Авторская разработка программы развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №2 д.Ясенцы

Автор: Баканова Вера Витальевна

1. Паспорт программы развития МБДОУ детского сада № 2 д.Ясенцы

Наименование программыПрограмма развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №2 д.Ясенцы на 2016–2019г. 
Разработчики программыБаканова Вера Витальевна. – заведующий
Нормативно-правовое обеспечение программыØ   Конвенция ООН о правах ребенка;
Ø   Конституция Российской Федерации;
Ø   Семейный кодекс Российской Федерации;
Ø   Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации";
Ø   Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Ø   Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 61);
Ø   Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"; 
Ø   Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (поручение Президента РФ от 04.02.2010 № Пр-271);
Ø   Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации   и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
Ø   Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (вступил в силу с 01.01.2014г.);
Ø   План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в сфере образования Павловского муниципального района» (распоряжение Администрации Павловского муниципального района №740 от 26.02.2013г.);   
Ø Письмо  Министерства  образования   правительства  Нижегородскойобласти от 05.12.2008 №316-01-52/5497 «О духовно-нравственном воспитании и образовании»;
Ø   Устав МБДОУ и локальные акты.
Основная идея развития ДОУСоздание модели детского сада, направленной на обеспечение условий для объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества
Миссия ДОУВоспитание и развитие здоровой, активной, творческой, духовно-нравственной личности через приобщение воспитанников к духовным и историческим ценностям русского народа  
Цель программыСоздание модели воспитательно-образовательного и развивающего пространства ДОУ, призванного обеспечить духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Задачи программыРабота с детьми:
Ø   Создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и формирования целостных гармоничных отношений ребёнка с миром, с другими людьми;
Ø   Формировать представления о семье, родном крае, России как о родной стране (Родине) с помощью современных образовательных технологий; 
Ø   Способствовать развитию интереса и любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к культуре и традициям, средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово. 
Работа с педагогами:
Ø   Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, путём создания системы работы по данному направлению.
Ø   Организовать поиск и внедрение новых вариативных форм работы с детьми и родителями.
Работа с родителями
Ø   Повышать уровень родительской компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания ребёнка;
Ø   Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности по данной проблеме, в том числе через организацию работы над проектами духовно-нравственной направленности. 
Работа с социумом:
Ø   Определить новые направления работы с социальными институтами детства;
Расширить формы распространения педагогического опыта (Интернет-ресурсы, официальный сайт детского сада) для повышения престижа работы ДОУ в социуме, роста доверия со стороны педагогической общественности
Сроки реализации программы2016 – 2019 гг.
Исполнители основных мероприятийПедагоги, воспитанники, родители, социальные партнеры ДОУ.
Государственный заказчик программыУправление образования администрации Павловского муниципального района.
Финансирование программыЗа счёт средств субвенций из областного бюджета.
Управление программойСовет Учреждения.
Контроль за реализацией программыУправление образования администрации Павловского муниципального района.
Результат реализации программыРеализация Программы позволит 
-выстроить и апробировать оптимальную модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы;
-произойдут существенные изменения в физическом, психическом, духовно-нравственном здоровье детей, их родителей; у многих появится потребность в духовном самосовершенствовании;
-произойдёт повышение психолого-педагогической и методической компетенции педагога по целенаправленному формированию нравственной сферы дошкольника, по целенаправленному сотрудничеству с семьями воспитанников;
-повысится роль семьи и социума в воспитании детей дошкольного возраста; начнётся возрождение и укрепление отечественных традиций, семейной и родительской культуры; расширение связей с общественными организациями, социальными партнёрами, социумом


2. Информационная справка  о ДОУ

Полное название: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 д.Ясенцы
Юридический адрес: 606117 Россия, Нижегородская обл. , Павловский р-он, д. Ясенцы, ул. Юбилейная, 8. 
Лицензия на образовательную деятельность: серия 52 № 002344 регистрационный номер № 9935 от 31.01.2012
Учреждение функционирует с 1974 года, находится в отдельно стоящем типовом одноэтажном здании.
Проектная мощность: 2 группы -30 детей., фактическая наполняемость 1 разновозрастная группа-18 человек
Режим работы : с понедельника по пятницу, кроме выходных и праздничных дней, с 7.00 до 17.30

3  Анализ социокультурной и воспитательно-образовательной ситуации, определяющей необходимость инновационных изменений в МБДОУ  детском саду №2 д.Ясенцы

Необходимость разработки  и апробации модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы в  МБДОУ детского сада №2 д.Ясенцы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов.
3.1. Внутренние факторы:
Педагогический состав 
Детский сад  обеспечен педагогическими кадрами на 100 %. Образовательный процесс осуществляет  воспитатель, музыкальный руководитель .Оба педагога имеют  среднее профессиональное образование и первую квалификационную категорию.
Педагоги  детского сада принимают участие в методической жизни педагогического сообщества района, являются участниками  районных, региональных, всероссийских конкурсов и городских выставок. В совершенстве владеют компьютером.
Однако, тормозит развитию ДОУ использование педагогами стандартных, классических форм работы с детьми и родителями. , недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической и духовно-нравственной культуры родителей воспитанников, недостаточное вовлечение педагогов в инновационную деятельность


Воспитанники

ГодОбщее
кол-во
По возрастуПо полуПо группам 
здоровья
До 3-х летСтарше 
3-х 
лет
ДМ1234
2013-20142972211188183-
2014-201530723131711163 
2015-2016183151085112-

Количественный состав детей уменьшился , в связи с большой миграцией молодого населения из села.С июля 2015 года в МБДОУ функционирует одна группа.
Анализ контингента детей в МБДОУ по полу свидетельствует о наличии в его
составе примерно равных долей мальчиков и девочек что свидетельствует о необходимости
осуществления полоролевого воспитания дошкольников, направленного на
овладение ими культурой в сфере взаимоотношения полов, формирование
адекватной полу модели поведения, правильного понимания роли мужчины и
роли женщины в обществе.
.В МБДОУ воспитывается  88 % детей, имеющих 1 и 2 группу здоровья. Данные дети являются потенциально способными к усвоению материала образовательных программ нового поколения и не имеют противопоказаний для участия в занятиях, направленных на более глубокое развитие их способностей. Основная масса воспитанников – коренные жители д.Ясенцы, семьи которых знают педагоги, знают  слабые и сильные стороны семейного воспитания и развития ребёнка. Ежегодно воспитанники детского сада совместно со своими родителями принимают участие в районных и областных конкурсах, выставках.


