Авторская разработка программы развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №2 д.Ясенцы
Автор: Баканова Вера Витальевна
1. Паспорт программы развития МБДОУ детского сада № 2 д.Ясенцы
Наименование программы | Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №2 д.Ясенцы на 2016–2019г. |
Разработчики программы | Баканова Вера Витальевна. – заведующий |
Нормативно-правовое обеспечение программы | Ø Конвенция ООН о правах ребенка; Ø Конституция Российской Федерации; Ø Семейный кодекс Российской Федерации; Ø Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации"; Ø Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Ø Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 61); Ø Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"; Ø Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (поручение Президента РФ от 04.02.2010 № Пр-271); Ø Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; Ø Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (вступил в силу с 01.01.2014г.); Ø План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в сфере образования Павловского муниципального района» (распоряжение Администрации Павловского муниципального района №740 от 26.02.2013г.); Ø Письмо Министерства образования правительства Нижегородскойобласти от 05.12.2008 №316-01-52/5497 «О духовно-нравственном воспитании и образовании»; Ø Устав МБДОУ и локальные акты. |
Основная идея развития ДОУ | Создание модели детского сада, направленной на обеспечение условий для объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества |
Миссия ДОУ | Воспитание и развитие здоровой, активной, творческой, духовно-нравственной личности через приобщение воспитанников к духовным и историческим ценностям русского народа |
Цель программы | Создание модели воспитательно-образовательного и развивающего пространства ДОУ, призванного обеспечить духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста |
Задачи программы | Работа с детьми: Ø Создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и формирования целостных гармоничных отношений ребёнка с миром, с другими людьми; Ø Формировать представления о семье, родном крае, России как о родной стране (Родине) с помощью современных образовательных технологий; Ø Способствовать развитию интереса и любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к культуре и традициям, средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово. Работа с педагогами: Ø Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, путём создания системы работы по данному направлению. Ø Организовать поиск и внедрение новых вариативных форм работы с детьми и родителями. Работа с родителями Ø Повышать уровень родительской компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания ребёнка; Ø Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности по данной проблеме, в том числе через организацию работы над проектами духовно-нравственной направленности. Работа с социумом: Ø Определить новые направления работы с социальными институтами детства; Расширить формы распространения педагогического опыта (Интернет-ресурсы, официальный сайт детского сада) для повышения престижа работы ДОУ в социуме, роста доверия со стороны педагогической общественности |
Сроки реализации программы | 2016 – 2019 гг. |
Исполнители основных мероприятий | Педагоги, воспитанники, родители, социальные партнеры ДОУ. |
Государственный заказчик программы | Управление образования администрации Павловского муниципального района. |
Финансирование программы | За счёт средств субвенций из областного бюджета. |
Управление программой | Совет Учреждения. |
Контроль за реализацией программы | Управление образования администрации Павловского муниципального района. |
Результат реализации программы | Реализация Программы позволит -выстроить и апробировать оптимальную модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы; -произойдут существенные изменения в физическом, психическом, духовно-нравственном здоровье детей, их родителей; у многих появится потребность в духовном самосовершенствовании; -произойдёт повышение психолого-педагогической и методической компетенции педагога по целенаправленному формированию нравственной сферы дошкольника, по целенаправленному сотрудничеству с семьями воспитанников; -повысится роль семьи и социума в воспитании детей дошкольного возраста; начнётся возрождение и укрепление отечественных традиций, семейной и родительской культуры; расширение связей с общественными организациями, социальными партнёрами, социумом |
2. Информационная справка о ДОУ
Полное название: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 д.ЯсенцыЮридический адрес: 606117 Россия, Нижегородская обл. , Павловский р-он, д. Ясенцы, ул. Юбилейная, 8.
Лицензия на образовательную деятельность: серия 52 № 002344 регистрационный номер № 9935 от 31.01.2012
Учреждение функционирует с 1974 года, находится в отдельно стоящем типовом одноэтажном здании.
Проектная мощность: 2 группы -30 детей., фактическая наполняемость 1 разновозрастная группа-18 человек
Режим работы : с понедельника по пятницу, кроме выходных и праздничных дней, с 7.00 до 17.30
3 Анализ социокультурной и воспитательно-образовательной ситуации, определяющей необходимость инновационных изменений в МБДОУ детском саду №2 д.Ясенцы
Необходимость разработки и апробации модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы в МБДОУ детского сада №2 д.Ясенцы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов.3.1. Внутренние факторы:
Педагогический состав
Детский сад обеспечен педагогическими кадрами на 100 %. Образовательный процесс осуществляет воспитатель, музыкальный руководитель .Оба педагога имеют среднее профессиональное образование и первую квалификационную категорию.
Педагоги детского сада принимают участие в методической жизни педагогического сообщества района, являются участниками районных, региональных, всероссийских конкурсов и городских выставок. В совершенстве владеют компьютером.
Однако, тормозит развитию ДОУ использование педагогами стандартных, классических форм работы с детьми и родителями. , недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической и духовно-нравственной культуры родителей воспитанников, недостаточное вовлечение педагогов в инновационную деятельность
Год | Общее кол-во | По возрасту | По полу | По группам здоровья | |||||
До 3-х лет | Старше 3-х лет | Д | М | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
2013-2014 | 29 | 7 | 22 | 11 | 18 | 8 | 18 | 3 | - |
2014-2015 | 30 | 7 | 23 | 13 | 17 | 11 | 16 | 3 | |
2015-2016 | 18 | 3 | 15 | 10 | 8 | 5 | 11 | 2 | - |
Количественный состав детей уменьшился , в связи с большой миграцией молодого населения из села.С июля 2015 года в МБДОУ функционирует одна группа.
Анализ контингента детей в МБДОУ по полу свидетельствует о наличии в его
составе примерно равных долей мальчиков и девочек что свидетельствует о необходимости
осуществления полоролевого воспитания дошкольников, направленного на
овладение ими культурой в сфере взаимоотношения полов, формирование
адекватной полу модели поведения, правильного понимания роли мужчины и
роли женщины в обществе.
