Открытый урок: «Работа над художественным образом в произведении малой формы»
Автор: Бабаян Нелля Хачатуровна
(Эдвард Григ «Поэтическая картинка» ми-минор)
Задачи урока:
Образовательные:
- Уметь использовать арсенал технических средств и навыков;
- Освоение приемов звукоизвлечения, закрепление;
- Проведение анализа музыкального произведения.
Развивающие:
- Расширить кругозор;
- раскрыть художественный замысел композитора;
- Развить техническую оснащенность.
Воспитательные:
- Привить любовь к классической музыке;
- Воспитывать чувство меры и вкуса при эмоционально-художественном раскрытии образа.
Методы: словесный, практический показ, наглядный.
Ожидаемые результаты:
- Умение правильно анализировать произведение;
- Свободное владение штрихами и динамическими оттенками.
План урока
Начало урока (5 минут):
- организационный момент;
- сообщение темы и задач.
- теоретическая часть: работа над произведением.
- оценивание;
- домашнее задание.
Начало урока
- Организационный момент
- Сообщение темы и постановка задач
Основной этап
- Теоретическая часть
Преподаватель: Скажи,… где родился композитор?
Ученица: в Норвегии.
Преподаватель: Да, в далекой северной, суровой стране.
Пьеса начинается небольшим вступлением, погружая нас в таинственный образ. В мелодии этой пьесы нужно тонко ощущать перестройку интонационных оборотов. Я не зря тебя спросила, где родился композитор, так как произведение связано с природой. Партия правой руки состоит из коротких и длинных интонаций, композитор обращает наше внимание на восходящую мелодию, прерывистый характер музыкальной фразы.
В этом произведении много выразительных средств, 1 и 3 части повторяются, а средняя часть яркая, более выразительная. Короткие мотивы передают угрюмую природу Норвегии. Исполнение мелодии с расчленением штрихов, яркое исполнение синкопы. Расширяется диапазон, легато в правой руке должно быть плотным, но не тяжелым. Изменяется динамический план, словно «взлет». В это время левая рука в нижнем регистре звучит мягко, сочно. Игра стаккато в левой руке должна быть исполнена активным пальцем, а в арпеджио подключаем корпус.
Ученица: играет отрывок.
Преподаватель: Молодец, но чтобы движение по звукам арпеджио стало более удобным и ровным опора от первого звука. Партия левой руки смещается в нижний регистр. Поиграй, пожалуйста, левую руку аккордами.
Ученица: играет аккордами.
Преподаватель: проанализируем интервалы.
Ученица: Акценты на сильную долю передают тревожность, меняется настроение, фактура становится насыщенной.
Преподаватель: Я согласна. Простучи ритмический рисунок. Как помогает динамика?
Ученица: Она часто меняется от пиано до форте.
Преподаватель: Какую роль играет ритм? На первый план выходит синкопа. Ученица играет отрывок.
Преподаватель:
Поработаем отдельно над синкопой.
1. Простучим по колену;
2. В ладоши;
3. На клавиатуре;
4. Со счетом.
Ученица: выполняет задание.
Преподаватель: Как ты думаешь, композитору удалось погрузить нас в атмосферу таинственности и сказочности?
Ученица: Да, несомненно.
Преподаватель: Попробуем почувствовать краски динамические, сыграем последнюю часть. Шестнадцатые ноты следует сыграть объединяющим в руке движением.
Ученица: Исполняется первая часть. Пробует сыграть мотивы первой части, аккорды в левой руке.
Преподаватель: Как ты думаешь, какую роль в этом произведении играют паузы?
Ученица: Паузы нужно слушать, ощущение дышащих рук.
Преподаватель: Правильно. Исполнить желательно близко к клавиатуре, не увлекаться игрой отдельных мотивов, настроится на широкое дыхание. Советую играть тебе разными способами: аккордами, отдельно мелодию. Какая тональность произведения?
Ученица: ми-минор.
Преподаватель: Правильно, минорная окраска произведения передает настроение грусти, присутствуют песенные интонации. Ритмическая фигура (сочетание шестнадцатых и восьмых длительностей) очень часто встречается в норвежской музыке. Попробуем убедительно привести к кульминации фразы.
Ученица: играет отрывок.
Преподаватель: Давай посмотрим, что в произведении происходит дальше, в музыкальной ткани появляются триоли, смещаются акценты. Композитор использует это для раскрытия музыкального произведения. Здесь важно почувствовать характер, поработать над штрихами. Кончик пальца должен быть активны. Линия мелодии пластична и выпукла. В конце первой части композитор приходит к частичному завершению, с насыщением и каданцевым утверждением. Как ты думаешь, как мы создавали музыкальный образ? Что нового мы узнали?
Ученица: Я узнала много о композиторе, научилась с помощью средств музыкальной выразительности раскрывать образ музыкального произведения. Использовала для этого разные штрихи, динамические оттенки.
Оценивание: Молодец, ты сегодня хорошо работала на уроке, была внимательна и старалась передать музыкальный образ произведения.
Домашнее задание: Продолжить работу над точным исполнением штрихов, поучить шестнадцатые ноты аккордами, не забывать про синкопы и продолжить работу над музыкальным образом.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.