Консультация для воспитателей «Система музыкального развития Эмиля Жака Далькроза и Карла Орфа»

Автор: Уренская Е.Р.
   Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) – личность необычайно яркая и неординарная. Профессиональное музыкальное образование как композитор, органист и пианист он получил в университете и консерваториях Женевы, Вены, Парижа, занимаясь у А. Брукнера, А. Делиба, С. Франка. Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражен великолепной координацией движений, свойственной коренным жителям страны, и их блистательным исполнением изощреннейших ритмических построений. Эти впечатления стимулировали поиски рациональных методов обучения сольфеджио (простукивание/прохлопывание ритмических рисунков), что со временем привело к созданию авторской системы, поначалу получившей название ритмической гимнастики.
    В Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки. Позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении. Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а еще позднее — «ритмикой». В интерпретации элементов музыкальной выразительности Далькроз чувствовал необходимость участия всего тела - так началась революция в деле музыкального воспитания.
Все ополчились против Далькроза:
- врачи уверяли, что его упражнения утомительны;
- хореографы упрекали его в отсутствии техники движения;
- музыканты — в изобилии переменных метров;
- художникам не нравились черные учебные костюмы.
Далькроз считает, что порядок преподавания должен последовательно выстраиваться в логическую цепочку: ритм – звук – инструмент, чему будут соответствовать:
- физические упражнения;
- упражнения для слуха и голоса;
- выяснения взаимоотношений между движениями тела и механизмом данного инструмента.
    Он считал, что прежде чем приступить к занятиям музыкой, необходимо научиться воспринимать и ощущать ее всем своим существом, проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки. Далькроз подчеркивает, что именно раннее музыкальное воспитание детей и общее эстетическое воспитание приносит желанные результаты и добивается. Поскольку движение, по глубокому убеждению Далькроза, является биологической потребностью детского организма, он особое значение придавал ритмики.
    Исходя из данных убеждений, Далькроз справедливо подчеркивал, что вводя ритмику в образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства — музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Исходя из своей специфической природы, музыка имеет общевоспитательное значение — стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека. Как известно, система Далькроза получила широкое распространение в области арттерапии.
      Первые результаты, обнародованные в мае 1905 году в северно-швейцарском кантоне Золотурн, имели ошеломляющий успех. Летом 1906 году был набран первый курс, а в 1909 - проведены первые экзамены на звание учителя ритмической гимнастики (с вручением специальных дипломов). В Базеле по инициативе Далькроза ритмическая гимнастика была введена в учебные программы общеобразовательных школ.
     Ритм у Далькроза перерастает свое «узкоцеховое» музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности.
       В тихом живописном местечке Хеллерау под Дрезденом был воздвигнут Институт ритма Жак-Далькроза — целый архитектурно-ландшафтный комплекс с центральным зданием-дворцом, пансионом, гостевыми домиками и пр. 
     Тон дружелюбия и открытости задавал обаятельный и жизнелюбивый мэтр, излучавший радость и воодушевление. 
    К каждому из учеников Далькроз находил свой, индивидуальный подход, стремясь развить его личностные качества. Он настолько глубоко и всесторонне знал своих воспитанников, что с необыкновенной легкостью и психологической точностью импровизировал на уроках их музыкальные портреты. 
   Ритмика Далькроза – это урок, где нет деления на сидящих на первой парте и учеников с галёрки. Поэтому и дети, и взрослые после занятий становятся не только музыкальнее, но и меняются внутренне: воспитывается внимание и воля, коммуникабельность, оздоровляется психика. Все это сделало систему популярной и известной во всем мире. Со всех концов света в Хеллерау приезжали учиться, да и просто взглянуть на занятия. Там побывали Поль Клодель, Гордон Крэг, Бернард Шоу, Рудольф Лабан, наши знаменитые соотечественники – Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Сергей Дягилев, Фёдор Комиссаржевский, Константин Станиславский.
     Сегодня «Далькроз-ритмика» – одна из известнейших и популярных методик музыкального образования, наряду с такими авторитетными методами, как система Карла Орфа (Германия), ЗолтанаКодаи (Венгрия), Сузуки-метод (Япония). По методу Далькроза в Бельгии уже давно учат музыке детей, начиная с ползункового возраста. В Швеции радость занятий ритмикой с годовалыми детьми уже много лет делят их мамы: одновременное обучение детей и родителей – очень интересный эксперимент, который наконец-то пришел и к нам.
 
