА
(опрос через Яндекс Формы)
Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы на вопросы помогут нам в организации детско- родительского клуба «Речевичок Познавайкин» в нашем дошкольном учреждении.
Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету.
1.Что такое детско - родительский клуб?
2.Какова миссия детско - родительского клуба?
3.Готовы ли Вы получать полезную информацию от педагогов ДОУ и делиться опытом с родителями на встречах в клубе?
4.Требуется ли специальная подготовка при встречах в детско - родительском клубе?
5. При встречах в детско - родительском клубе развиваются (необходимо подчеркнуть):
  • творческие способности детей и родителей;
  • познавательные способности;
  • исследовательские способности;
  • интеллектуальные способности;
  • нравственные качества детей и взрослых;
  • коммуникативные способности.
 
Приложение 4
 
Анкета для родителей (по итогам работы клуба)
Фамилия, имя ребенка._________________________________________
И. О. родителя ________________________________________________
Помогло ли Вам участие в нашем клубе понять как организовать работу по совершенствованию речи ребенка в домашних условиях?_________________________________________________
Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ________________________________________
________________________________________
Наблюдается ли динамика в речевом развитии Вашего ребенка? ______
__________________________________________________
Хотели бы Вы участвовать в работе клуба на следующий учебный год? ________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
 
 
Приложение 5
 
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
 
(Ответьте сами себе как можно искренне)
Можете ли вы:
  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?
 
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.
А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.
Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла.
В - не могу - 1 балл.
 
От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник.
Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.