Тренинг- занятие с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания» из программы «Помоги себе сам».

Автор: Чайкина Татьяна Борисовна

Цель: создание позитивного настроения, повышение мотивации к педагогической деятельности, повышение стрессоустойчивости, ознакомление педагогов со способами самодиагностики и профилактики эмоционального выгорания. 
Структура занятия: 
  1. Информация « Сгорание – плата за сочувствие» ( К. Маслач)
  2. Разминка ( Экспресс оценка выгорания)
  3. Практическая часть
  4. Рефлексия ( обсуждение результатов занятий), подарки из « Ларца радости»
Материалы т оборудование:  листы бумаги, ручки, бланки для диагностики, самолетики из бумаги с надписями « Пофигисты», « Трудоголики», памятки для воспитателей, « Ларец радости», сердечки с афоризмами, конфеты.
 
Лекция « Плата за сочувствие»
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой то момент напряжение становится столь велико, что вылетаю пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки – это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических  стрессов. В психологии такое эмоциональное « выключение» человека получило название « сидром эмоционального выгорания».
По мнению известного психолога Виктора Бойко, « эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты от формы полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. При этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше. 
Самый показательный симптом выгорания- это изменение отношения человека к своей работе, к своим обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, ему все нравится, он готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, человек становится безразличным  к своей работе, и к коллегам по работе. Показательный пример – история о молодой женщине- адвокате, которая со студенческой скамьи мечтала о том, как она получит диплом юриста и будет защищать бедных людей, которые порой не могут себе позволить качественную защиту своих интересов. Но уже после нескольких месяцев работы с этими людьми она поняла, что особой благодарности ей ждать не стоит. В конце концов она дошла до такого состояния, что перешла работать в прокуратуру с одной целью – отомстить неблагодарным. 
Итак СЭВ называют « синдром менеджера», а в Японии – « синдром Кароши» и по названию города, в котором был зафиксирован первый случай смерти работника от переутомления. В «группе риска» , прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий  круг контактов с людьми (   врачи, учителя, воспитатели).
Разминка.
Наш сегодняшний тренинг мы решили посвятить профилактике эмоционального выгорания. Начнем с экспресс оценки выгорания.
Экспресс – оценка «выгорания»
На следующие предложения отвечайте «Да» или «нет». 
Количество положительных ответов подсчитайте
1
Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.
Да
Нет
2
Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления.
Да
Нет
3
Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
Да
Нет
4
То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики).
Да
Нет
5
На протяжении последних трёх месяцев трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.
Да
Нет
6
Коллегам (воспитанникам и т.д.) я придумал(а) обидные прозвища (например «идиоты»), которые использую мысленно.
Да
Нет
7
С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
Да
Нет
8
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
Да
Нет
9
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.
Да
Нет
10
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул(а) бы что-нибудь новенькое.
Да 
Нет 
Оценка результатов
балл – синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в вас ещё теплится огонёк; нужно, чтобы он не погас.
 
Методика « Ранжирование»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам проранжировать следующие понятия:  деньги, семья, работа, дети, я, то есть поставить цифру «1» напротив самого важного для Вас понятия и т.д. Чаще всего у учителей и воспитателей « Я» находится на одном из последних мест, что способствует эмоциональному выгоранию. 
Не забывайте о профессиональном правиле «поддержании границ своего Я»: рабочие проблемы и проблемы других людей – это не Ваши проблемы! Но это не значит, что нужно становиться чёрствыми и бессердечными в общении. Просто, уходя домой, оставьте на работе все проблемы прошедшего рабочего дня, как будто это рабочая одежда или туфли.   
Давайте размышлять дальше. Может, ваша работа рутинна, однообразна, вы откровенно скучаете и считаете каждую  минутку  до конца рабочего дня?  Попытайтесь хотя бы что-то изменить в рабочем процессе, более творчески подойти к выполнению своих трудовых обязанностей. Помните, вы сами строите свою жизнь. Никогда не бойтесь что-то менять в  жизни, если осознаете такую необходимость. 
Используйте прием «профилактика радостью» - в каждом негативном событии пытайтесь найти что-то хорошее, какие то позитивные моменты, и, отталкиваясь от этого, делайте то, что вам нужно сделать. Вы оказались в ситуации конфликта с коллегой или родителем? Какие плюсы? А то, что вы озвучили свое мнение, показали, что не готовы со всем соглашаться? Может, в следующий раз это примут к сведению, и не будут навязывать неугодные для вас условия, будут чаще прислушиваться к вашему мнению?  
Может быть, вам поможет музыка? Подобранная соответствующим образом, она способна существенно изменить настроение. А если вы еще станцуете, то сама двигательная активность повысит тонус. 
Возьмите хорошую книгу и погрузитесь в  события, которые происходят с героями. Ищите книги позитивного настроя. В таком случае герои и события «поведут» вас за собой, отвлекут от грустных мыслей, поднимут настроение.
Природа – хорошее средство умиротворения, нормализации всех процессов в организме. Свежий воздух – хорошая подпитка мозга кислородом. Погуляйте по парку, лесу. Сходите за грибами, ягодами, искупайтесь в водоеме, позагорайте, погрейтесь под ярким летним солнышком.
И очень важно окружить себя людьми позитивно мыслящими, которые не склонны жаловаться на жизнь. Людей  с различными интересами, доброжелательно настроенных к окружающим. Бодрый, позитивный настрой будет  передаваться и вам. Не жалуйтесь, а лучше действуйте. Сходите куда-нибудь вместе – в сауну, кино, поиграйте в бильярд, и т.д. 
Упражнение «Цветное дыхание». Успокойтесь и, глубоко дыша животом, постарайтесь представить, что вы вдыхаете один цвет, а выдыхаете другой. 
Чтобы избавиться от нервозности и агрессивности, вдохните зеленый, который уравновешивает и освежает, а выдохните агрессивный красный.
Хотите ощутить прилив счастья – вдохните оранжевый, выдохните синий.
Упражнение « Метеориты». 
Цель: снятие эмоционального напряжения, определение своего отношения к профессиональной деятельности.
Делимся на 2 команды. По жребию присваиваются названия: « Трудоголики» или « Пофигисты» и вручаются самолетики. Команды отправляются в полет на планету Эмоционального комфорта. 
Задание № 1. Участникам предлагается в режиме мозгового штурма выдвинуть аргументыв поддержку своей позиции « Почему хорошо быть трудоголиком?», « Почему хорошо быть пофигистом?». Побеждает та команда, которая придумает большее количество тезисов в поддержку своей позиции и чьи тезисы будут более убедительными. 
Задание №2.  Педагогам предлагается сделать из бумаги метеориты и по сигналу ведущего перебрасывать их на территорию соперника ( веревка граница). Побеждает тот, у кого на территории оказывается меньше метеоритов. 
- Кем же лучше быть: « трудоголиком» или « пофигистом»?

Все же – любите себя, цените, заботьтесь о своем здоровье.
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Перестаньте жить задругих их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
Разнообразьте свой досуг, не забывайте об отдыхе, об общении с друзьями, путешествиях, прогулках на природе.

«Ларец радости»
Воспитателям предлагают выбрать из « Ларца радости» сердце с афоризмом. Дарим конфеты.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.