Особенности работы над пьесой П.Чайковского «Баба-яга»

Автор: Бабаян Н.Х.
Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П.И.Чайковского.
«Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания учащихся. Мир детства…Мир игр и беспечных забав, радостей и мимолетных огорчений, но также пора серьезных раздумий, осознаний себя и окружающих, время первых шагов в познании жизни… Все выражено в гениальной музыке «Детского альбома» Чайковского.
В этом замечательном сочинении Чайковский представил целый калейдоскоп красочных образов из удивительного и волшебного мира детства, нарисовав их при помощи музыкальных звуков.
 Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы. 
Все произведения сборника «Детский альбом» программные. Цикл включает в себя двадцать четыре небольших живописных произведения, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание.
 Пьеса «Баба - Яга»- колоритная миниатюра, которая пользуется большой популярностью, как в нашей стране, так и за её пределами, в ней   композитор в ярких звуковых красках отобразил известный сказочный персонаж.
Если в нынешнее время благодаря мультипликации и кинематографа популярный образ из русских сказок приобрёл немного комический характер, то в бытность Чайковского эта героиня представлялась злой и страшной колдуньей. В данном произведении образ Бабы-Яги: её повадки и характер, изображены очень ярко. С уханьем и гиканьем баба-яга несется в ступе, пестом погоняет, помелом след заметает. Ступа тяжело подскакивает на небесных ухабах. Баба-Яга – это сказочный, фантастический образ. Сухое стаккато создаёт впечатление жёсткости и колючести, неразрывно связанных в нашем воображении с образом свирепой ведьмы. В музыке слышно как «Баба-яга» мчится за кем-то в погоню. И, кажется, веришь, как летит она над лесами и долами в своей ступе, «шестом погоняет, помелом след заметает».
Ее полет передан в музыке пьесы внезапными остановками, повторами, переменчивой артикуляцией, напористыми crescendo и финальным исчезновением персонажа на pianissimo.
В пьесе преобладает притушенная, приглушенная, затаенная звучность (старушка ведет свой  рассказ негромко, то и дело переходя на таинственный шепот), и только в репризе визгливый голос Яги, взнесенный на октаву выше, звучит в полную силу. Композитор выбрал для этой пьесы тональность ми минор, простую трёхчастную форму и темповое указание Presto (очень быстро).
В пьесе нет ни одного знака ударения, за исключением sf на сильных долях в первом восьмитакте и, соответственно, в репризе. sf имеет не абсолютное, а относительное значение, предполагая лишь некоторое усиление уровня звучности по сравнению с тем, который установлен для данного музыкального отрывка,  поэтому не следует играть выделенные этим знаком аккорды слишком громко и резко. Кроме того, характерной чертой sf является внезапность его появления. Аккорды sf должны производить пугающее впечатление. В первой части аккордовые « удары» приходятся на сильные доли, в середине и в коде - на обе доли такта. Этим создается впечатление ускоренного, учащенного движения. Произведение начинается с помещённой в нижний регистр, колючей по своему характеру темы, каждый мотив которой заканчивается диссонирующими акцентированными аккордами. Отрывистые восьмые ноты на стаккато, а затем резкие аккорды привносят в музыку зловещий настрой, который с каждым тактом всё более усиливается. Затем после восьмого такта то вверху, то внизу появляется плавные интонации, которые чередуясь с острыми звуками, вызывают ощущение злого умысла, затеянного Бабой-Ягой. Драматический накал всё больше усиливается, и постоянное непрерывное движение незаметно подводит к среднему разделу.
Вторая часть пьесы – это повторяющиеся размеренные чёткие короткие звуки, изображающие беспрерывное движение. Создаётся впечатление, что героиня произведения куда-то помчалась в своей ступе. Дальнейшее динамическое развитие подводит к кульминации произведения, совпадающей с началом репризы, тема которой в отличие от начала пьесы проходит на октаву выше. Чтобы ощутить живой пульс музыки и ее метрическую организацию, стоит поиграть только метрические опоры-сильные и относительно сильные доли, обращая внимание на то, чтобы созвучия игрались стройно, строго вместе.
Затем целесообразно поучить одноголосные мотивы, которые попеременно появляются в партии то правой, то левой руки. Так легче понять и выявить в игре мотивные переклички, а также особенности артикуляции.
В медленном темпе триоли восьмушек играются пальцами, падающими на клавиши с некоторой высоты. По мере увеличения темпа амплитуда движения уменьшается, все играется ближе к клавишам. Не надо стремиться, работая над пьесой, к острому стаккатному штриху: в быстром темпе четкое нон легато звучит как стаккато.
Вот еще одна важная артикуляционная подробность: восьмые на метрических долях, являющиеся гармонической опорой, в отличие от мелодических восьмушек, не предполагают отрывистого произнесения. Разную артикуляцию легко вообразить, если инструментовать соответствующие места: представить, скажем, что мелодические восьмые исполняются «шуршащим» пиццикато струнных, а восьмые гармонические-засурдиненными духовыми.
Заключительные аккорды можно сыграть приемом, который дает максимально короткий и самый тихий звук: движением не вниз, в клавишу, а быстрым, легчайшим, скользящим движением по горизонтали, к себе, как бы смахивая с клавиатуры воображаемую соринку.
Сложности, возникающие у юного музыканта при исполнении произведения «Баба- яга»:
  • «Баба Яга» - это виртуозная пьеса, предполагающая исполнение в быстром темпе. Она требует от юного музыканта определённых технических навыков, хорошей координации и пластичности обеих рук.
  • Особую трудность в произведении представляет исполнение острых восьмушек. Чтобы от начала и до конца точно выдержать штрихи, создающие в произведении определённую образность, надлежит развивать у исполнителя упругий и цепкий аппарат.
  • Поскольку композиция должна исполняться на одном дыхании, необходимо отработать точную фразировку и при этом добиваться гибкости волнообразной динамической линии, которая произведения.
Композиция «Баба-Яга», входящая в бессмертный опус Петра Ильича Чайковского  «Детский альбом» и изображающая известный образ русских народных сказок, пользуется большой популярностью у начинающих пианистов. Художественная и педагогическая значимость этого произведения весьма велика. Произведение не только развивает технические навыки у юного исполнителя, но и заставляет творчески мыслить, чтобы создать тот яркий образ, который задуман композитором.
 
Список использованной литературы
1. Б.Асафьев Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды, т.IV. М.: Академия наук СССР,1955 г.
2. П.И.Чайковский Письма к близким. Избранное. М ,: Музгиз, 1955г.
3. А.Д.Алексеев История фортепианного искусства М.: Музыка 1988г.
4. А.Альшванг П.И.Чайковский – М,: Музгиз, 1959г.
5. Г.Г.Нейгауз «Записки педагога». М., 1961; 1982.
6. Г.Домбаев Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах. М.: Музгиз, 1958г.
7. П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1981г.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.