Методическая разработка «День защитника Отечества»

Автор: Наталья Михайловна Туканова

В последнее время у подрастающего поколения отмечается тенденция преобладания материальных ценностей над духовными. 
Необходимо уделять большое внимание воспитанию школьников в духе любви к Родине, уважения к её защитникам, как в историческом прошлом, так и в настоящем. Главной задачей проведения мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества является создание условий для формирования у обучающихся чувства патриотизма, гордости за свой край, осознанной гражданской позиции, готовности защищать свое Отечество.
Сценарии праздника составлен таким образом, чтобы физически активные виды деятельности (эстафеты, состязания) чередовались с интеллектуальными конкурсами. Также учитывались возрастные особенности, уровень подготовки и интересы обучающихся.

Цели проведения праздника:
  1. Воспитание духа патриотизма у обучающихся;
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
  • расширить знания об истории праздника. 
  • развивать внимание, творческое мышление, ловкость, быстроту, спортивные качества;
  • формировать умение работать в команде, создать праздничное настроение для участников и гостей.
Подготовительный этап
- За неделю до проведения праздника участникам предлагается подготовиться к конкурсу на лучший рисунок или поделку по теме «23 февраля – День защитника Отечества». Изготовление сувениров и открыток позволит её участникам не только расширить представление о Российской Армии, военной технике, но и проявить чувство любви, заботы и уважения к своему папе, дедушке или брату. Важно отметить, что в подготовке к выставке могут принять участие не только обучающиеся, но и  вся семья. Совместное творчество детей и родителей сближает, формирует и развивает доверительные отношения в семье, сохраняет преемственность поколений. 
- На мероприятие приглашаются все члены семей обучающихся.
- Девочки учат стихи.
- Готовятся небольшие подарки для участников.
Материалы и оборудование:
  • смартдоска с проектором;
  • музыкальные клипы «23 февраля», «Мы – армия народа» на диске;
  • доска, мел;
  • реквизит для конкурсов: 
- корзины, «боеприпасы» - смятая в комок бумага;
- кегли;
- цветные листы бумаги.
         
Основная часть
 
Организационный момент.

Демонстрация музыкального клипа «23 февраля»
Здравствуйте мальчишки, девчонки и наши замечательные гости!   Поаплодируем, поприветствуем наших гостей. Сегодня мы с вами собрались отметить очень важный  праздник,  какой, ребята, кто скажет? (День защитника Отечества). Да, правильно.

