Программа «Подготовительный курс» (ФОРТЕПИАНО)

Автор: Шестакова Лидия Георгиевна

Пояснительная записка
         Программа «Подготовительный курс фортепианного отделения создана на основе существующей программы для 1 класс ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано 8(9) лет».
          Преимущество раннего начала обучения музыке с точки зрения возрастной психологии трудно переоценить. Дошкольный возраст – период ускоренного развития мозга. Именно в этом возрасте воздействия внешней среды оказывается наиболее мощным, начинают реализовываться генетически обусловленные природные задатки, ребёнок приходит к осмысленной «продуктивной» деятельности.
         Ранее начало обучения музыке является эффективным средством развития интеллектуальной и психической сферы. В связи с повсеместным засилием субкультуры, ранее развитие музыкального вкуса и приобщение ребёнка к шедеврам мировой художественной культуры особенно актуально.
         Поступление в общеобразовательную школу – не лучшее время для начала занятий музыкой. Новая социальная ситуация, какой является школа, ужесточает условия жизни ребенка, поступившего в общеобразовательную школу, повышается психическая напряженность, на преодоление навалившихся на него испытаний нужно время и много сил.
        Для дошкольника музыкальная школа – школа пока единственная, куда он идёт с удовольствием и желанием и имеет достаточно сил и времени на полную отдачу себя на уроках. Таким образом, дошкольный период представляет благоприятные условия для занятий – свободу и незагруженность ребёнка. 
         Подготавливая ребёнка к поступлению в 1 класс ДМШ и, развивая в нём организованность, дисциплину,ответственность педагог попутно решает еще одну задачу – готовит дошкольника вообще к учебной деятельности.
Цель данной программы определить основные критерии для поступающих в 1 класс ДМШ, обеспечив тем самым более качественный набор на фортепианное отделение, при отсутствии конкурса в подготовительный класс, а также обобщить и выработать единые требования преподавания подготовительного курса фортепианного отделения в данной школе.
         Программа направлена на то, что бы снизить риск возникновения психологических срывов, которые возникают при несвоевременном поступлении детей в 1 класс, на урегулирование отношений родителей, школы и ребёнка.
         Срок обучения по данной программе длится 1-2 года в зависимости от возраста поступления ребенка, от музыкальных данных, от наличия или отсутствия инструмента дома:
        1 год обучения – дети 4-5 лет
        2 год обучения – дети 5-6 лет
В основе обучения – индивидуальные уроки:
       1 год – 30 минут 2 раза в неделю(1,5 акад. часа)
       2 год – по желанию родителей и в соответствии с учебными нормами занятия могут   быть увеличены до 40 минут 2 раза в неделю (например, по английскому языку).
Поступающий в 1 класс ДМШ ребёнок должен: 
  1. Иметь желание заниматься музыкой;
  2. Иметь общемузыкальное развитие;
  3. Иметь достаточно развитые музыкальные способности;
  4. Владеть первоначальными пианистическими навыками;
  5. Быть психически готов к школе;
  6. Уметь читать и писать (требуется на уроках сольфеджио)
  7. Дома должен быть инструмент.
Важно не торопиться, многократное повторение пройденного – но в особой, игровой форме – приносит лишь пользу.
         Прививая первоначальные навыки игры на фортепиано нужно добиваться естественного и целесообразного звукоизвлечения на основе активного слухового контроля. Заложенные на первых уроках основы навыков игры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего музыкального развития учащихся.
        Следует максимально использовать возможности индивидуального обучения. Особое внимание нужно обратить на то, что бы у менее способных детей не возникло ощущение неполноценности, чтобы музыка стала частью их жизни. При правильном педагогическом подходе к проблемным детям, к детям с серьёзными нарушениями здоровья музыкальные занятия могут оказать психотерапевтическое воздействие, помочь социальной адаптации и решению психологических проблем.

Методические рекомендации
Современное развитие педагогики убедительно доказывает, что пренебрежение закономерностями, характерными для каждой возрастной группы учащихся, ведется к неудаче.
      В занятиях с дошкольниками нужно брать на вооружение опыт лучших отечественных и зарубежных педагогов, использовать новейшие исследования и рекомендации психологов.