Одним из средств оздоровления детей в детском саду является музыкально-ритмическая деятельность. Занятия музыкально-ритмической деятельности способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. А это очень актуально, так как к нам поступают часто болеющие дети, ослабленные физически.
При планировании работы по развитию музыкально-ритмическихдвиженийвыделяются следующие задачи:
1. Укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Развитие музыкальных и творческих способностей, при максимально эмоциональном комфорте каждого ребенка, посредством музыкально-ритмической деятельности.
Музыкально-ритмическую деятельность впервые рассмотрел и обосновал в качестве метода музыкального воспитания . Эмиль Жак Далькроз . Он был убежден, что обучать ритмическим движениям под музыку необходимо всех детей. Эмиль Жак Далькроз создал систему ритмических движений, по которой обучал своих учеников. Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. На первое место он ставил игру и импровизацию, как естественную деятельность, и поэтому интерес и внимание учеников держится дольше. Этот важный вывод, мы принимаем к сведению и в настоящее время, система Далькроза основанная на принципе интереса и доступности стала средством борьбы с аритмией в лечебно- профилактических целях у детей дошкольного возраста.
Одним из лечебных факторов является музыка. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. 
Музыкадействует на эмоции человека, а любая эмоция как известно связана с определенными биологическими реакциями в организме. Поэтому в определенном смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах. Специально подобранная музыка позволяет дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребенка и повышать уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости.
Музыка, наряду с другими факторами оказывает глубокое влияние на эмоциональную сферу в силу своей вибрационной, ритмической и мелодической природы. Следовательно при помощи музыки можно проводить развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психофизического состояния организма и рождает ощущение здоровья и счастья в момент движения, игры. Музыка может использоваться и в реабилитации ребенка в следствии ее связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при создании музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью.
 Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую, позволяет ему при музицировании создавать вокруг себя звуковую среду. Музыка способствует эмоциональной «настройке» организма, и поэтому может быть самым первым шагом на пути оздоровления. 
Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать, побуждать интерес к деятельности, активизируют мышление.
Для решения задач по музыкальному воспитанию музыкально-ритмические упражнения направленные на:
- Формирование чувства музыкального темпа, ритма, размера.
- Согласование движений с музыкальным темпом, ритмом, ритмичности движений под музыку.
- Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания.
- Согласование движений с пением.
Музыкально- подвижные игры, включенные в занятия, имеют особое значение. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребенка. Также следует отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей. По мнению В. М. Бехтерева организация движений с помощью музыкального ритма устанавливает равновесие в деятельности нервной системы ребенка, помогает умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. 
 
 
Игротренинг
1.Разминка в кругу. Шаг – хлопок.
2.ШУТКА. БАХ И.С.
С мячиком: - на такт,
                     - в два раза быстрее,
                     - в два раза медленнее.
Добавить движения ног.
3.Коммуникативная игра с передвижением и хлопками в ладоши.
Mungo jerry - IN THE SUMMER TIME
4.Озвучивание музыкальной сказки.
5.Речевой канон.
Мимический канон
Не менее важную роль в звукообразовании играет артикуляция, т.е. активность гортани, языка, губ, челюсти. Часто дети поют с расслабленной, низко опущенной челюстью, язык и губы их очень пассивны - всё это ведёт к понижению звука. Необходимо также и в этом направлении вести активную воспитательную работу. Для снятия зажатости артикуляционного аппарата мне очень помогают приёмы мимического канона.
В таком каноне темой становится последовательность определенных движений мышц лица. К мимике можно добавить звуки-возгласы, покачивания головой, минимум жестов.
 
Мимические каноны можно использовать как весёлые сюрпризы в конце занятия.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.