Родители

Год

Количество

родителей

По социальному статусу

По образованию

Служащие

Рабочие

Предпрени-матели

Безработ-

ные

Высшее

Среднее

Средне –

специальн.

Неполное среднее

2015 .

36

30%

70%

-20%18%34%47%4%
Способствует развитию ДОУ: желание родителей дать детям качественное образование и воспитание. Активное участие родителей в делах дошкольного учреждения. Возрастающий интерес родителей воспитанников к истории своего села, к забытой православной культуре русского народа,  духовным семейным ценностям
Тормозит развитию ДОУ: невысокий образовательный уровень родителей, зачастую их бездуховность, утрата семейных ценностей, духовных, православных традиций. Перекладывание своих родительских обязанностей  по воспитанию детей на дошкольное образовательное учреждение и школу. Разовые мероприятия, бессистемность работы педагогического коллектива с родителями воспитанников.
Выводы: Семье нужна поддержка и сопровождение. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях  взаимодействие с семьёй является важным направлением деятельности детского сада. Необходимо совершенствовать   программу   по просвещению родителей в плане духовно-нравственного воспитания детей

Содержание воспитательно образовательного процесса
Важнейшими показателями, влияющими на результативность педпроцесса, являются условия его организации, анализ которых позволит выявить причины и возможные последствия его нарушения, также позволит наметить пути его совершенствования. Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры учреждения. Повышение уровня квалификации обеспечивается участием педагогов в методических объединениях, через курсы повышения квалификации, самообразование, развитие педагогического опыта.
МБДОУ детский сад №2 д. Ясенцы реализует основную образовательную программу дошкольного образования , разработанную на основе  основной образовательной програмы «От рождения до школы» под редакцией М.В.Вераксы, где в части формируемой участниками образовательного процесса представлена система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
    Содержание образования  в ДОУ дифференцируется по следующим образовательным областям: физическая, познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая и реализуется в различных формах  организации педагогического процесса.
   С целью получения полной  и качественной информации в ДОУ проводятся педагогические мониторинговые исследования уровня развития детей.
   Уровень освоения детьми образовательных областей средний (В – 31%;  СУ –  64%; НУ-5 %. Детей с низшим уровнем развития нет ).
   Уровень развития у детей интегративных качеств: В -15%, С-73%,Н- 12%,Нз-0%
    Уровень физической подготовленности детей (по методике Т.А.Тарасовой) в последние три года - 3,2 балла, что соответствует показателям среднего уровня по ДОУ.
Однако: На данный момент в ДОУ достаточно низкая обеспеченность  образовательной программы пакетом методико-диагностических и практических материалов. Практически отсутствуют методические разработки по организации занятий с разновозрастным составом групп. До конца не выстроена воспитательно-образовательная модель по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как приоритетного направления работы ДОУ. Недостаточна методическая подготовка воспитателя, взаимосвязь с родителями в применении современных методик и технологий по организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками по проблемам здоровьесбережения,   духовно-нравственного воспитания, социализации личности дошкольника
Выводы: Педагогический процесс ДОУ организуется с учётом баланса между непосредственно образовательной деятельностью, нерегламентированными видами деятельности и самостоятельной деятельностью детей. Воспитательная система в ДОУ   носит системный характер, однако требуется выстраивание модели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и  именно в условиях разновозрастной группы. Необходима координация действий всех социальных структур по организации единого воспитательного пространства.

Материально-техническая оснащённость
В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для воспитания и  обучения детей дошкольного возраста: имеется 1  групповая комната, спальня, помещение для НОД, медицинский кабинет, прачечная,   пищеблок, музыкально-физкультурный зал.
Группа ДОУ оборудована новой мебелью, обеспечена необходимым  инвентарем, в том числе и мягким. ДОУ оснащено современными техническими средствами:  компьютерами, музыкальным центром, мультимедийным проектором . ДОУ подключено к сети Интернет, что позволяет  использовать информационные и коммуникационные  технологии. С введением ФГОС ДО организация развивающей среды в группе строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом
Материально-техническое состояние здания и систем жизнеобеспечения удовлетворительные. В ДОУ имеется центральное освещение, холодное  и горячее водоснабжение, канализация, своя котельная.

Анализ обеспечения безопасных условий в ДОУ
В дошкольном учреждении организована работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса, в соответствии с Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и инструкциями по охране труда и пожарной безопасности.
Обеспечение безопасности участников образовательного процесса ведётся по направлениям:
- обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ;
- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
- пожарная безопасность;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- антитеррористическая защита.
Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса планируется, составляются планы мероприятий, издаются приказы, работает комиссия по охране труда. Инструктажи с сотрудниками проводятся 2 раза в год, фиксируются в журнале учёта инструктажа.
В ДОУ установлена автоматическая пожарная сигнализация; изготовлен план эвакуации, в соответствии с современными требованиями; имеются пенные и порошковые огнетушители с паспортами. Регулярно   проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников с определением действий работников при обнаружении пожара.
Количество случаев травматизма  сотрудников и воспитанников в ДОУ не зарегистрировано.
Таким образом, в ДОУ созданы оптимальные условия для   воспитания, обучения и развития  детей. Однако для качественного выполнения стандартов образования и социального заказа   необходимо  совершенствовать развивающую  среду: приобрести дидактические  пособия, спортивный инвентарь  и прочее оборудование  фабричного исполнения; оборудовать   игровые участки и спортивную площадку для занятий  по физкультуре на воздухе. Требует капитального ремонта веранда.

3.2. Внешние факторы (социокультурная ситуация)

Природная среда способствует развитию ДОУ: Вокруг села – леса, перелески, зелёные насаждения; в округе нет вредных природнх факторов, - всё это оказывает благотворное влияние на здоровье детей. ДОУ находится в экологически чистой зоне..

