Открытый урок: «Работа над художественным образом в произведении малой формы»

Автор: Бабаян Нелля Хачатуровна
(Эдвард Григ «Поэтическая картинка» ми-минор)

Задачи урока:

Образовательные:
  • Уметь использовать арсенал технических средств и навыков;
  • Освоение приемов звукоизвлечения, закрепление;
  • Проведение анализа музыкального произведения.

Развивающие:
  • Расширить кругозор;
  • раскрыть художественный замысел композитора;
  • Развить техническую оснащенность.

Воспитательные:
  • Привить любовь к классической музыке;
  • Воспитывать чувство меры и вкуса при эмоционально-художественном раскрытии образа.

Методысловесный, практический показ, наглядный.

Ожидаемые результаты:
  1. Умение правильно анализировать произведение;
  2. Свободное владение штрихами и динамическими оттенками.

План урока
Начало урока (5 минут): 
  • организационный момент;
  • сообщение темы и задач.
Основной этап (30минут):
  • теоретическая часть: работа над произведением.
Заключение (5минут):
  • оценивание;
  • домашнее задание.

Начало урока
  • Организационный момент
Здравствуй,  ... Приготовь ноты и дневник.
  • Сообщение темы и постановка задач
Сегодня на уроке при помощи средств музыкальной выразительности будем создавать образ поэтической картинки. На момент создания цикла «Поэтические картинки», Григу было всего 20 лет.

Основной этап
  • Теоретическая часть
На момент создания цикла «Поэтические картинки», Григу было всего 20 лет. Э.Григ называл себя «романтиком Шумановской школы». С Шуманом Грига роднит пристрастие к жанрам фортепианной миниатюры, порывистость лирических высказываний, чередование разнообразных картин. Ценность творчества Эдварда Грига в большой степени обусловлена в его народности. Полная света, красочных контрастов музыка составляет ее жизненную основу.

Преподаватель: Скажи,… где родился композитор?

Ученица: в Норвегии.

Преподаватель: Да, в далекой северной, суровой стране.
Пьеса начинается небольшим вступлением, погружая нас в таинственный образ. В мелодии этой пьесы нужно тонко ощущать перестройку интонационных оборотов. Я не зря тебя спросила, где родился композитор, так как произведение связано с природой. Партия правой руки состоит из коротких и длинных интонаций, композитор обращает наше внимание на восходящую мелодию, прерывистый характер музыкальной фразы.
В этом произведении много выразительных средств, 1 и 3 части повторяются, а средняя часть яркая, более выразительная. Короткие мотивы передают угрюмую природу Норвегии. Исполнение мелодии с расчленением штрихов, яркое исполнение синкопы. Расширяется диапазон, легато в правой руке должно быть плотным, но не тяжелым. Изменяется динамический план, словно «взлет». В это время левая рука в нижнем регистре звучит мягко, сочно. Игра стаккато в левой руке должна быть исполнена активным пальцем, а в арпеджио подключаем корпус.

Ученица: играет отрывок.

Преподаватель: Молодец, но чтобы движение по звукам арпеджио стало более удобным и ровным опора от первого звука. Партия левой руки смещается в нижний регистр. Поиграй, пожалуйста, левую руку аккордами.

Ученица: играет аккордами.

Преподаватель: проанализируем интервалы.

Ученица: Акценты на сильную долю передают тревожность, меняется настроение, фактура становится насыщенной.

Преподаватель: Я согласна. Простучи ритмический рисунок. Как помогает динамика?

Ученица: Она часто меняется от пиано до форте.

Преподаватель: Какую роль играет ритм? На первый план выходит синкопа. Ученица играет отрывок.

Преподаватель: 
Поработаем отдельно над синкопой.
1. Простучим по колену;
2. В ладоши;
3. На клавиатуре;
4. Со счетом.

Ученица: выполняет задание.

Преподаватель: Как ты думаешь, композитору удалось погрузить нас в атмосферу таинственности и сказочности?

Ученица: Да, несомненно.

Преподаватель: Попробуем почувствовать краски динамические, сыграем последнюю часть. Шестнадцатые ноты следует сыграть объединяющим в руке движением.

Ученица: Исполняется первая часть. Пробует сыграть мотивы первой части, аккорды в левой руке.

Преподаватель: Как ты думаешь, какую роль в этом произведении играют паузы?

Ученица: Паузы нужно слушать, ощущение дышащих рук.

Преподаватель: Правильно. Исполнить желательно близко к клавиатуре, не увлекаться игрой отдельных мотивов, настроится на широкое дыхание. Советую играть тебе разными способами: аккордами, отдельно мелодию. Какая тональность произведения?

Ученица: ми-минор.

Преподаватель: Правильно, минорная окраска произведения передает настроение грусти, присутствуют песенные интонации. Ритмическая фигура (сочетание шестнадцатых и восьмых длительностей) очень часто встречается в норвежской музыке. Попробуем убедительно привести к кульминации фразы.

Ученица: играет отрывок.

Преподаватель: Давай посмотрим, что в произведении происходит дальше, в музыкальной ткани появляются триоли, смещаются акценты. Композитор использует это для раскрытия музыкального произведения. Здесь важно почувствовать характер, поработать над штрихами. Кончик пальца должен быть активны. Линия мелодии пластична и выпукла. В конце первой части композитор приходит  к частичному завершению, с насыщением и каданцевым утверждением. Как ты думаешь, как мы создавали музыкальный образ? Что нового мы узнали?

Ученица: Я узнала много о композиторе, научилась с помощью средств музыкальной выразительности раскрывать образ музыкального произведения. Использовала для этого разные штрихи, динамические оттенки.

Оценивание: Молодец, ты сегодня хорошо работала на уроке, была внимательна и старалась передать музыкальный образ произведения.

Домашнее задание: Продолжить работу над точным исполнением штрихов, поучить шестнадцатые ноты аккордами, не забывать про синкопы и продолжить работу над музыкальным образом.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.