       У каждого педагога имеется положительный и отрицательный опыт преподавания, свои находки и открытия, мало того, обучение каждого ребенка очень индивидуально, однако есть общие закономерности в обучении и методы работы, отобранные временем.
Цель настоящих методических рекомендаций соотнести общепринятые методы работы с возможностями их применение в данной школе, скорректировать их в соответствии с имеющимися условия преподавания и уровнем общего и развитие детей, поступающих в подготовительной класс данной школы.
       Все дети одарены в разной степени, но любителей музыки и будущих профессионалов обучают одними и теми, же методами преподавания. Нельзя вырастить хорошего любителя музыки без профессионального подхода к его обучению. Важно лишь найти меру углубленности в изучаемый предмет и преподать знания и умения по потребности развития индивидуальности ученика, в этом и состоит суть индивидуального подхода к обучению ребёнка.
       Есть дети, которым обучения на фортепиано нужно лишь в рамках общего предмета, есть дети со взрослым типом мышления, рано готовые к учебной деятельности, музыкально одаренные, есть дети с замечательными другим видом деятельности: научной, технической, гуманитарной, для которых музыка не станет профессии, должна стать неотъемлемой частью жизни. Нельзя всех детей заставить идти одним путем развития, главное педагогики: Не навреди.
Двухгодичный подготовительный курс обеспечивает нефорсированный, замедленный процесс обучения, его программа учитывает психовозрастные особенности дошкольника, свойства развития его мышления, памяти, внимания, восприятия, особенности общения. Он способствует созданию хорошей базы для успешного последующего обучения. Педагогу предоставляется больше возможностей для всестороннего изучения индивидуальности ученика, выявление его слабых и сильных сторон.
        Двухлетняя подготовка оправдана и такими причинами: массовое распространение у дошкольников нарушений психофизического и опорно-двигательного характера, отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды, поступление в подготовительный класс детей в подавляющем количестве со средними и минимальными музыкальными способностями. Часто одного года подготовки таким детям недостаточно. Двухгодичный подготовительный курс удобен для поэтапного решения педагогических задач.
За период подготовительного курса педагог должен:
  1. Дать ребёнку общемузыкальное развитие;
  2. Сформировать желание ребёнка учиться в музыкальной школе;
  3. Выявить и сформировать музыкальные способности ребёнка;
  4. Дать необходимый запас знаний и умений;
  5. Обучить первоначальным пианистическим навыкам;
  6. Привить навыки самостоятельной работы.
     Главная задача педагога увлечь ребёнка музыкальными занятиями, пробудить желание учиться музыке. Научить понимать музыкальный язык, переживать музыку, откликаться на неё эмоционально. Нужно помнить, что развитие музыкальных задатков до способностей происходит лишь в процессе музыкальной деятельности ребёнка. Прививая серьёзное отношение к занятиям можно резко изменить картину развития способностей.
      Вырабатывая в учениках работоспособность, ответственность, следует учитывать, что для дошкольников ведущая деятельность игровая, а не учебная, устойчивое внимание для них не характерно, ребенок не умеет трудиться как взрослый. Нужно относиться к маленьким ученикам бережно и терпеливо.
       Бережное трепетное отношение к индивидуальности ученика ,серьёзное отношение к его личности ,искренняя заинтересованность им, признание его неповторимым, в чем-то особенным усиливает в ребёнке самоуважение ,укрепляет уверенность его в себе, развивает  чувство собственного достоинства.
 В обучении ребёнка взаимоотношения с педагогом имеют главное значение. Педагог дополнительного образования призван участвовать в воспитании внутренние активного, самостоятельного мыслящего человека. Индивидуальное обучение позволяет педагогу ДМШ дать толчок к развитию творческих задатков ребёнка, приведите творческое отношение к труду. 
          Важное условие для любой продуктивной деятельности - психологическая комфортность. Необходимо создать на уроке непринужденную обстановку, которая обеспечит отсутствие психического и  мышечного напряжения . Можно не подавлять ученика силой своего авторитета и возраста, давать ему свободу действий, обращая его в нужном направлении. 