.В МБДОУ воспитывается 88 % детей, имеющих 1 и 2 группу здоровья. Данные дети являются потенциально способными к усвоению материала образовательных программ нового поколения и не имеют противопоказаний для участия в занятиях, направленных на более глубокое развитие их способностей. Основная масса воспитанников – коренные жители д.Ясенцы, семьи которых знают педагоги, знают слабые и сильные стороны семейного воспитания и развития ребёнка. Ежегодно воспитанники детского сада совместно со своими родителями принимают участие в районных и областных конкурсах, выставках.
Год | Количество родителей | По социальному статусу | По образованию | ||||||
Служащие | Рабочие | Предпрени-матели | Безработ- ные | Высшее | Среднее | Средне – специальн. | Неполное среднее | ||
2015 . | 36 | 30% | 70% | - | 20% | 18% | 34% | 47% | 4% |
Тормозит развитию ДОУ: невысокий образовательный уровень родителей, зачастую их бездуховность, утрата семейных ценностей, духовных, православных традиций. Перекладывание своих родительских обязанностей по воспитанию детей на дошкольное образовательное учреждение и школу. Разовые мероприятия, бессистемность работы педагогического коллектива с родителями воспитанников.
Выводы: Семье нужна поддержка и сопровождение. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьёй является важным направлением деятельности детского сада. Необходимо совершенствовать программу по просвещению родителей в плане духовно-нравственного воспитания детей
Содержание воспитательно образовательного процесса
Важнейшими показателями, влияющими на результативность педпроцесса, являются условия его организации, анализ которых позволит выявить причины и возможные последствия его нарушения, также позволит наметить пути его совершенствования. Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры учреждения. Повышение уровня квалификации обеспечивается участием педагогов в методических объединениях, через курсы повышения квалификации, самообразование, развитие педагогического опыта.
МБДОУ детский сад №2 д. Ясенцы реализует основную образовательную программу дошкольного образования , разработанную на основе основной образовательной програмы «От рождения до школы» под редакцией М.В.Вераксы, где в части формируемой участниками образовательного процесса представлена система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Содержание образования в ДОУ дифференцируется по следующим образовательным областям: физическая, познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая и реализуется в различных формах организации педагогического процесса.
С целью получения полной и качественной информации в ДОУ проводятся педагогические мониторинговые исследования уровня развития детей.
Уровень освоения детьми образовательных областей средний (В – 31%; СУ – 64%; НУ-5 %. Детей с низшим уровнем развития нет ).
Уровень развития у детей интегративных качеств: В -15%, С-73%,Н- 12%,Нз-0%
Уровень физической подготовленности детей (по методике Т.А.Тарасовой) в последние три года - 3,2 балла, что соответствует показателям среднего уровня по ДОУ.
Однако: На данный момент в ДОУ достаточно низкая обеспеченность образовательной программы пакетом методико-диагностических и практических материалов. Практически отсутствуют методические разработки по организации занятий с разновозрастным составом групп. До конца не выстроена воспитательно-образовательная модель по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как приоритетного направления работы ДОУ. Недостаточна методическая подготовка воспитателя, взаимосвязь с родителями в применении современных методик и технологий по организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками по проблемам здоровьесбережения, духовно-нравственного воспитания, социализации личности дошкольника
Выводы: Педагогический процесс ДОУ организуется с учётом баланса между непосредственно образовательной деятельностью, нерегламентированными видами деятельности и самостоятельной деятельностью детей. Воспитательная система в ДОУ носит системный характер, однако требуется выстраивание модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и именно в условиях разновозрастной группы. Необходима координация действий всех социальных структур по организации единого воспитательного пространства.
Материально-техническая оснащённость
В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для воспитания и обучения детей дошкольного возраста: имеется 1 групповая комната, спальня, помещение для НОД, медицинский кабинет, прачечная, пищеблок, музыкально-физкультурный зал.
Группа ДОУ оборудована новой мебелью, обеспечена необходимым инвентарем, в том числе и мягким. ДОУ оснащено современными техническими средствами: компьютерами, музыкальным центром, мультимедийным проектором . ДОУ подключено к сети Интернет, что позволяет использовать информационные и коммуникационные технологии. С введением ФГОС ДО организация развивающей среды в группе строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом
Материально-техническое состояние здания и систем жизнеобеспечения удовлетворительные. В ДОУ имеется центральное освещение, холодное и горячее водоснабжение, канализация, своя котельная.
Анализ обеспечения безопасных условий в ДОУ
В дошкольном учреждении организована работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса, в соответствии с Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и инструкциями по охране труда и пожарной безопасности.
Обеспечение безопасности участников образовательного процесса ведётся по направлениям:
- обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ;
- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
- пожарная безопасность;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- антитеррористическая защита.
Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса планируется, составляются планы мероприятий, издаются приказы, работает комиссия по охране труда. Инструктажи с сотрудниками проводятся 2 раза в год, фиксируются в журнале учёта инструктажа.
В ДОУ установлена автоматическая пожарная сигнализация; изготовлен план эвакуации, в соответствии с современными требованиями; имеются пенные и порошковые огнетушители с паспортами. Регулярно проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников с определением действий работников при обнаружении пожара.
Количество случаев травматизма сотрудников и воспитанников в ДОУ не зарегистрировано.
Таким образом, в ДОУ созданы оптимальные условия для воспитания, обучения и развития детей. Однако для качественного выполнения стандартов образования и социального заказа необходимо совершенствовать развивающую среду: приобрести дидактические пособия, спортивный инвентарь и прочее оборудование фабричного исполнения; оборудовать игровые участки и спортивную площадку для занятий по физкультуре на воздухе. Требует капитального ремонта веранда.
3.2. Внешние факторы (социокультурная ситуация)
Природная среда способствует развитию ДОУ: Вокруг села – леса, перелески, зелёные насаждения; в округе нет вредных природнх факторов, - всё это оказывает благотворное влияние на здоровье детей. ДОУ находится в экологически чистой зоне..
