Консультация для родителей «Веселая логоритмика»

Автор: Уренская Е.Р.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
 
     Зачем это нужно? Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка в школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.
 
Логоритмика - это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
 
     Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении высказывания можно использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логопедическая ритмика.
 
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. 
 
 
     Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
 
     Логопедическая ритмика включает в себя:
•        ходьбу в разных направлениях;
•        упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
•        упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
•        речевые упражнения без музыкального сопровождения;
•        речевые упражнения с музыкальным сопровождением;
•        упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
•        ритмические упражнения;
•        пение;
•        упражнения на развитие мелкой моторики.
 
     Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение.
 
     Позже, когда у дошкольника уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища. 
 
     Если заниматься логоритмикой в системе, постепенно усложняя задания и не пренебрегая рекомендациями педагогов детского сада, можно добиться заметных успехов в развитии правильного звукопроизношения, выразительности речи и двигательных навыков.
 
 
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
 
Котенок-шалун
Котенок мамочку зовет:        -Дети ритмично соединяют одноименные
Мяу-мяу, мяу-мяу                  пальцы обеих рук.
Он не напился молока:          -Скрещивают пальцы рук, ритмично
Мало-мало, мало-мало.         - опускают и поднимают пальцы.
Покормит мама молочком:    -Ритмично поглаживают ладонью
-Мур-мур-мур, мур-мур-мур.   одной руки тыльную сторону другой
Свернется маленьким клубком: -Ритмично потирают кулачок о
-Ур-ур-ур, ур-ур-ур.                    кулачок.
Потом с клубочком поиграет. -Ритмично сжимают и разжимают
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.       пальцы рук.
И нитку быстро размотает.     -Делают ритмичные круговые движения
Ап-ап-ап, ап-ап-ап.                   указательных пальцев вокруг друг друга.
 
Машина
Би-би-би                              - Дети ритмично постукивают кулачком
Гудит машина.одной руки о ладонь другой.
Тук-тук-тук                         -Ритмично хлопают руками.
Мотор стучит.
-Едем, едем, едем, едем,    - Ритмично потопывают ногами.
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу                            -Потирают ладони.
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та                                  -Ритмично делают «вертушку» руками
Вперед спешат. 
 
Часы
Ходят часики — тик-так               -Дети сгибают руки в локтях перед
                                                                  собой и ритмично покачиваются из
                                                                  стороны в сторону (руки—стрелки).
И вот так, и вот так.
Громко бьют часы кругом:
— Бом-бом-бом, бом-бом-бом.     –Ритмично хлопают руками.
Гирю оттянули вниз.
Скрип-скрип-скрип,
Скрип-скрип-скрип.                         –Ритмично похлопывают по телу
Вот так часовой сюрприз!                Сверху вниз.
Гиря вверх опять ползет,                  -Ритмично похлопывают по телу
Чтобы завести завод.                         Снизу вверх.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук — они стучат.                 –Ритмично постукивают кулачком
— Тук-тук-тук, — все говорят.           О кулачок.
Завертелось колесо,                             -Ритмично «заводят мотор»
Вот другое в ход пошло. Руками.
Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.
Закрутилось до утра.
Ветер
Ветерок листвой шумит:            -Дети ритмично потирают ладонь
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.                О ладонь.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.                                 –Ритмично хлопают над головой
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.       –Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.         –Ритмично переступая,поворачиваются
                                                                  вокруг себя.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх, страх-страх!            -Поднимают руки в стороны и делают
Не удержится и слон.                     Вращательные движения.
Ах-ах, ах-ах.                                   –Ритмично покачивают головой
 
 
Огород
(Можно выполнять под мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».)
Огород у нас в порядке:
Мы весной вскопали грядки. - (Имитировать работу с лопатой)
Мы пололи огород. - (Наклониться или присесть, достать руками пол)
Поливали огород. - (Покачиваться вперед—назад)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту. - (Присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь. - (Медленно подниматься, руки на поясе, повороты туловища вправо — влево)
А сейчас ей тесно белой,
Говорит: — Посторонись! - (Ноги на ширине плеч, топнуть ногой в конце фразы)
 
Жуки
(букву "ж" произносить акцентированно - "жжж")
 
Все жуки живут жужжа, не жужжать жукам нельзя.
Лежат жужжат - (ладони рук лежат на коленях, шевелим пальцами)
Кружат жужжат - (делаем круговые движения руками, вытянутыми перед собой, продолжаем шевелить пальцами).
Жуют жужжат - (сжимаем-разжимаем кисти рук, имитируя жевательные движения) .
Без жужжания жуки засыпают от тоски - (кладем ладони в исходное положение - на колени)
 
Радуга
 
Посмотрите: радуга над нами,-(нарисовать рукой над головой полукруг)
Над деревьями, -(руки поднять вверх, пальцы разомкнуты) .
Домами, -(руки сложены над головой крышей) .
И над морем, над волной, -(нарисовать волну рукой) .
И немножко надо мной. -(дотронуться до головы)
 
Упражнения по методике «Расскажем руками»
 
     Методика «Расскажи стих руками» широко используется в работе с детьми, имеющими речевые недостатки. Цель занятий:
- развитие речи и мелкой моторики (тонких движений пальцев);
- координация слова с движением у детей.
     Взрослый читает стихи по одной строчке, а ребенок воспроизводит её соответствующими выразительными движениями рук и пальцев. Показывать можно не только строчки, но и каждое слово.
     Этот вид деятельности – прекрасная возможность проявить совместное творчество, снять зажатость и неуверенность ребенка.
 