Социальная среда
На территории  д.Ясенцы , где расположено дошкольное учреждение, также имеются ещё 2 ДОУ, школа, сельская библиотека, амбулатория, храм . На территории микрорайона, который обслуживает наше дошкольное учреждение, находится одно сельскохозяйственное предприятие, Павловская птицефабрика. Малое количество рабочих мест и, как  результат, - родители вынуждены искать работу на стороне, что плохо сказывается на семье, на смене их места жительства, на рождаемости и снижении количества детей в микрорайоне, в дошкольном учреждении, в школе. Малое количество рабочих мест часто ведёт к распаду семей, к большой миграции. Отсутствует Дом культуры, спортзал. Практически нет работы с молодёжью, с молодой семьёй: нет передачи ценностей поколений.
Выводы:Активное совместное сотрудничество и взаимопомощь всех учреждений микрорайона будет способствовать развитию воспитанников ДОУ. Необходим системный  подход к проектированию духовно-нравственного воспитания детей, т.е. преемственность, взаимосвязь и координацию педагогической деятельности разных социальных институтов.  Необходимо формировать единое пространство в области духовно-нравственного образования, что предполагает  наличие сквозных содержательных линий.  Детский сад и школа  должны стать на сегодняшний момент центрами духовно-нравственной, культурной и спортивной жизни села..

Демографический фактор
 Рождаемость возросла, хотя рост не стабильный. Лучшая, образованная  часть молодёжи из села в основном уезжает.
 Выводы: Должна измениться политика государства по отношению к селу. Педагогическому коллективу детского сада совместно с другими учреждениями села, с районной и сельской администрациями необходимо вести огромную работу с родителями воспитанников, с молодёжью села по его возрождению.   . 
Вместе с тем анализ внутренних и внешних факторов позволяет выявить недостатки и проблемы в работе коллектива, которые актуальны для дальнейшего развития ДОУ:
-для воспитанника ограниченность форм, методов и способов, направленных на воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- для родителей воспитанников недостаточный уровень компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания детей; безразличие некоторых родителей к развитию у детей нравственных качеств, патриотических чувств.
- для педагога ограниченность форм общения с родителями воспитанников не       обеспечивает качественного повышения их педагогической компетентности.Недостаточное пополнение группы дидактическим материалом (по тематике). Недостаточное использование информационных технологий не позволяет пользоваться обширной информацией научных и практических исследований.

Учёт возможных рисков

Факторы риска

Запланированные меры

Недостаточный уровень готовности педагога к инновационной деятельности.Обучение педагога на курсах повышения квалификации. Проведение, консультаций, участие в РМО, обучающих семинарах, мастер-классах, вебинарах  и т.д.
Изменение требований к оснащению образовательного процесса.Обеспечение группы необходимым оборудованием и спортивным инвентарём. Пополнение наглядно-дидактическими пособиями, медиатекой, методической и детской литературой.
Недостаточная финансовая обеспеченность программы развитияИспользование дополнительных образовательных услуг и привлечение спонсорской помощи.

Вывод:
Все вышеизложенное подтверждает необходимость целенаправленного управления процессами объединения усилий всех участников образовательного процесса -воспитанников, родителей и педагогов МБДОУ для духовно-нравственного воспитания дошкольников. Перед педагогом встаёт задача – учесть накопленный положительный опыт и обеспечить переход к новому состоянию дошкольного учреждения

4 Научно-теоретическое обоснование важности и необходимости инновационных изменений в ДОУ


Проблемы и основные идеи инновационного развития ДОУ
Педагогический коллектив МБДОУ детского сада №2 д.Ясенцы, родители воспитанников признают, что  основным показателем работы детского сада является состояние здоровья дошкольников не только физического, но и нравственного.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
Но проблема духовно – нравственного воспитания  в дошкольном возрасте мало изученаотсутствуют единые методологические подходы к ДНВ. 
 Тем более нет изучения проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Духовно-нравственное воспитание ребёнка тесно взаимосвязано с проблемой 
разрыва между семейным и общественным  дошкольным воспитанием;
отсутствия тесного сотрудничества  между педагогами и родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания:
недостаточного методического уровня воспитателей по вопросам духовно-нравственного воспитания:
Все эти факторы побудили педагога пересмотреть вопросы духовно-нравственного воспитания дошкольников, пересмотреть систему работы с родителями воспитанников.
Цель идеи инновационного развития ДОУ: разработать и апробировать модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.


5. Цели и задачи программы

Цель:создание модели воспитательно-образовательного и развивающего пространства ДОУ, призванного обеспечить духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Работа с детьми:
Ø   Создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и формирования целостных гармоничных отношений ребёнка с миром, с другими людьми;
Ø   Формировать представления о семье, родном крае, России как о родной стране (Родине) с помощью современных образовательных технологий; 
Ø   Способствовать развитию интереса и любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к культуре и традициям, средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово. 
Работа с педагогами:
Ø   Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, путём создания системы работы по данному направлению.
Ø   Организовать поиск и внедрение новых вариативных форм работы с детьми и родителями.
Работа с родителями
Ø   Повышать уровень родительской компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания ребёнка;
Ø   Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности по данной проблеме, в том числе через организацию работы над проектами духовно-нравственной направленности. 
Работа с социумом:
Ø   Определить новые направления работы с социальными институтами детства;
Расширить формы распространения педагогического опыта (Интернет-ресурсы, официальный сайт детского сада) для повышения престижа работы ДОУ в социуме, роста доверия со стороны педагогической общественности
2. Построить открытое воспитательно-образовательное пространство ДОУ,  основанное на формировании коммуникативно - деятельностной среды различных моделей проектирования социально-экономических форм взаимодействия всех участников образовательного процесса и социума села


6. Концептуальные основания развития ДОУ

6.1.Миссия ДОУ
Воспитание и развитие активной, творческой, духовно-нравственной личности через приобщение воспитанников к духовным и историческим ценностям русского народа.  

6.2.Базовые духовные, нравственные и социокультурные ценности: 
Сердцевину составляют ценности культуры: фольклор, пословицы и поговорки, хороводные игры, песенки, былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов русской литературы о добре, труде, семье и т.п..
Значительную часть составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость, Честь, Достоинство.   Это основы воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Третью группу ценностей составляют  социокультурные ценности – семья, род,отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции.
Четвёртая группа – национальные ценности (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации, забота о родной земле).
Пятая группа - общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и т.д.).