Социальная среда
На территории д.Ясенцы , где расположено дошкольное учреждение, также имеются ещё 2 ДОУ, школа, сельская библиотека, амбулатория, храм . На территории микрорайона, который обслуживает наше дошкольное учреждение, находится одно сельскохозяйственное предприятие, Павловская птицефабрика. Малое количество рабочих мест и, как результат, - родители вынуждены искать работу на стороне, что плохо сказывается на семье, на смене их места жительства, на рождаемости и снижении количества детей в микрорайоне, в дошкольном учреждении, в школе. Малое количество рабочих мест часто ведёт к распаду семей, к большой миграции. Отсутствует Дом культуры, спортзал. Практически нет работы с молодёжью, с молодой семьёй: нет передачи ценностей поколений.
Выводы:Активное совместное сотрудничество и взаимопомощь всех учреждений микрорайона будет способствовать развитию воспитанников ДОУ. Необходим системный подход к проектированию духовно-нравственного воспитания детей, т.е. преемственность, взаимосвязь и координацию педагогической деятельности разных социальных институтов. Необходимо формировать единое пространство в области духовно-нравственного образования, что предполагает наличие сквозных содержательных линий. Детский сад и школа должны стать на сегодняшний момент центрами духовно-нравственной, культурной и спортивной жизни села..
Демографический фактор
Рождаемость возросла, хотя рост не стабильный. Лучшая, образованная часть молодёжи из села в основном уезжает.
Выводы: Должна измениться политика государства по отношению к селу. Педагогическому коллективу детского сада совместно с другими учреждениями села, с районной и сельской администрациями необходимо вести огромную работу с родителями воспитанников, с молодёжью села по его возрождению. .
Вместе с тем анализ внутренних и внешних факторов позволяет выявить недостатки и проблемы в работе коллектива, которые актуальны для дальнейшего развития ДОУ:
-для воспитанника ограниченность форм, методов и способов, направленных на воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- для родителей воспитанников недостаточный уровень компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания детей; безразличие некоторых родителей к развитию у детей нравственных качеств, патриотических чувств.
- для педагога ограниченность форм общения с родителями воспитанников не обеспечивает качественного повышения их педагогической компетентности.Недостаточное пополнение группы дидактическим материалом (по тематике). Недостаточное использование информационных технологий не позволяет пользоваться обширной информацией научных и практических исследований.
Учёт возможных рисков
Факторы риска | Запланированные меры |
Недостаточный уровень готовности педагога к инновационной деятельности. | Обучение педагога на курсах повышения квалификации. Проведение, консультаций, участие в РМО, обучающих семинарах, мастер-классах, вебинарах и т.д. |
Изменение требований к оснащению образовательного процесса. | Обеспечение группы необходимым оборудованием и спортивным инвентарём. Пополнение наглядно-дидактическими пособиями, медиатекой, методической и детской литературой. |
Недостаточная финансовая обеспеченность программы развития | Использование дополнительных образовательных услуг и привлечение спонсорской помощи. |
Вывод:
Все вышеизложенное подтверждает необходимость целенаправленного управления процессами объединения усилий всех участников образовательного процесса -воспитанников, родителей и педагогов МБДОУ для духовно-нравственного воспитания дошкольников. Перед педагогом встаёт задача – учесть накопленный положительный опыт и обеспечить переход к новому состоянию дошкольного учреждения
4 Научно-теоретическое обоснование важности и необходимости инновационных изменений в ДОУ
Проблемы и основные идеи инновационного развития ДОУ
Педагогический коллектив МБДОУ детского сада №2 д.Ясенцы, родители воспитанников признают, что основным показателем работы детского сада является состояние здоровья дошкольников не только физического, но и нравственного.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Но проблема духовно – нравственного воспитания в дошкольном возрасте мало изучена, отсутствуют единые методологические подходы к ДНВ.
Тем более нет изучения проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Духовно-нравственное воспитание ребёнка тесно взаимосвязано с проблемой
разрыва между семейным и общественным дошкольным воспитанием;
отсутствия тесного сотрудничества между педагогами и родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания:
недостаточного методического уровня воспитателей по вопросам духовно-нравственного воспитания:
Все эти факторы побудили педагога пересмотреть вопросы духовно-нравственного воспитания дошкольников, пересмотреть систему работы с родителями воспитанников.
Цель идеи инновационного развития ДОУ: разработать и апробировать модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
5. Цели и задачи программы
Цель:создание модели воспитательно-образовательного и развивающего пространства ДОУ, призванного обеспечить духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.Задачи программы:
Работа с детьми:
Ø Создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и формирования целостных гармоничных отношений ребёнка с миром, с другими людьми;
Ø Формировать представления о семье, родном крае, России как о родной стране (Родине) с помощью современных образовательных технологий;
Ø Способствовать развитию интереса и любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к культуре и традициям, средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.
Работа с педагогами:
Ø Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, путём создания системы работы по данному направлению.
Ø Организовать поиск и внедрение новых вариативных форм работы с детьми и родителями.
Работа с родителями
Ø Повышать уровень родительской компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания ребёнка;
Ø Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности по данной проблеме, в том числе через организацию работы над проектами духовно-нравственной направленности.
Работа с социумом:
Ø Определить новые направления работы с социальными институтами детства;
Расширить формы распространения педагогического опыта (Интернет-ресурсы, официальный сайт детского сада) для повышения престижа работы ДОУ в социуме, роста доверия со стороны педагогической общественности
2. Построить открытое воспитательно-образовательное пространство ДОУ, основанное на формировании коммуникативно - деятельностной среды различных моделей проектирования социально-экономических форм взаимодействия всех участников образовательного процесса и социума села
6. Концептуальные основания развития ДОУ
6.1.Миссия ДОУВоспитание и развитие активной, творческой, духовно-нравственной личности через приобщение воспитанников к духовным и историческим ценностям русского народа.
6.2.Базовые духовные, нравственные и социокультурные ценности:
Сердцевину составляют ценности культуры: фольклор, пословицы и поговорки, хороводные игры, песенки, былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов русской литературы о добре, труде, семье и т.п..
Значительную часть составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость, Честь, Достоинство. Это основы воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Третью группу ценностей составляют социокультурные ценности – семья, род,отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции.