          Дисциплина на уроке возникает сама собой, если ребенка увлечь занятиями и учебным процессом, она должна быть осознанной и добровольной, ребёнок должен почувствовать её необходимость. Нельзя требовать от ребёнка дошкольного возраста устойчивого внимания, которое ему не свойственно. Нужно учитывать, что ведущая деятельность для него -  игровая. Уроки должны быть увлекательным и в первую очередь интересными. Необходимые знания нужно преподносить как можно легче и понятнее, задачи педагога не отпугнуть ребёнка чем-то серьёзным и скучным. Метод и специфика преподавания поможет подобрать педагогу его стремления подружить ребенка с музыкой. 
           Одно из общепринятых правил преподавания дошкольникам - доступность и последовательность обучения. Педагогу важно, учитывать спонтанность и за ценность введение уроков, которая вытекает из непосредственного и спонтанного поведение ребенка, иметь свою стройную и вместе с тем гибкую систему обучения, в соответствии с которой на каждый урок подбирается нотный материал и наглядные пособия. 
          Прежде чем вводить ребёнка в узкий круг профессиональных интересов, нужно суметь достигнуть его увлеченность музыкой и занятиями.
        Нужно сделать всё, чтобы музыка стала предметом его интереса и общим делом его с педагогом. Неотъемлемая часть первых уроков -  вдохновение, нужно передать ребенку трепетное, любовное отношение к музыке. Радостная, приятная атмосфера урока, яркий эмоциональный тонус наиболее   благоприятные условия для образования рефлекторных навыков. Если у ребёнка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные навыки не Ну, а уже возникающие не закрепляются.
Следует с уважением относиться к любым, даже самым маленьким достижением ученика, он нуждается в поддержке и одобрении педагога. На первоначальном этапе обучения одобрение должно быть единственной формой оценки, оно помогает ребенку быстрее исправлять недостатки, вселяет уверенность в своих силах, стимулирует его дальнейшему росту. Неудачи и ошибки - неотъемлемая часть всякого обучения, не стоит фиксировать на них внимание ребёнка. Успех - не самоцель, он результат долгой работы упорного труда. Задача педагога научить ребёнка трудиться, подобрав для этого подходящий формы работы с учеником.
       Ошибка — кэто шаг на пути любого развития, порицать на неё ребёнка нет никакого смысла, Как нет смысла и в том, чтобы наказывать его за неумение трудиться и преодолевать трудности, за отсутствие ответственности и работоспособности. Все эти качества только начинают развиваться в процессе обучения. Нужно учитывать это, то у многих учеников подготовительного класса нет инструментов дома, оценить усердия ребёнка можно лишь при его систематических домашних заданиях. Пока ребёнок не умеет самостоятельно заниматься или не имеет такой возможности оценивать его усилия на достижение результата рано.

Донотный период.
         Длительность донотного периода зависит от возраста ребёнка, от его общего и музыкального развития.
        Знакомство ребенка с выразительными свойствами фортепиано, его устройство в первую очередь должно происходить активным образом, нужно предоставить ему возможность самому исследовать инструмент, а также помочь его имеющиеся музыкальные намерения, используя игровые методы работы.
        Во многих нотных сборников для начинающих даны примеры простейших по попевок на одном — двух  звуках аккомпанементом педагога, которые рекомендуется использовать на первых уроках. Уже на этом музыкальном материале ребёнок должен получить первые понятия о динамике, темпе и других средствах музыкальной выразительности, а также первые навыки звукоизвлечения.
       Педагогу следует обратить внимание на удобство посадки ученика, на организацию его игровых движений. При недостаточной или затруднённое координации каких-либо действий и движений необходимо подбирать соответствующие упражнения на их развитие или устранение неудобств.
       С детьми дошкольного возраста неизбежно используется метод "игры с рук"   маленьких по пиявок и мелодии, их рекомендуется транспонировать. Это развивает слуховое внимание ученика, помогает освоению ребёнка на клавиатуре, развивает инициативу, побуждает к дальнейшей музыкальной деятельности. Следует поощрять любые попытки сочинение музыки. Для развития интонационного слуха, который, опираясь на активность связок, является основным прислушание музыки, полезно пропивать играемые мелодии. 