Модель выпускника ДОУ

Ø   сформирована нравственная позиция (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви к родным и близким, толерантность и уважение к культуре и быту народов России, готовности к преодолению жизненных испытаний);
Ø   сформирована основа нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, уважения к старшим);
Ø   сформированы элементарные знания об истории родного края, традициях, обычаях, культурных ценностях.


Модель родителя ДОУ

Ø   проявляет интерес к сотрудничеству с детским садом;
Ø   сформированы основы духовно-нравственного воспитания, положительных семейных традиций, сплачивающих всех членов семьи;
Ø   активно принимает участие в совместной деятельности с ребёнком;
Ø   осознаёт значимость семьи в воспитании детей.


Модель педагога ДОУ

Ø   взаимодействует с ребёнком, с родителями и социальными партнёрами ДОУ по вопросу духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников.
Ø   повышает профессиональную компетентность, в частности, таких ее компонентов, как духовно-нравственное воспитание личности дошкольника;
Ø   повышает творческую самореализацию в профессиональной деятельности

6.3. Основные содержательные принципы и концептуальные подходы
Инновационное образовательное содержание программы МБДОУ детского сада №2 д.Ясенцы формируется на концептуальных основаниях проектного подхода в педагогике и  народной педагогики (науки, основанной на общих закономерностях и характеристиках исторически сложившегося опыта народа). Народная педагогика – это
Воспитание человека-патриота (храбрость, отвага, доблесть, честь, достоинство),
Воспитание доброты и любви к людям (скромность, миротворчество, человеческая доброта),
Воспитание трудолюбия (терпение, послушание, усердие, аккуратность).

Концептуальные основания таковы:
Принцип гуманизма и личностно-ориентированный подход как базовая концептуальная позиция;
Принцип самоценности дошкольного возраста;
Исследовательский и деятельностный подходы как методологическая основа;
Принцип сетевого разнеуровнего сотрудничества, управления и партнёрской кооперации в проектах;
Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
Целенаправленность в воспитании и обучении детей на традициях своего народа;
Природоцелесообразность – человек как часть природы (уважение, поклонение, любовь, бережное отношение к природе);
Общественная направленность воспитания и обучения (семья, детский сад, родной край, Родина);
Культуросообразность(уважение к старшим, почитание их как носителей мудрости народа его традиций и идеалов);
Дифференцированность (воспитание мальчиков и девочек);
Указанные подходы Программы находятся в единстве: народная педагогика обеспечивает содержательное наполнение проектного подхода; проектный подход формирует методологическую основу народной педагогики.
При проектировании содержания и реализации  работы по духовно-нравственному  воспитанию   дошкольников важно также учитывать и следующие  принципы (В.В.Абраменкова):
Ребенок – это активный  и свободный  субъект   духовно-нравственного воспитания, а не объект манипулирования. 
Он выступает  как развивающийся субъект  нравственности.
Ребенок реализует  свой духовно-нравственный потенциал  в контексте системы его отношений с окружающей средой, с самим собой (Л.С.Выготский).
На духовно-нравственное  развитие ребенка оказывает влияние  исторический и культурный контекст  жизнедеятельности (Л.С.Выготский).
Духовно-нравственное  развитие и воспитание  ребенка    определяется двумя важнейшими   социальными общностями: семьей, (ДОУ( мир  взрослых)   и  детским  сообществом ( мир детства) (В.И.Слободчиков).
Духовно-нравственное  развитие   ребенка  осуществляется в соответствии с его полом и  традиционными  полоролевыми   образцами поведения  как мужественности так и женственности.


Содержательные принципы

Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Ø принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
Ø принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родная станица, родная страна;
Ø принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.;
Ø принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
Ø принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Ø Принцип целостности – единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
Ø Принцип гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
Ø Принцип деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
Ø Принцип интеграции – этот принцип позволяет совместить аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
Ø принципкультуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
Ø принцип возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей;
Ø принцип рациональности - рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Отбор содержания работы по духовно-нравственному воспитанию детей проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать).


7.Содержание образовательного процесса, различных его моделей, стратегия и тактика развития.