Четвёртая группа – национальные ценности (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации, забота о родной земле).
Пятая группа - общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т.д.).
Модель выпускника ДОУ
Ø сформирована нравственная позиция (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви к родным и близким, толерантность и уважение к культуре и быту народов России, готовности к преодолению жизненных испытаний);Ø сформирована основа нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, уважения к старшим);
Ø сформированы элементарные знания об истории родного края, традициях, обычаях, культурных ценностях.
Модель родителя ДОУ
Ø проявляет интерес к сотрудничеству с детским садом;Ø сформированы основы духовно-нравственного воспитания, положительных семейных традиций, сплачивающих всех членов семьи;
Ø активно принимает участие в совместной деятельности с ребёнком;
Ø осознаёт значимость семьи в воспитании детей.
Модель педагога ДОУ
Ø взаимодействует с ребёнком, с родителями и социальными партнёрами ДОУ по вопросу духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников.Ø повышает профессиональную компетентность, в частности, таких ее компонентов, как духовно-нравственное воспитание личности дошкольника;
Ø повышает творческую самореализацию в профессиональной деятельности
6.3. Основные содержательные принципы и концептуальные подходы
Инновационное образовательное содержание программы МБДОУ детского сада №2 д.Ясенцы формируется на концептуальных основаниях проектного подхода в педагогике и народной педагогики (науки, основанной на общих закономерностях и характеристиках исторически сложившегося опыта народа). Народная педагогика – это
Воспитание человека-патриота (храбрость, отвага, доблесть, честь, достоинство),
Воспитание доброты и любви к людям (скромность, миротворчество, человеческая доброта),
Воспитание трудолюбия (терпение, послушание, усердие, аккуратность).
Концептуальные основания таковы:
Принцип гуманизма и личностно-ориентированный подход как базовая концептуальная позиция;
Принцип самоценности дошкольного возраста;
Исследовательский и деятельностный подходы как методологическая основа;
Принцип сетевого разнеуровнего сотрудничества, управления и партнёрской кооперации в проектах;
Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
Целенаправленность в воспитании и обучении детей на традициях своего народа;
Природоцелесообразность – человек как часть природы (уважение, поклонение, любовь, бережное отношение к природе);
Общественная направленность воспитания и обучения (семья, детский сад, родной край, Родина);
Культуросообразность(уважение к старшим, почитание их как носителей мудрости народа его традиций и идеалов);
Дифференцированность (воспитание мальчиков и девочек);
Указанные подходы Программы находятся в единстве: народная педагогика обеспечивает содержательное наполнение проектного подхода; проектный подход формирует методологическую основу народной педагогики.
При проектировании содержания и реализации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников важно также учитывать и следующие принципы (В.В.Абраменкова):
Ребенок – это активный и свободный субъект духовно-нравственного воспитания, а не объект манипулирования.
Он выступает как развивающийся субъект нравственности.
Ребенок реализует свой духовно-нравственный потенциал в контексте системы его отношений с окружающей средой, с самим собой (Л.С.Выготский).
На духовно-нравственное развитие ребенка оказывает влияние исторический и культурный контекст жизнедеятельности (Л.С.Выготский).
Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка определяется двумя важнейшими социальными общностями: семьей, (ДОУ( мир взрослых) и детским сообществом ( мир детства) (В.И.Слободчиков).
Духовно-нравственное развитие ребенка осуществляется в соответствии с его полом и традиционными полоролевыми образцами поведения как мужественности так и женственности.
Содержательные принципы
Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;Ø принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
Ø принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родная станица, родная страна;
Ø принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.;
Ø принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
Ø принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Ø Принцип целостности – единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
Ø Принцип гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
Ø Принцип деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
Ø Принцип интеграции – этот принцип позволяет совместить аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
Ø принципкультуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
Ø принцип возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей;
Ø принцип рациональности - рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Отбор содержания работы по духовно-нравственному воспитанию детей проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать).
7.Содержание образовательного процесса, различных его моделей, стратегия и тактика развития.
7.1.Содержание и особенности осуществления образовательного процесса
Цель образовательной деятельности ДОУ определена запросом родителей (социальный заказ), требованием государства (ФГОС ДО), профессиональными интересами педагогов.
Содержание образовательного процесса соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, выстроено в соответствии с принципами развивающего образования и структурировано по 5 образовательным областям. С целью обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач, содержание образовательного процесса дополняется рядом педагогических технологий федерального и регионального уровня. Содержание учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, разновозрастный состав группы сельского малокомплектного детского сада.
Основу организации педагогического процесса составляет деятельностный подход. Интегрирование образовательных областей и комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью делают деятельностный подход логически завершённым, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности детей.
Проектирование содержания духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе предполагает:
- учет историко-культурной этнической, специфики климатических демографических условий района, (города), конкретного образовательного учреждения, индивидуальнопсихологических, личностных особенностей всех участников образовательного процесса;
- освоение детьми образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Интегрирующий характер всему процессу духовно-нравственного воспитания придает выход на метапредметные результаты путем использования ценностно и личностно-ориентированных подходов;
- установление преемственных связей и координацию педагогической деятельности семьи, ДОУ и школы, социокультурных учреждений;
- принципа интеграции основного и дополнительного образования детей.
При проектировании содержания и реализации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников учитываются следующие подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, аксиологический, культурологический, этнокультурный.
Организация образовательной деятельности предусматривает как основное, так и дополнительное образование.
Основное образование осуществляется в процессе разнообразных форм непосредственно образовательной деятельности, цель которой – помочь ребенку «открыть» новое знание, новый способ деятельности. В соответствии с образовательной технологией непосредственно образовательная деятельность осуществляется по подгруппам из числа разновозрастной группы и предусматривает разнообразные способы организации:
совместную деятельность педагога и ребенка,
совместную деятельность ребенка со сверстником,
самостоятельную деятельность детей.
В процессе НОД используются методы прямого и проблемного обучения, решаются задачи не только рассматриваемой образовательной области, но и развития деятельности, в которой осуществляется обучение, поэтому большинство форм непосредственно образовательной деятельности носят интегрированный характер.