Я предлагаю вам не только поздравить наших мальчиков и мужчин, но и  вспомнить историю праздника, а также принять участие в конкурсной программе, которая состоит из трех раундов. Покажем нашим гостям свои способности и сплоченность команд? Согласны? От вас потребуется  ловкость, сила, смекалка, сообразительность и умение быстро перестраиваться, как в армии. В армии сейчас также служат девушки, и в Великую Отечественную войну были женские батальоны, зенитчицы воевали, связистки, медсестры, военные врачи. Поэтому девочки тоже приглашаются поучаствовать  в соревнованиях.
Сегодня праздник для ребят,
И пап и дедушек, солдат.
Мы всех сердечно поздравляем,
Всегда быть смелыми желаем.
Пусть вас преграды не пугают,
Пусть силы вас не покидают,
Пусть все исполнятся мечты.
Здоровья, счастья, доброты!
Давайте, как на параде, все вместе крикнем троекратное УРА! Замечательно.
А сейчас вспомним, почему же День Защитника Отечества отмечается 23 февраля?  В начале 1918г. после революции создавалась новая армия — Красная Армия.  Началом широкого формирования отрядов и частей Красной Армии явилось 23 февраля 1918г. Этот день был объявлен праздником — Днем Красной Армии. В 1946 г, поскольку  Красную Армию переименовали в Советскую, праздник,  соответственно, получил название День Советской Армии и Военно-Морского флота. Сейчас этот праздник  именуется Днем защитника Отечества. 23 Февраля считается государственным всенародным праздником, который посвящен всем поколениям защитников Отечества. В России не только чествуют тех, кто служил или служит сейчас в рядах Вооруженных сил страны. Эта дата считается неформальным народным праздником всех мужчин. Однако, поздравляют также и женщин-военнослужащих, ветеранов Великой Отечественной войны.
В этот день в Москве проводят торжественную церемонию возложения венков к Могиле неизвестного солдата. Во многих городах и селах проходят праздничные концерты, акции. День защитника Отечества отмечают только в России? Нет. Его отмечают также в Белоруссии, Таджикистане, Южной Осетии, Киргизии, Армении и других странах.
         В одну шеренгу становись! На первый – второй рассчитайсь! Каждая команда  сообща выбирает свое название.
         Перед тем как начать первый раунд, необходимо вспомнить наши правила подвижных игр:
  • не обижаться, если проигрываешь и не задаваться, если выигрываешь;
  • соблюдать технику безопасности (быть осторожным, внимательным к окружающим, не толкаться, не падать);
  • соблюдать правила эстафет, внимательно слушать педагога.
Приглашаем  и представляем жюри из числа родителей.
Первый  раунд – эстафеты.
1. Разминка – «бег на короткую дистанцию».
2.  «Снайпер»
Участникам по очереди предлагается попасть в мишень – корзину или коробку. Каждому даётся определённое количество «боеприпасов»,   попадания каждой команды суммируются, 1балл присуждается победившей команде.
3.«Танкисты» 
Каждый игрок подходит к доске и с завязанными глазами рисует одну деталь танка: корпус, гусеницы, дуло, люк, звезду и т.д. Жюри оценивает и быстроту (1 балл) и качество рисунка (1 балл).  
4. «Связисты»
 От связистов нередко зависит исход боя и жизнь бойцов. Они принимают приказы командования  о наступлении или временном отступлении, передают сведения о нехватке боеприпасов и т.д. Проверим, какие вы хорошие связисты… и сыграем в глухой или «Испорченный телефон».
Условия конкурса: Ведущий быстрым шепотом говорит на ухо капитанам команд какое-то слово или фразу связанное с армией. Тот передает дальше то, что смог разобрать - тоже шепотом. Последний участник каждой команды говорит громко слово или фразу, которую он прнял. 
5.  «Минное поле»
 На полу в шахматном порядке расставляются кегли. Задача разведчиков преодолеть «минное поле» - пройти с завязанными глазами между кеглями, по – возможности, не задевая кегли. Если участник задел ногой один раз, то ранен, а если 2-3 раза -  убит.
Помогают разведчикам связисты, которые азбукой Морзе подсказывают направление. Хлопок в ладоши - «стой»,  пип - «прямо», топать ногами - «назад», тр-р-р - «направо», ля-ля-ля - «налево». 

6.«Военная авиация»
Каждая команда получает по одному цветному листу бумаги (цвета разные). По сигналу  участники  должны сделать из листа бумаги самолет и запустить его зрителям. Оценивается скорость и качество изготовления самолетика. 

7.«Дозор» Конкурс капитанов.
Наш наблюдательный пункт находится на «болоте». Каждый участник находит  кочку, но очень маленькую (лист бумаги А 4). На ней можно стоять только на одной ноге. Кто первый оступится и «упадет» в «болото», тот проигрывает.

Второй  раунд – викторина «УМНИЦЫ и УМНИКИ». Вопросы задаются поочередно каждой команде. Если одна команда не дает ответ, другой команде предоставляется возможность заработать очко.