7.1.Содержание и особенности осуществления образовательного процесса
Цель образовательной деятельности ДОУ определена запросом родителей (социальный заказ), требованием государства (ФГОС ДО), профессиональными интересами педагогов. 
Содержание образовательного процесса соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, выстроено в соответствии с принципами развивающего образования и структурировано по 5 образовательным областям. С целью обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач, содержание образовательного процесса дополняется рядом педагогических технологий федерального и регионального уровня. Содержание учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, разновозрастный состав группы сельского  малокомплектного  детского сада.
Основу организации педагогического процесса составляет деятельностный подход. Интегрирование образовательных областей и   комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью делают деятельностный подход логически завершённым,   а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей,  в самостоятельной деятельности детей.
Проектирование  содержания духовно-нравственного  воспитания   в образовательном  процессе   предполагает: 
- учет историко-культурной этнической, специфики климатических демографических условий района, (города), конкретного образовательного учреждения, индивидуально­психологических, личностных особенностей всех  участников образовательного  процесса;
- освоение детьми образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Интегрирующий характер всему процессу духовно-нравственного  воспитания придает выход на метапредметные результаты путем использования ценностно и личностно-ориентированных подходов;
- установление преемственных связей  и координацию педагогической  деятельности семьи, ДОУ и школы, социокультурных учреждений;
-   принципа  интеграции  основного   и дополнительного  образования детей.
При проектировании содержания и реализации   работы по духовно-нравственному   воспитанию  дошкольников   учитываются следующие  подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, аксиологический, культурологический,      этнокультурный.
Организация образовательной деятельности предусматривает    как основное, так и дополнительное образование. 
Основное образование осуществляется в процессе разнообразных форм непосредственно образовательной деятельности, цель которой – помочь ребенку «открыть» новое знание, новый способ деятельности. В соответствии с образовательной технологией непосредственно образовательная деятельность осуществляется по подгруппам  из числа разновозрастной группы и предусматривает разнообразные способы организации:
совместную деятельность педагога и ребенка, 
совместную деятельность ребенка со сверстником, 
самостоятельную деятельность детей. 
В процессе НОД используются методы прямого и проблемного обучения, решаются задачи не только рассматриваемой образовательной области, но и развития деятельности, в которой осуществляется обучение, поэтому большинство форм непосредственно образовательной деятельности носят интегрированный характер.
Решение образовательных задач предусмотрено и через образовательную деятельность в ходе режимных моментов (ОД в РМ). Отличительной особенностью  ОД в РМ является партнерская позиция взрослого и ребенка, осуществление взаимодействия по типу сотрудничества. 
Вовлечение родителей в образовательный процесс предусмотрено через интерактивные формы работы с семьями воспитанников и организацию совместных мероприятий для детей и родителей. 
Приоритетные направления определяются исходя из профессиональных интересов педагогов, а также – выявленных проблем развития детей или реализации Программы. Приоритетными направлениями являются: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое развитие ребенка. Педагогический коллектив МБДОУ детского сада №2 д.Ясенцы в качестве  приоритетов выдвигает также стратегический ценностный ориентир: ценность инновационного характера дошкольного образования. Эта ценность направлена на безусловное сохранение позитивных достижений ДОУ в обеспечении личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющей ребенку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его компетенций   в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.  
Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. 
Модель воспитательной системы состоит из трех системообразующих элементов: Деятельность, Отношения, Личность, интегрирующих  и образующих целостный воспитательный процесс. 
Модель «Личность»представлена с двух позиций: как своеобразный предполагаемый результат – образ выпускника ДОУ и как направления роста и развития: индивидуальная траектория развития,ценностно-ориентированное,креативное,социальное,интеллектуальное,спортивно-оздоровительное.
Модель «Отношения» – ключевой компонент воспитательной системы, в котором отражены межличностные, разновозрастные отношения, отношения воспитанников со взрослыми и отношение к детскому саду. Уклад жизни ДОУ определяется его традициями, законами и правилами. Педагогический коллектив работает над созданием в социуме имиджа ДОУ– «детского учреждения добрых отношений», неповторимого облика, обеспечивающего его привлекательность и популярность.
Модель «Деятельность»реализуется в следующих направлениях: познание, общение,игра,творчество,краеведение.
Главные источники духовно-нравственных ценностей: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, природа и искусство, человек и человечество.


7.2 План действий по реализации программы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Диагностико-организационный этап 2016 - 2017учебный год

Организационное обеспечение.
1.Распределение функций между участниками по реализации программы развития.
2. Разработка необходимой организационной документации.
Информационное обеспечение.
1. Создание информационного банка материалов, методической и познавательной литературы по тематике проводимых изменений.
2. Информирование родителей, членов коллектива о целях, задачах, содержании информационной деятельности по реализации программы развития.
Нормативно-правовое обеспечение.
Разработка нормативно-правовой базы (приказы, распоряжения, положения, рекомендации), внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу.
Кадровое обеспечение.
1.Повышение квалификации педагогов через самообразование, РМО, семинары, выбинары,конференции.
2. Разработка анкет, информационного обеспечения повышения педагогической компетентности родителей.
3. Подбор современных технологий для реализации проблемы;
-изучение опыта работы других детских садов;
- разработка перспективных планов
4. Cбор информации по проблеме:
-анкетирование родителей;
-выявление потенциальных возможностей коллектива;
-определение уровня знаний у детей в духовно-нравственном направлении;
5. Вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность.
6. Контроль, анализ и регулирование:
-контроль за отбором диагностических методик;
-контроль за разработкой плана взаимодействия с семьей;
- контроль за проведением анкетирования.
Научно-методическое обеспечение.
1. Приобретение необходимой литературы.
2. Разработка методических материалов,
3. Подбор методического и дидактического обеспечения для образовательного процесса с детьми и работы с семьей.
4.Создание картотеки тем родительских собраний и рекомендации по их проведению;
Материально-техническое обеспечение.
1. Изучение наличия и оптимального использования материально-технической базы;
2. Приобретение оборудования, пособий для духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Финансовое обеспечение.
Реализация программы за счёт средств субвенций из областного бюджета.
Январь 2016г.
В течение года.
В течение года.
Январь
2016г.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
Заведующий
Заведующий
Заведующий
Заведующий
Заведующий
Воспитатель
Воспитателиь
Воспитатель,
заведующий
Воспитатель
Заведующий,
Заведующий
воспитатель
Заведующий
воспитатель
Заведующий

2. Преобразовательный этап 2017- 2018 учебный год

Информационное обеспечение.
1. Пополнение информационного банка:
-новинками методической литературы по духовно-нравственному воспитанию;
-сценариями досуговых мероприятий с родителями;
2. Распространение информации о реализации Программы:
-создание фоторепортажей
-творческие отчеты педагогов;
Нормативно-правовое обеспечение.
Внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу.
Кадровое обеспечение:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов, раскрытие их творческого потенциала:
- семинары, практикумы;
- тематические консультации;
-организация творческих выставок;
-прохождение курсов повышения квалификации;
-освоение компьютерных технологий педагогами;
- аттестация педагогов;
2.Педагогическая пропаганда деятельности МБДОУ:
-создание рекламных буклетов, информационного стенда
выставка совместного творчества детей и родителей -оформление альбомов, папок передвижек;
- Организация семейных праздников светского и народного
 календаря с привлечением детей и родителей к их проведению; устроение семейного досуга, возрождение традиций совместной деятельности взрослых и детей.
- Создание в ДОУ мини-музея "Русская изба"
3.Совместная работа с социумом:
-проведение совместных досугов, работа по благоустройству детского сада, спонсорская помощь.
4. Воспитательно-образовательная работа с детьми:
-проведение познавательных занятий и других мероприятий в соответствии с разработанным перспективным планом
-проведение тематических развлечений, фольклорных праздников, спортивных досугов.
5. Вовлечение родителей в творческую деятельность по реализации Программы:
- создание альбомов: «Наши семейные традиции и обычаи», «История нашей семьи»;
-проведение тематических консультаций по запросам родителей;
- Организация семейных праздников светского и народного календаря; устроение семейного досуга, возрождение традиций совместной деятельности взрослых и детей.
7. Контроль и регулирование:
-проведение контрольных срезов, выявляющих динамику развития детей старшего дошкольного возраста;
- индивидуальное собеседование с педагогами для выявления потребностей и проблем по работе с родителями;
-обсуждение промежуточных итогов работы педагогического коллектива по внедрению Программы развития на педагогическом совете и заседании родительского комитета.
Научно-методическое обеспечение.
Дальнейшее пополнение библиотечного фонда МБДОУ
Материально-техническое обеспечение.
Обновление развивающей предметно-пространственной среды:
-пополнение наглядно-дидактических пособий, картин по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;
-мини-центров по данному направлению в каждой группе;
Финансовое обеспечение.
Реализация программы за счёт средств субвенций из областного бюджета.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
Заведующий,
воспитатель
воспитатель
Заведующий
Заведующий
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Заведующий
Воспитатели
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Заведующий
Заведующий
Заведующий
Заведующий