Решение образовательных задач предусмотрено и через образовательную деятельность в ходе режимных моментов (ОД в РМ). Отличительной особенностью ОД в РМ является партнерская позиция взрослого и ребенка, осуществление взаимодействия по типу сотрудничества.
Вовлечение родителей в образовательный процесс предусмотрено через интерактивные формы работы с семьями воспитанников и организацию совместных мероприятий для детей и родителей.
Приоритетные направления определяются исходя из профессиональных интересов педагогов, а также – выявленных проблем развития детей или реализации Программы. Приоритетными направлениями являются: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое развитие ребенка. Педагогический коллектив МБДОУ детского сада №2 д.Ясенцы в качестве приоритетов выдвигает также стратегический ценностный ориентир: ценность инновационного характера дошкольного образования. Эта ценность направлена на безусловное сохранение позитивных достижений ДОУ в обеспечении личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющей ребенку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Модель воспитательной системы состоит из трех системообразующих элементов: Деятельность, Отношения, Личность, интегрирующих и образующих целостный воспитательный процесс.
Модель «Личность»представлена с двух позиций: как своеобразный предполагаемый результат – образ выпускника ДОУ и как направления роста и развития: индивидуальная траектория развития,ценностно-ориентированное,креативное,социальное,интеллектуальное,спортивно-оздоровительное.
Модель «Отношения» – ключевой компонент воспитательной системы, в котором отражены межличностные, разновозрастные отношения, отношения воспитанников со взрослыми и отношение к детскому саду. Уклад жизни ДОУ определяется его традициями, законами и правилами. Педагогический коллектив работает над созданием в социуме имиджа ДОУ– «детского учреждения добрых отношений», неповторимого облика, обеспечивающего его привлекательность и популярность.
Модель «Деятельность»реализуется в следующих направлениях: познание, общение,игра,творчество,краеведение.
Главные источники духовно-нравственных ценностей: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, природа и искусство, человек и человечество.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. Диагностико-организационный этап 2016 - 2017учебный год | ||
Организационное обеспечение. 1.Распределение функций между участниками по реализации программы развития. 2. Разработка необходимой организационной документации. Информационное обеспечение. 1. Создание информационного банка материалов, методической и познавательной литературы по тематике проводимых изменений. 2. Информирование родителей, членов коллектива о целях, задачах, содержании информационной деятельности по реализации программы развития. Нормативно-правовое обеспечение. Разработка нормативно-правовой базы (приказы, распоряжения, положения, рекомендации), внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу. Кадровое обеспечение. 1.Повышение квалификации педагогов через самообразование, РМО, семинары, выбинары,конференции. 2. Разработка анкет, информационного обеспечения повышения педагогической компетентности родителей. 3. Подбор современных технологий для реализации проблемы; -изучение опыта работы других детских садов; - разработка перспективных планов 4. Cбор информации по проблеме: -анкетирование родителей; -выявление потенциальных возможностей коллектива; -определение уровня знаний у детей в духовно-нравственном направлении; 5. Вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность. 6. Контроль, анализ и регулирование: -контроль за отбором диагностических методик; -контроль за разработкой плана взаимодействия с семьей; - контроль за проведением анкетирования. Научно-методическое обеспечение. 1. Приобретение необходимой литературы. 2. Разработка методических материалов, 3. Подбор методического и дидактического обеспечения для образовательного процесса с детьми и работы с семьей. 4.Создание картотеки тем родительских собраний и рекомендации по их проведению; Материально-техническое обеспечение. 1. Изучение наличия и оптимального использования материально-технической базы; 2. Приобретение оборудования, пособий для духовно-нравственного воспитания дошкольников. Финансовое обеспечение. Реализация программы за счёт средств субвенций из областного бюджета. | Январь 2016г. В течение года. В течение года. Январь 2016г. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. | Заведующий Заведующий Заведующий Заведующий Заведующий Воспитатель Воспитателиь Воспитатель, заведующий Воспитатель Заведующий, Заведующий воспитатель Заведующий воспитатель Заведующий |
2. Преобразовательный этап 2017- 2018 учебный год | ||
Информационное обеспечение. 1. Пополнение информационного банка: -новинками методической литературы по духовно-нравственному воспитанию; -сценариями досуговых мероприятий с родителями; 2. Распространение информации о реализации Программы: -создание фоторепортажей -творческие отчеты педагогов; Нормативно-правовое обеспечение. Внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу. Кадровое обеспечение: 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов, раскрытие их творческого потенциала: - семинары, практикумы; - тематические консультации; -организация творческих выставок; -прохождение курсов повышения квалификации; -освоение компьютерных технологий педагогами; - аттестация педагогов; 2.Педагогическая пропаганда деятельности МБДОУ: -создание рекламных буклетов, информационного стенда выставка совместного творчества детей и родителей -оформление альбомов, папок передвижек; - Организация семейных праздников светского и народного календаря с привлечением детей и родителей к их проведению; устроение семейного досуга, возрождение традиций совместной деятельности взрослых и детей. - Создание в ДОУ мини-музея "Русская изба" 3.Совместная работа с социумом: -проведение совместных досугов, работа по благоустройству детского сада, спонсорская помощь. 4. Воспитательно-образовательная работа с детьми: -проведение познавательных занятий и других мероприятий в соответствии с разработанным перспективным планом -проведение тематических развлечений, фольклорных праздников, спортивных досугов. 5. Вовлечение родителей в творческую деятельность по реализации Программы: - создание альбомов: «Наши семейные традиции и обычаи», «История нашей семьи»; -проведение тематических консультаций по запросам родителей; - Организация семейных праздников светского и народного календаря; устроение семейного досуга, возрождение традиций совместной деятельности взрослых и детей. 7. Контроль и регулирование: -проведение контрольных срезов, выявляющих динамику развития детей старшего дошкольного возраста; - индивидуальное собеседование с педагогами для выявления потребностей и проблем по работе с родителями; -обсуждение промежуточных итогов работы педагогического коллектива по внедрению Программы развития на педагогическом совете и заседании родительского комитета. Научно-методическое обеспечение. Дальнейшее пополнение библиотечного фонда МБДОУ Материально-техническое обеспечение. Обновление развивающей предметно-пространственной среды: -пополнение наглядно-дидактических пособий, картин по духовно-нравственному воспитанию дошкольников; -мини-центров по данному направлению в каждой группе; Финансовое обеспечение. Реализация программы за счёт средств субвенций из областного бюджета. | В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. | Заведующий, воспитатель воспитатель Заведующий Заведующий Воспитатель Воспитатель Воспитатель Заведующий Воспитатели Воспитатель Воспитатель Воспитатель Заведующий Заведующий Заведующий Заведующий |