        Обучение начинается с игры одним пальцем (рекомендуется участие обеих рук), и от урока к уроку, в каждой новой пьесой, включаются в работу все пальцы. Уже на первых занятиях ученик должен понять закономерности аппликатуры, исходя из единственного и удобного расположения пальцев на клавишах.
        Нужно добиться, чтобы ребёнок хорошо ориентировался на клавиатуре, уяснил название всех октав и клавиш, умел быстро их находить. Для решения этой задачи рекомендуется применять игровые методы работы.
       Педагог должен знакомить ребенка с лучшими образцами Детской фортепианной музыки. Хорошо подобранный музыкальный материал развивает Кругозор учащихся и обогащает их эмоционально. Впечатление от услышанной музыке дети, как правило, выражают в рисунках.
         Для разнообразия ведения уроков рекомендуется использовать музыкальные игры и загадки. Кроме их познавательного и развивающего значения, они позволяют ребёнку отдохнуть.
        Наряду с индивидуальными формами работы в донотном периоде рекомендуется применять мелкогрупповые (2-3 человека)

Обучение нотной грамоте
Приобучение нотной грамоте важно учитывать возраст учащегося, наличия или отсутствия инструмента дома, возможность присутствия на уроках родителей.
Для обучения нотной грамоте дошкольников важно учитывать их возрастные особенности, в частности неустойчивость их внимания. Обучение должно быть постепенным, с частым повторением пройденного материала. Большую помощь педагогам могут оказать родители, присутствие на уроках, организовывает и контролирует домашние занятия ребёнка.
             В нотных сборниках и учебных пособиях, предназначенных для детей 5-6 лет, предлагает множество способов обучения нотной грамоте. Выбор в каждом случае зависит от уровня развития памяти, мышления и восприятия ребенка. При изучении записи нот с дошкольником важно добиваться и хорошего запоминания, изучая по две-три ноты на каждом уроке. Как потребуется нотная тетрадь, Которая понадобится и для графической записи ритма. В упражнениях Наряду с записью   мелодических линий рекомендуется запись интервалов и аккордов.
 Обозначение знаков альтерации, динамических оттенков и др.  Изучается постепенно по мере их появления в нотном тексте, знания и их закрепляется на нескольких уроках. Новый учебный материал должен преподаваться только по мере того, как устроен предыдущий. Педагог должен следить, чтобы Учебный процесс не вызывал у ребёнка непомерного психического и физического напряжения, вызванного большим количеством задач.
Особенно важно принцип доступности и последовательности преподавания обучение чтению метроритмической записи.  Во многих учебных пособиях представленные мелодии даются без разделения их на такты и без указания размера. Лучшему усвоению ритмической организации мелодий служат подтекстовки, которые в сочетании с мелодиями помогают развитию музыкального мышления ученика, уяснению им строения музыкальной речи, вызывают нужный эмоциональный настрой ребёнка. Для освоения каждого вида деятельности нужно уделять достаточно много времени. Ребёнок должен уяснить графическое изображение ритмических форм, легко узнавать их в нотном тексте. В освоении метроритмической записи большую помощь оказывают наглядные пособия, а также игровые методы работы.
 На первом году обучения пятилетнему ребёнку достаточно знать ноты первой, малой, частично второй октав, читать простые ритмические рисунки в простых размерах. На втором году обучения знания закрепляются, изучаются ноты остальных актов, ребёнок знакомится с более сложными ритмическими формами и размерами.
 Более взрослым детям, поступающим в подготовительный класс, времени для изучения нотной записи потребуется меньше.

Организация игрового аппарата
Первичные игровые навыки оказывают громадное влияние на все последующие развития ученика.  Поэтому педагог должен выработать у каждого ученика естественные и целесообразные приемы звукоизвлечения на основе активного слухового контроля.
 Непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, чуткая ощущения клавиатуры —  залог успехов ученика в овладении фортепиано.
  А. А. Шмидт: " Шкловская:"Нельзя требовать во всех случаях строго определенного положения рук или движении, пусть даже рационального, нельзя вскрывать инициативу учащегося. При выборе положения пальцев необходимо учитывать индивидуальное строение рук ученика".