3. Контрольно-регулировочный этап 2018- 2019 учебный год

Организационное обеспечение.
1. Организация текущего и итогового контроля, анализ «открытых мероприятий»;
2. Организация родительских собраний.
Информационное обеспечение.
1. Пополнение информационного банка методической литературой.
2. Отчёты о результатах работы:-отчеты педагогов о выполнении перспективных творческих планов, их защита, выступление на методических объединениях района;
- фото, видеоматериалы;
Нормативно-правовое обеспечение.
Внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу.
Кадровое обеспечение.
1. Сбор, обработка и интерпретация результатов работы:
-диагностика коммуникативной и эмоционально-мотивационных сфер всех участников программы;
-определение уровня и качества знаний, умений детей в динамике;
-анкетирование педагогов и родителей
-обсуждение результатов работы по духовно-нравственно- воспитанию и подведение итогов на педагогическом совете и на заседании родительского комитета, прогнозирование дальнейшей работы с семьей, определение перспектив развития МБДОУ.
2. Анализ и своевременная коррекция и регуляция деятельности по реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
1.Анализ соответствия материально-технической базы МБДОУ реализуемой Программе.
Финансовое обеспечение:
Реализация программы за счёт средств субвенций из областного бюджета.
В течение года.
В течение года.
Апрель 2019г.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
В течение года.
Апрель 2017г.
В течение года.
Заведующий,
Заведующий
Заведующий
Заведующий
Заведующий
Воспитатели
Воспитатели
Заведующий
Заведующий
Заведующий
Заведующий

В проектируемой модели образовательного процесса дошкольного учреждения как «Детский сад духовно-нравственного воспитания дошкольников», каждая ступень образования призвана решать свои специфические задачи..Работа по каждому проекту: 
- включает занятия, игры, продуктивные виды деятельности, экскурсии, праздники, досуги, театрализованные представления, выставки детских работ; 
- заканчивается открытым показом для педагогов и родителей, мультимедийным показом проекта, тематическими занятиями, участием в конкурсах. 


Формы реализации программы с детьми:

Специально организованные НОД;экскурсии;беседы; игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);продуктивная деятельность;чтения произведений художественной литературы, фольклора;прослушивание и изучение музыкальных произведений;праздники;веселые спартакиады; досуги;театрализованные представления;выставки детских работ;


Формы реализации программыс педагогом:

Консультации;проекты;ознакомление с методической литературой по духовно-нравственному ; участие в конкурсах.


Формы реализации программы с родителями:

Совместные физкультурные досуги, праздники с участием родителей;музыкальные развлечения и праздники совместно с родителями; детские работы, выполненные вместе с родителями;создание фотоальбома; фотовыставка; детские альбомы; тематические выставки; газеты и книги, выпущенные детьми и родителями;совместные с родителями проекты; консультации.


Реализация инновационного содержания Программы развития МБДОУ детский сад

№2 д.Ясенцы будет осуществляться через систему концептуальных проектов

Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе, путь к участию детей в районных, городских, региональных проектах. Каждый проект предполагает взаимодействие детей, педагогов и родителей.


Проект «Я и моя семья»

ИдеяУдовлетворение потребностей дошкольника в познании себя и мира людей.
ЦельВоспитание нравственных устоев семьи, уважения к старшим.
Задачи:
для развития
ребенка
- создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование;
- расширить сведения о семье (знать имена, отчества родителей, профессию, место работы членов семьи);
- помочь осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни;
- воспитывать у детей чувства привязанности, любви, уважения к семье, близким людям, заботливое отношение к близким людям, желание помочь им;
- развивать социальную и коммуникативную компетентность.
для развития родителяПовысить компетентность родителей о значении игр в развитии ребенка.
для развития
воспитателя
Изучить и использовать в работе игры.
Создать единую систему развивающих игр по развитию у детейдошкольного возрастасоциальной и коммуникативной компетентности, в рамках комплексно-тематического и предметно-средового подходов.
Обеспечить психолого-педагогические условия для развития у детей интереса к играм социально-личностного направления.
Ожидаемые результатыРебенок хорошо осознаёт свой статус в семье,заботливо относится к близким людям, использует свой накопленный опыт в самостоятельной и игровой детской деятельности.
Родитель заинтересован в использовании разных видов деятельностисвоего ребенкадля развития воспитания нравственных устоев семьи, уважения к старшим. 
Воспитатель разрабатывает систему игр, упражнений и игровых пособий, создаёт в группе условия, способствующие лучшему общению детей-родителей-родственников.


Проект «Моя малая Родина»

ИдеяОзнакомление старших дошкольников с родным краем.
ЦельПознакомить детей с природой родного края, сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Задачи:
для развития
ребенка
- знакомить с природой родного края, воспитывать особенно правильное отношение к окружающему миру, родной природе
- развивать познавательные способности ребёнка: наблюдательность, описание, сравнение, умение строить предположение и предлагать способы их проверки;
- формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе;
- расширять кругозор детей о природе Земли - естественной среде обитания человека;
- воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия.
для развития  родителяРасширить свой кругозор о том, как происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, социально-личностное развитие дошкольника.
для развития
воспитателя
Систематизировать знания об окружающем мире, повышать компетентность.
Ожидаемые результатыРебёнок знает особенности природы своего края, что в ней ценного и что охраняется.У ребёнка развиты познавательные способности: наблюдательность, описание, сравнение, умение строить предположение и предлагать способы их проверки.
Родитель бережно, заботливо, гуманно относился к природе, был нетерпим к случаям нарушения правил общения с природой.
Воспитатель повышаетсвою компетентность, в процессе работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром.