3. Контрольно-регулировочный этап 2018- 2019 учебный год | ||
Организационное обеспечение. 1. Организация текущего и итогового контроля, анализ «открытых мероприятий»; 2. Организация родительских собраний. Информационное обеспечение. 1. Пополнение информационного банка методической литературой. 2. Отчёты о результатах работы:-отчеты педагогов о выполнении перспективных творческих планов, их защита, выступление на методических объединениях района; - фото, видеоматериалы; Нормативно-правовое обеспечение. Внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу. Кадровое обеспечение. 1. Сбор, обработка и интерпретация результатов работы: -диагностика коммуникативной и эмоционально-мотивационных сфер всех участников программы; -определение уровня и качества знаний, умений детей в динамике; -анкетирование педагогов и родителей -обсуждение результатов работы по духовно-нравственно- воспитанию и подведение итогов на педагогическом совете и на заседании родительского комитета, прогнозирование дальнейшей работы с семьей, определение перспектив развития МБДОУ. 2. Анализ и своевременная коррекция и регуляция деятельности по реализации программы. Материально-техническое обеспечение: 1.Анализ соответствия материально-технической базы МБДОУ реализуемой Программе. Финансовое обеспечение: Реализация программы за счёт средств субвенций из областного бюджета. | В течение года. В течение года. Апрель 2019г. В течение года. В течение года. В течение года. В течение года. Апрель 2017г. В течение года. | Заведующий, Заведующий Заведующий Заведующий Заведующий Воспитатели Воспитатели Заведующий Заведующий Заведующий Заведующий |
В проектируемой модели образовательного процесса дошкольного учреждения как «Детский сад духовно-нравственного воспитания дошкольников», каждая ступень образования призвана решать свои специфические задачи..Работа по каждому проекту:
- включает занятия, игры, продуктивные виды деятельности, экскурсии, праздники, досуги, театрализованные представления, выставки детских работ;
- заканчивается открытым показом для педагогов и родителей, мультимедийным показом проекта, тематическими занятиями, участием в конкурсах.
Формы реализации программы с детьми:
Специально организованные НОД;экскурсии;беседы; игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);продуктивная деятельность;чтения произведений художественной литературы, фольклора;прослушивание и изучение музыкальных произведений;праздники;веселые спартакиады; досуги;театрализованные представления;выставки детских работ;Формы реализации программыс педагогом:
Консультации;проекты;ознакомление с методической литературой по духовно-нравственному ; участие в конкурсах.Формы реализации программы с родителями:
Совместные физкультурные досуги, праздники с участием родителей;музыкальные развлечения и праздники совместно с родителями; детские работы, выполненные вместе с родителями;создание фотоальбома; фотовыставка; детские альбомы; тематические выставки; газеты и книги, выпущенные детьми и родителями;совместные с родителями проекты; консультации.Реализация инновационного содержания Программы развития МБДОУ детский сад
№2 д.Ясенцы будет осуществляться через систему концептуальных проектов
Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе, путь к участию детей в районных, городских, региональных проектах. Каждый проект предполагает взаимодействие детей, педагогов и родителей.Проект «Я и моя семья»
Идея | Удовлетворение потребностей дошкольника в познании себя и мира людей. |
Цель | Воспитание нравственных устоев семьи, уважения к старшим. |
Задачи: для развития ребенка | - создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование; - расширить сведения о семье (знать имена, отчества родителей, профессию, место работы членов семьи); - помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни; - воспитывать у детей чувства привязанности, любви, уважения к семье, близким людям, заботливое отношение к близким людям, желание помочь им; - развивать социальную и коммуникативную компетентность. |
для развития родителя | Повысить компетентность родителей о значении игр в развитии ребенка. |
для развития воспитателя | Изучить и использовать в работе игры. Создать единую систему развивающих игр по развитию у детейдошкольного возрастасоциальной и коммуникативной компетентности, в рамках комплексно-тематического и предметно-средового подходов. Обеспечить психолого-педагогические условия для развития у детей интереса к играм социально-личностного направления. |
Ожидаемые результаты | Ребенок хорошо осознаёт свой статус в семье,заботливо относится к близким людям, использует свой накопленный опыт в самостоятельной и игровой детской деятельности. Родитель заинтересован в использовании разных видов деятельностисвоего ребенкадля развития воспитания нравственных устоев семьи, уважения к старшим. Воспитатель разрабатывает систему игр, упражнений и игровых пособий, создаёт в группе условия, способствующие лучшему общению детей-родителей-родственников. |
Проект «Моя малая Родина»
Идея | Ознакомление старших дошкольников с родным краем. |
Цель | Познакомить детей с природой родного края, сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять. |
Задачи: для развития ребенка | - знакомить с природой родного края, воспитывать особенно правильное отношение к окружающему миру, родной природе - развивать познавательные способности ребёнка: наблюдательность, описание, сравнение, умение строить предположение и предлагать способы их проверки; - формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе; - расширять кругозор детей о природе Земли - естественной среде обитания человека; - воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия. |
для развития родителя | Расширить свой кругозор о том, как происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, социально-личностное развитие дошкольника. |
для развития воспитателя | Систематизировать знания об окружающем мире, повышать компетентность. |
Ожидаемые результаты | Ребёнок знает особенности природы своего края, что в ней ценного и что охраняется.У ребёнка развиты познавательные способности: наблюдательность, описание, сравнение, умение строить предположение и предлагать способы их проверки. Родитель бережно, заботливо, гуманно относился к природе, был нетерпим к случаям нарушения правил общения с природой. Воспитатель повышаетсвою компетентность, в процессе работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром. |