Вопросы:
1. Как называется бег с криком «Ура!»
2.   Мелодия с четким ритмом, под которую легко шагать. 
3. Кто носит голубые береты?
4. Как узнать звание военнослужащего? 
5. Лестница, по которой поднимаются на корабль или самолет?
6. Как называется зимний головной убор солдата? 
7. Как звучит вечерняя команда в казарме.
8. Как называются двери в танках?
9. Здание, где чинят самолеты. 
10. Кто главный на подводной лодке?
11. Бывают ли тельняшки с черными полосками?
12. Сколько звёзд на одном погоне старшего лейтенанта? 
13. Как узнать род войск, в котором служит военный?
14. Спортивный снаряд для подтягивания.
15. Что по численности больше рта или взвод?
16.  Как расшифровать БТР?
17. Что должен знать солдат лучше всего?
18. Что лишнее: бескозырка, шлем, шляпа, пилотка, берет?
19. Для чего нужен противогаз? 
20. Продолжи: «Тяжело в учении — …»

Ответы:
1.      Атака. 2. Марш. 3. Военнослужащие ВДВ 4. По погонам. 5. Трап.6. Шапку ушанку. 7. «Отбой!».  8. Люки. 9.  Ангар. 10. Капитан.11. Да, на флоте. 12. Три. 13. По эмблеме. 14.  Перекладина. 15. Рота. 16. Бронетранспортер. 17. Устав. 18. Шляпа. 19.   Защищать от загрязненного воздуха. 20. Легко в бою.

Третий раунд –  Конкурс «Армрестлинг»
Здоровый дух, как известно, - в здоровом теле. Воинская дисциплина обязывает каждого солдата стойко переносить трудности военной службы. Для этого нужна необыкновенная сила духа и сила воли. Поэтому занятия спортом - неотъемлемая часть повседневной жизни солдата.
Условия конкурса: подбираются пары игроков,  примерно равных по силе из разных команд. Они садятся за стол, ставят правый локоть на стол, берут друг друга за руки. По сигналу участники должны стараться уложить руку своего противника на стол. При этом локоть не должен отрываться от стола, нельзя привставать со стула. Вторая рука за спиной. Проигравшим считается тот, кто дотронулся кистью до поверхности стола. Каждая победа в паре приносит очко соответствующей команде.

Подведение итогов. Награждение небольшими призами.
Молодцы, ребята! Показали, что умеете быть ловкими, умными и дружными, работать в команде.
Дорогие наши дедушки, папы и мальчики, будущие мужчины и солдаты! Еще раз поздравляем вас с Днем Защитника Отечества! Папам и дедушкам желаем крепкого здоровья, счастья и благополучия, а мальчикам - расти сильными, смелыми, мужественными, добрыми и благородными, 
всегда защищать девочек, мам, сестер и бабушек, помнить о высоком звании мужчин!

Девочки читают стихи:
Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу летать, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою отчизну защитить.
 
Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.
 
Не пустить чужих собак к котенку -
Потруднее, чем играть в войну…
Если ты не защитил сестренку,
Как ты защитишь свою страну?

Демонстрация клипа на песню «Мы – армия народа»
Наша Армия — это, прежде всего, наши  отцы и деды, Ветераны великой Отечественной войны. Они не только наше великое прошлое, но и настоящее. А вы — защита и опора Отечества в скором будущем, гарантия мира на земле. Воспитывайте в себе  мужественного человека, не хнычь перед трудностями.
Посвятить свою жизнь труду по защите Отечества - высший долг и высшая честь каждого юноши. 
С днем защитника отечества!
 
Заключение
 
Служить Отечеству - это хранить честь и достоинство нашей  Родины, оберегать мирную жизнь нашего народа. Данная методическая разработка способствует воспитанию у детей любви к Родине,  чувства патриотизма, гражданственности, физической и нравственной культуры, повышает престиж военной службы у подрастающего поколения, создаёт праздничное настроение у участников и зрителей. Может быть использована в работе по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста, педагогами дополнительного образования и учителями начальных классов. и физкультуры.

Список использованных источников
  1. Википедия. [Электронный ресурс] 
  2. Сообщество учителей-предметников "Учительский портал" [Электронный ресурс]
  3. «Амител» — информационный сервер Алтайского края. [Электронный ресурс]  Режим доступа: https://www.amic.ru/
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июня 2017 г. N ТС-134/08 «О календаре образовательных событий на 2017/18 учебный год». [Электронный ресурс]  Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71592318.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.