Проект «Я люблю тебя, Россия»

ИдеяПовысить профессиональную компетентность педагогов,                             по патриотическому воспитанию детей, передавая знания воспитанникам.
ЦельФормирование представлений о России как о многонациональной, но единой стране.
Задачи:
для развития
ребенка
- дать ребёнку знание о том, что такое столица, что такое герб, современная государственная символика России, познакомить с географической картой.
- воспитать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формировать чувства гражданственности и патриотизма, толерантного отноше6ния к жителям своей страны.
для развития  родителя- пробуждать интерес к историческим фактам, осознание ценности событий в жизни человека;
- использовать эффективные способы просвещения родителей.
для развития
воспитателя
Внедрять в педагогическую практику разнообразные формы и методы работы.
Ожидаемые результатыРебёнок приобретает чувства патриотизма и гордости за Родину, любовь к своей стране, гражданскую ответственность.
Родитель стремится беречь и приумножать богатства России.
Воспитатель способствует преемственности поколений, сохранению, распространению и развитие национальной культуры, преобразует предметно-развивающую среду группы.


Проект «Русское народное творчество»

ИдеяВоспитать у детей любовь и уваженияк русскому народному творчеству, через взаимодействие с родителями и приобщение семьи к народным истокам.
ЦельВоспитание любови и уважения к русскому народному творчеству.
Задачи:
для развития
ребенка
Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.
для развития  родителяВ основе человеческой культуры лежит духовное начало.
- заинтересовать родителей народной культурой;
-привлекать к сотрудничеству, участию в совместных мероприятиях.
для развития
воспитателя
- познакомить с концептуально новым по форме и содержанию праздником;
- осознать значимостькультурного богатства русского народа.
Ожидаемые результатыРебёнок проявляетинтерес к истории и национальными традициями России.Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, интегрированного свойства личности, которое позволяет себе на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических событий, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Родитель осознаёт, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей.
Воспитатель понимает всю важность человеческой культуры для развития подрастающего поколения и стремиться прививать эту ценность детям.


8. Критерии и параметры отслеживания эффективности результатов по реализации программы развития ДОУ

Положительная динамика усвоения детьми программных задач и духовно-нравственного развития детей;
Образовательный критерий:
- качество подготовки педагогов, их готовность к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей;
- количество педагогов, подготовивших методические и аналитические материалы (статьи, выступления, презентации),
- глубина, систематичность и действенность предложений по совершенствованию инновационной деятельности (наблюдения, разработка конспектов, творческий поиск)
Социологический критерий:
- реальные возможности свободного выбора родителями воспитанников (выбор программ, детско-родительских занятий, совместных досугов и праздников),
- адаптация дошкольника к  микросреде (детского сада, по месту жительства, семейной); его умение строить отношения в семье, и в детском коллективе),адаптация выпускников детского сада: успешность обучения в школе и учебных заведениях дополнительного образования; приспособление к условиям социальной среды (социальная устойчивость, овладение коммуникативными навыками, успешность в учебной деятельности и т.д.),
- престиж детского сада в глазах родителей, руководителей образования,
- анализ социального благополучия ребёнка,
- нравственный уровень развития групповых коллективов.
Критерий индивидуально-личностного развития:
- широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках,
- степень контактности, отзывчивости, соучастия, умение сопереживать и «сорадоваться», понимать и принимать других людей, терпимость и лояльность,
- степень реализации индивидуальных возможностей,
Критерий воспитанности:
- сформированность гражданского сознания, патриотизма, ответственности и активности; знания   детей о своем селе, земляках; о достопримечательностях края; о промышленности; преобладающих профессиях. 
- степень сформированности нравственных качеств и нравственного поведения,
- развитие  стремления помогать другим людям,
- степень дружелюбия,
- умение выделять собственные достоинства, особенности, и перспективу в собственном развитии.

Критерии

Показатели

Методы изучения

Показатели развития детей1.Осознание ребенком активной социальной позиции, участника и созидателя общественной жизни.Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка / Педагогическая диагностика в детском саду.  Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. – М.: Просвещение, 2003
2.Творческая, познавательная, коммуникативная инициатива, инициатива как целеполаганиеНаблюдение за детьми в разных видах деятельности («Карта нормативного развития»                  Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова)
Показатели развития профессиональной компетентности педагогов1.Освоение педагогами технологий, методов организации взрослых и детей по проблемеАнализ документации, наблюдение за организацией образовательной деятельности
2 Процент участия в конкурсах, методических мероприятиях по проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников.Анализ статистических данных
3Повышение квалификационного уровня.Анализ статистических данных
Повышение активности педагогической компетенции родителей1.Осознание и принятие родителями целей, задач образовательной деятельности, осознание своей роли в развитии духовно-нравственного и воспитания ребенка.Анкетирование, тестирование.
2.Активность родителей в качестве субъектов образовательной деятельности.Анализ статистических данных, анализ документации
3.Удовлетворенность родителей результатами образовательной деятельности.Анкетирование
Показатели эффективности образовательной деятельности1. Освоение и приобретение детьми социальных знаний;формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества; получение опыта самостоятельного социального действия.Беседы с родителями, педагогами, анализ освоения направлений развития ребёнка
2.Включённость семьи в жизнь ДОУОпрос, анализ статистических данных
3.Популярность ДОУ в образовательном пространствеОпрос, анализ статистических данных

9 Совершенствование структуры управления
Управление инновационным проектом включает определение его целей, задач, формирования организационной структуры управления, планирование и организацию выполнения работ. В основе управления –творческая группа. Руководителем  группы   является заведующий , который наделяется полномочиями по планированию, контролю за ходом работ.
Модернизация системы управления  - это целенаправленная деятельность, обеспечивающая согласованность совместного труда всех сотрудников, воспитанников и их родителей для решения стратегических задач. Начало её – в обновлении информационного банка ДОУ: внешняя информация (нормативно-правовая база  по работе с семьёй и по проблемам духовно-нравственного воспитания детей федерального, регионального и муниципального уровня, инновационные программы, развивающие технологии, программы оздоровления, картотека литературы по духовно-нравственному развитию дошкольников)   и внутренняя информация ( нормативно-правовая база ДОУ, договора, диагностический инструментарий уровня духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы).