Проект «Я люблю тебя, Россия»
Идея | Повысить профессиональную компетентность педагогов, по патриотическому воспитанию детей, передавая знания воспитанникам. |
Цель | Формирование представлений о России как о многонациональной, но единой стране. |
Задачи: для развития ребенка | - дать ребёнку знание о том, что такое столица, что такое герб, современная государственная символика России, познакомить с географической картой. - воспитать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; - формировать чувства гражданственности и патриотизма, толерантного отноше6ния к жителям своей страны. |
для развития родителя | - пробуждать интерес к историческим фактам, осознание ценности событий в жизни человека; - использовать эффективные способы просвещения родителей. |
для развития воспитателя | Внедрять в педагогическую практику разнообразные формы и методы работы. |
Ожидаемые результаты | Ребёнок приобретает чувства патриотизма и гордости за Родину, любовь к своей стране, гражданскую ответственность. Родитель стремится беречь и приумножать богатства России. Воспитатель способствует преемственности поколений, сохранению, распространению и развитие национальной культуры, преобразует предметно-развивающую среду группы. |
Проект «Русское народное творчество»
Идея | Воспитать у детей любовь и уваженияк русскому народному творчеству, через взаимодействие с родителями и приобщение семьи к народным истокам. |
Цель | Воспитание любови и уважения к русскому народному творчеству. |
Задачи: для развития ребенка | Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа. |
для развития родителя | В основе человеческой культуры лежит духовное начало. - заинтересовать родителей народной культурой; -привлекать к сотрудничеству, участию в совместных мероприятиях. |
для развития воспитателя | - познакомить с концептуально новым по форме и содержанию праздником; - осознать значимостькультурного богатства русского народа. |
Ожидаемые результаты | Ребёнок проявляетинтерес к истории и национальными традициями России.Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, интегрированного свойства личности, которое позволяет себе на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических событий, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. Родитель осознаёт, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей. Воспитатель понимает всю важность человеческой культуры для развития подрастающего поколения и стремиться прививать эту ценность детям. |
8. Критерии и параметры отслеживания эффективности результатов по реализации программы развития ДОУ
Положительная динамика усвоения детьми программных задач и духовно-нравственного развития детей;Образовательный критерий:
- качество подготовки педагогов, их готовность к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей;
- количество педагогов, подготовивших методические и аналитические материалы (статьи, выступления, презентации),
- глубина, систематичность и действенность предложений по совершенствованию инновационной деятельности (наблюдения, разработка конспектов, творческий поиск)
Социологический критерий:
- реальные возможности свободного выбора родителями воспитанников (выбор программ, детско-родительских занятий, совместных досугов и праздников),
- адаптация дошкольника к микросреде (детского сада, по месту жительства, семейной); его умение строить отношения в семье, и в детском коллективе),адаптация выпускников детского сада: успешность обучения в школе и учебных заведениях дополнительного образования; приспособление к условиям социальной среды (социальная устойчивость, овладение коммуникативными навыками, успешность в учебной деятельности и т.д.),
- престиж детского сада в глазах родителей, руководителей образования,
- анализ социального благополучия ребёнка,
- нравственный уровень развития групповых коллективов.
Критерий индивидуально-личностного развития:
- широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках,
- степень контактности, отзывчивости, соучастия, умение сопереживать и «сорадоваться», понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность,
- степень реализации индивидуальных возможностей,
Критерий воспитанности:
- сформированность гражданского сознания, патриотизма, ответственности и активности; знания детей о своем селе, земляках; о достопримечательностях края; о промышленности; преобладающих профессиях.
- степень сформированности нравственных качеств и нравственного поведения,
- развитие стремления помогать другим людям,
- степень дружелюбия,
- умение выделять собственные достоинства, особенности, и перспективу в собственном развитии.
Критерии | Показатели | Методы изучения |
Показатели развития детей | 1.Осознание ребенком активной социальной позиции, участника и созидателя общественной жизни. | Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка / Педагогическая диагностика в детском саду. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. – М.: Просвещение, 2003 |
2.Творческая, познавательная, коммуникативная инициатива, инициатива как целеполагание | Наблюдение за детьми в разных видах деятельности («Карта нормативного развития» Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова) | |
Показатели развития профессиональной компетентности педагогов | 1.Освоение педагогами технологий, методов организации взрослых и детей по проблеме | Анализ документации, наблюдение за организацией образовательной деятельности |
2 Процент участия в конкурсах, методических мероприятиях по проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников. | Анализ статистических данных | |
3Повышение квалификационного уровня. | Анализ статистических данных | |
Повышение активности педагогической компетенции родителей | 1.Осознание и принятие родителями целей, задач образовательной деятельности, осознание своей роли в развитии духовно-нравственного и воспитания ребенка. | Анкетирование, тестирование. |
2.Активность родителей в качестве субъектов образовательной деятельности. | Анализ статистических данных, анализ документации | |
3.Удовлетворенность родителей результатами образовательной деятельности. | Анкетирование | |
Показатели эффективности образовательной деятельности | 1. Освоение и приобретение детьми социальных знаний;формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества; получение опыта самостоятельного социального действия. | Беседы с родителями, педагогами, анализ освоения направлений развития ребёнка |
2.Включённость семьи в жизнь ДОУ | Опрос, анализ статистических данных | |
3.Популярность ДОУ в образовательном пространстве | Опрос, анализ статистических данных |
9 Совершенствование структуры управления
Управление инновационным проектом включает определение его целей, задач, формирования организационной структуры управления, планирование и организацию выполнения работ. В основе управления –творческая группа. Руководителем группы является заведующий , который наделяется полномочиями по планированию, контролю за ходом работ.