В лес за грибами
За грибами в лес пошли,
Много там грибов нашли.
Встретили косого зайку,
Убежал от нас зазнайка.
Мишка ел в кустах малину
И отдал нам половину.
Дятел тукал — тук да тук.
Раздавался громкий стук.
 
Сосулька
Вниз головой висит сосулька.
От солнца насморк у нее.
То от тепла она заплачет,
То платьице ушьет свое.
Придет мороз, и закалеет,
Немного за ночь подрастет,
Окрепнет телом, потолстеет,
Тяжелой станет, упадет.
 
 
Рыбка плавала в пруду
Рыбка плавала в пруду, Хвостиком виляла.
Корм глотала на ходу, Ротик открывала.
Лягушонок мимо плыл, Щеки раздувая.
Ножкой дрыгал влево,
вправо, Устали не зная.
Уж шуршал по камышам.
Камыши шумели.
И над всеми в небесах
Птицы звонко пели.
 
Веселый оркестр
 
Дружно наш оркестр играет, Все о музыке он знает.
Нежно скрипочка поет, За собой она зовет.
Трубы громко затрубили,
И тарелки в такт забили.
Следом дудочка дудит,
И струна гитар звенит.
Барабан вступил, как гром,
Всех перекрывает он.
 
«Строим дом»
 
Тук-ток, тук-ток,
Застучал молоток.
Будем строить новый дом
С высоким крыльцом,
С окнами большими,
Ставнями резными.
Тук-ток, тук-ток,
Замолчал молоток.
Вот готов новый дом,
Будем жить мы в нем.
 
Музыкально-ритмическая импровизация
 
«Волшебный цветок»
Муз. Ю. Чичков, слова М. Пляцковский.
Развитие чувства темпа и ритма, координации речи и движения.
Повторять текст в данном упражнении не нужно.
 
1куплет
Есть на свете цветок алый-алый, (шагать по кругу, высоко поднимая колени)
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря. – (в конце куплета остановиться)
 
Припев:
Может, там, за седьмым перевалом, - ( приставив руку к глазам, «смотреть вдаль» в одну и другую сторону)
Вспыхнет свежий, как ветра глоток, - (качать руками в одну и другую сторону, изображать ветер)
Самый сказочный и небывалый, (сделать из ладошек цветочек, соединив мизинцы обеих рук и большие пальцы)
Самый волшебный цветок. (кружиться на носках, на уровне груди сложенный из ладошек цветочек)
 
2 куплет
В жизни хочется всем нам, пожалуй,  - (Двигаться боковым галопом по кругу, в конце куплета остановиться)
Как бы путь ни был крут и далек,
На земле отыскать небывалый
Самый-самый красивый цветок.
 
Припев: движения те же
 
3 куплет
Вспоминая о радостном чуде, - (подскоки по кругу ,в конце куплета остановиться)
Вдаль шагая по мокрой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
 
Припев: движения те же
 
 
«Веселые путешественники»
Муз. М. Старокадомский, сл. С. Маршак 
Развитие чувства ритма, координации речи и движения, воображения.
 
1-й куплет: 
Мы едем-едем-едем в далекие края, - (ходьба на месте, высоко
           поднимая колени, руки имитируют движение колес в конце куплета остановиться)
Хорошие соседи, счастливые друзья!
Нам весело живется, мы песенку поем,
А в песенке поется о том, как мы живем!
 
Припев: 
Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота, 
Чижика, собаку, Петьку – забияку,
Обезьяну, попугая, вот – компания какая!
Вот – компания какая!
(По 3 ритмичных хлопка справа и слева от головы. Далее ребенок придумывает движение, как изобразить каждого животного. На слова «вот компания какая» вытянуть руки вперед, большой палец вверх.)
 
2 куплет
Когда живётся дружно, что может лучше быть? - (подскоки в парах по кругу, в конце куплета остановиться)
И ссориться не нужно и можно всех любить!
А если нас увидит, иль встретит кто-нибудь,
Друзей он не обидит, он скажет: «В добрый путь!»
 
Припев: тот же
3 куплет
Мы ехали, мы пели и с песенкой смешной - (боковой галоп, в конце куплета остановиться)
Все вместе, как сумели, приехали домой!
Нам солнышко светило, нас ветер обвевал,
В пути не скучно было и каждый напевал:
 
Припев: тот же

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.