10 Контроль за реализацией программы

№п/п

Контрольные объекты

Показатели

1.Физическое и нравственное здоровье воспитанниковУсловия для физического и психологического благополучия. Анализ показателей здоровья,  физического и духовно-нравственного развития. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, оздоровительных мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости. Выполнение санитарно-гигиенического режима. Организация питания.
2.Предметно-развивающее пространствоСоответствие основной общеобразовательной программе, приоритетным направлениям работы ДОУ.  Проблемность, вариативность и разнообразие. Динамичность и функциональность. Эстетичность и безопасность.
3.Воспитание, развитие, обучениеУровень развития детей. Диагностика уровня развития. Выполнение программы.
4.Работа с кадрамиРабота по самообразованию педагогов,повышение квалификации, изучение, обобщение и внедрение инновационного педагогического опыта. 
5.Взаимодействие с социумом, с родителями воспитанников.Разнообразие и эффективность форм сотрудничества. Работа родительского комитета. Участие родителей в деятельности детского сада по внедрению инновационного опыта.
6.Организация соцпартнёрства.Партнерство с организациями и учреждениями, содействующими укреплению материально-технической базы ДОУ, повышающими эффективность деятельности образовательного учреждения. 

11. Ожидаемые результаты

Педагоги:
Ø Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, путём создания системы работы по данному направлению.
Ø Поиск и внедрение новых вариативных форм работы с детьми и родителями.
Ø Привлечение родителей к проблемам духовно-нравственного   воспитания и развития детей.
Родители:
Ø Повышение уровня родительской компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания ребёнка;
Ø Вовлечение родителей к участию в образовательной деятельности по данной проблеме, в том числе через организацию работы над проектами духовно-нравственной направленности. 
Дети:
Ø Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и формирования целостных гармоничных отношений ребёнка с миром, с другими людьми;
Ø Сформированность представления о семье, традициях, родном крае, России как о родной стране (Родине) с помощью современных образовательных технологий; 
Ø Развитие интереса и любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к культуре и традициям, средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово. 
Работа с социумом:
Ø Определены новые направления работы с социальными институтами детства;
Расширение форм распространения педагогического опыта (Интернет-ресурсы, официальный сайт детского сада) для повышения престижа работы ДОУ в социуме, роста доверия со стороны педагогической общественности.

12. Система диагностики и контроля за выполнением программы

Влияние программы на здоровье детей
Ø   Количественная характеристика групп здоровья детей. Количественная характеристика заболеваний детей.
Обеспечение эффективности образовательного процесса
Ø   Динамика финансирования, привлечение внебюджетных средств.Нормативно-правовая обеспеченность образовательного процесса.Обеспеченность методической литературойпо духовно-нравственному воспитанию.Уровень материально-технической оснащенности (оснащение групп, наличие условий для развития детей, ТСО). Уровень эстетического оформления пространства.
Ø Наличие нормативно-правовых документов по организации инновационных процессов в ДОУ (положения, локальные акты).Наличие и качество диагностики инноваций.Меры стимулирования поисковой инновационной деятельности.Степень информатизации образовательного процесса.
Ø   Участие педагога  в профессиональных конкурсах.
Ø   Эффективность деятельности управления
Ø   Оптимальность организационной структуры управления ДОУ.Четкость распределения функциональных обязанностей.Анализ эффективности принятых и выполненных решений.Число эффективных инициатив, число и значимость инновационных проектов.

Процесс реализации Программы
Ø   Эффективность взаимодействия ДОУ с социальными партнерами. Наличие образовательных услуг, предоставляемых ДОУ, их доступность и оценка удовлетворенности родителей.
Ø   Динамика изменений ценностных ориентаций педагогов (тестирование). Мотивация на саморазвитие (тестирование).
Разнообразие и эффективность форм взаимодействия с семьями.Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг


13.Финансовый план

                     
ДоходыРасходыСумма
Бюджетное и внебюджетное финансирование1.Организационно-правовое обеспечение программы10 000 руб. 
3. Повышение квалификации педагога6 000 руб. 
4.Развитие материально-технической базы
-дооборудование групповой комнаты
30 000 руб. 
5.Научно-информационное и методическое обеспечение
- увеличение фонда детской и методической литературы
- разработка проектов
10 000 руб. 
 6.Взаимодействие с семьёй, социумом, соцпартнёрами5 000 руб. 
ВСЕГО61 000 руб. 


Использованные ресурсы

  1. Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М.: УЦ «Перспектива», 2012г. – 248с
  2. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
  3. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.        Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997 г..
  4. Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.
  5. Задушевные беседы /приложение к журналу Дошкольник. Младший школьник.– М.,Школьная пресса №5,6 – 2005, №1-3, 2006 г.
  6. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. ТЦ Сфера, 2013г. – 144с
  7. А.А. Майер, О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера» -Москва, 2011г.
  8. Интернет ресурсы:http://dohcolonoc.ru/cons/4538-moj-gorod-nasha-malaya-rodina.html,http://dohcolonoc.ru/cons/4426-proektnaya-deyatelnost-v-rabote-s-semej.html,http://dohcolonoc.ru/cons/4361-vospitanie-u-detej-lyubvi-k-rodnoj-prirode.html,http://dohcolonoc.ru/cons/3522-konsultatsiya-vospitanie-grazhdanina-i-patriota.html,http://dohcolonoc.ru/cons/4754-vospitanie-lyubvi-k-rodnomu-gorodu-u-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html,http://dohcolonoc.ru/cons/4703-vospitanie-dukhovno-nravstvennykh-kachestv-u-doshkolnikov-posredstvam-narodnykh-igr.html,http://dohcolonoc.ru/cons/3232-vospitanie-lyubvi-k-otechestvu-pervaya-stupen-grazhdanskogo-vospitaniya.html

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.