Модернизация системы управления - это целенаправленная деятельность, обеспечивающая согласованность совместного труда всех сотрудников, воспитанников и их родителей для решения стратегических задач. Начало её – в обновлении информационного банка ДОУ: внешняя информация (нормативно-правовая база по работе с семьёй и по проблемам духовно-нравственного воспитания детей федерального, регионального и муниципального уровня, инновационные программы, развивающие технологии, программы оздоровления, картотека литературы по духовно-нравственному развитию дошкольников) и внутренняя информация ( нормативно-правовая база ДОУ, договора, диагностический инструментарий уровня духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы).
10 Контроль за реализацией программы
№п/п | Контрольные объекты | Показатели |
1. | Физическое и нравственное здоровье воспитанников | Условия для физического и психологического благополучия. Анализ показателей здоровья, физического и духовно-нравственного развития. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, оздоровительных мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости. Выполнение санитарно-гигиенического режима. Организация питания. |
2. | Предметно-развивающее пространство | Соответствие основной общеобразовательной программе, приоритетным направлениям работы ДОУ. Проблемность, вариативность и разнообразие. Динамичность и функциональность. Эстетичность и безопасность. |
3. | Воспитание, развитие, обучение | Уровень развития детей. Диагностика уровня развития. Выполнение программы. |
4. | Работа с кадрами | Работа по самообразованию педагогов,повышение квалификации, изучение, обобщение и внедрение инновационного педагогического опыта. |
5. | Взаимодействие с социумом, с родителями воспитанников. | Разнообразие и эффективность форм сотрудничества. Работа родительского комитета. Участие родителей в деятельности детского сада по внедрению инновационного опыта. |
6. | Организация соцпартнёрства. | Партнерство с организациями и учреждениями, содействующими укреплению материально-технической базы ДОУ, повышающими эффективность деятельности образовательного учреждения. |
11. Ожидаемые результаты
Педагоги:Ø Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, путём создания системы работы по данному направлению.
Ø Поиск и внедрение новых вариативных форм работы с детьми и родителями.
Ø Привлечение родителей к проблемам духовно-нравственного воспитания и развития детей.
Родители:
Ø Повышение уровня родительской компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания ребёнка;
Ø Вовлечение родителей к участию в образовательной деятельности по данной проблеме, в том числе через организацию работы над проектами духовно-нравственной направленности.
Дети:
Ø Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и формирования целостных гармоничных отношений ребёнка с миром, с другими людьми;
Ø Сформированность представления о семье, традициях, родном крае, России как о родной стране (Родине) с помощью современных образовательных технологий;
Ø Развитие интереса и любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к культуре и традициям, средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово.
Работа с социумом:
Ø Определены новые направления работы с социальными институтами детства;
Расширение форм распространения педагогического опыта (Интернет-ресурсы, официальный сайт детского сада) для повышения престижа работы ДОУ в социуме, роста доверия со стороны педагогической общественности.
12. Система диагностики и контроля за выполнением программы
Влияние программы на здоровье детейØ Количественная характеристика групп здоровья детей. Количественная характеристика заболеваний детей.
Обеспечение эффективности образовательного процесса
Ø Динамика финансирования, привлечение внебюджетных средств.Нормативно-правовая обеспеченность образовательного процесса.Обеспеченность методической литературойпо духовно-нравственному воспитанию.Уровень материально-технической оснащенности (оснащение групп, наличие условий для развития детей, ТСО). Уровень эстетического оформления пространства.
Ø Наличие нормативно-правовых документов по организации инновационных процессов в ДОУ (положения, локальные акты).Наличие и качество диагностики инноваций.Меры стимулирования поисковой инновационной деятельности.Степень информатизации образовательного процесса.
Ø Участие педагога в профессиональных конкурсах.
Ø Эффективность деятельности управления
Ø Оптимальность организационной структуры управления ДОУ.Четкость распределения функциональных обязанностей.Анализ эффективности принятых и выполненных решений.Число эффективных инициатив, число и значимость инновационных проектов.
Процесс реализации Программы
Ø Эффективность взаимодействия ДОУ с социальными партнерами. Наличие образовательных услуг, предоставляемых ДОУ, их доступность и оценка удовлетворенности родителей.
Ø Динамика изменений ценностных ориентаций педагогов (тестирование). Мотивация на саморазвитие (тестирование).
Разнообразие и эффективность форм взаимодействия с семьями.Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг
13.Финансовый план
Доходы | Расходы | Сумма | |
Бюджетное и внебюджетное финансирование | 1.Организационно-правовое обеспечение программы | 10 000 руб. | |
3. Повышение квалификации педагога | 6 000 руб. | ||
4.Развитие материально-технической базы -дооборудование групповой комнаты | 30 000 руб. | ||
5.Научно-информационное и методическое обеспечение - увеличение фонда детской и методической литературы - разработка проектов | 10 000 руб. | ||
6.Взаимодействие с семьёй, социумом, соцпартнёрами | 5 000 руб. | ||
ВСЕГО | 61 000 руб. |
Использованные ресурсы
- Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М.: УЦ «Перспектива», 2012г. – 248с
- Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
- Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997 г..
- Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
- Задушевные беседы /приложение к журналу Дошкольник. Младший школьник.– М.,Школьная пресса №5,6 – 2005, №1-3, 2006 г.
- Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. ТЦ Сфера, 2013г. – 144с
- А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера» -Москва, 2011г.
- Интернет ресурсы:http://dohcolonoc.ru/cons/4538-moj-gorod-nasha-malaya-rodina.html,http://dohcolonoc.ru/cons/4426-proektnaya-deyatelnost-v-rabote-s-semej.html,http://dohcolonoc.ru/cons/4361-vospitanie-u-detej-lyubvi-k-rodnoj-prirode.html,http://dohcolonoc.ru/cons/3522-konsultatsiya-vospitanie-grazhdanina-i-patriota.html,http://dohcolonoc.ru/cons/4754-vospitanie-lyubvi-k-rodnomu-gorodu-u-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html,http://dohcolonoc.ru/cons/4703-vospitanie-dukhovno-nravstvennykh-kachestv-u-doshkolnikov-posredstvam-narodnykh-igr.html,http://dohcolonoc.ru/cons/3232-vospitanie-lyubvi-k-otechestvu-pervaya-stupen-grazhdanskogo-vospitaniya.html
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.