 На первых играемых мелодию следует учить ребёнка мягкому "погружению" в клавиши, обращая его внимание на красоту звучание инструмента. Ученик должен ощутить удобное положение рук на инструменте, почувствовать, что они передаточное звено для выражения его музыкальных замыслов.  Первоначальные мелодии пьесы требует соответствующего своим названием звукоизвлечения: энергичного, уверенного, бодрого, мягкого, нежного, лирического и т.д. С первых же уроков ребёнок учится искусству звукоизвлечения.
На первых попевках и мелодиях он усваивает первые аппликатурные навыки, основные штрихи, приёмы игры: nonlegato,staccato,legato.   Следует обратить внимание, чтобы исполнение штрихов было хорошо усвоенный ребёнком, не доставляла ему неудобств.
 А. А. Шмидт: " Показывать приёма нужно в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик там убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. От того насколько активно его мысли и слух, насколько осознанно он относится к работе, Во многом зависит его продвижение". 
На первых порах предпочтения Нужно отдавать игре nonlegato  полно звучный и опертой, подбирая соответствующий музыкальный материал.
Для воспитания самостоятельности пальцев, устранение разного вида неудобства, для развития координации следует подбирать соответствующие упражнения, имеющиеся в методической литературе. Также не следует недооценивать роль подготовительных упражнений.
На втором году обучения в репертуар следует включать специальные упражнения и этюды для решения разного вида технических задач.
 Особенного подхода требуют дети  — тире левши, в педагогическом процессе следует всеми силами стараться "довести" правую руку до уровня левой. При работе с такими детьми нужен хорошо продуманный и правильный подбор репертуара.
Цель всей работы в области воспитания пианистических навыков -  помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения, научиться осознавать и культивировать их в себе. Скачать Тщательная работа педагога в этом направлении предотвратить излишнее мышечное напряжение, тормозящее развитие учащегося и вызывающее иногда профессиональные заболевания рук.
                         

О репертуаре
          Репертуар учащегося должен составляться с учетом его психологических особенностей. У детей дошкольного возраста репертуар составляют в основном короткие мелодии, народные попевки, песенки и пьесы, объём сначала не выходит за рамки 8 тактов, так как маленькому ребенку не хватает внимания на более длинное построение. В простейших пьесах для начинающих главное - художественный образ доступный и понятный ребёнку.
        Музыкальный язык произведений должен быть доступен детям, не усложнённый атональными звучания  и другими современными атрибутами. Начало музыкального восприятия нужно строить на классических образцах, на русской национальной основе и на примерах фольклорного творчества других народов. Знакомство с языком современной музыки - более   поздний этап обучения.
       Подбор пьес должен учитывать решение технических, учебных и художественно- исполнительских задач. Знакомство с ладом, тональностью, интервалами, аккордами вполне доступно школьнику. Педагогу необходимо обращать внимание ученика на построение играемое пьесы, на повторение, изменения в мелодии, найти секвенции , приучая его к элементарному анализу простейших музыкальных форм развивая его музыкальное мышление.
       При подборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребёнка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества и наклонности. Плохо или недостаточно продуманной репертуар, не соответствующие уровню развития ребенка, снижает его стремление заниматься музыкой.
       Часть репертуара составляют произведения, изучаемые  эскизно , в порядке ознакомления. Они не выучиваются наизусть, могут исполняться медленные указанного темпа, обязательно, однако выявление характера произведения, внимательное отношение к нотному тексту.
       Очень важно поддерживать в ребенке инициативу и стремление к самостоятельности. Исполнение учеником самостоятельно выучить много произведения наглядно показывает, чему научился: как самостоятельно разбирается в тексте, как воплощает художественный образ, как слушает тебя. Во время исполнения становится ясно, на какие стороны работы педагогу надо обратить внимание. Слушай самостоятельно выученное произведение нужно одобрить работу ученика и подчеркнуть удачные моменты.
       Для ознакомления детей  с разнообразием нотной литературы, для расширения их музыкального кругозора, для развития музыкального мышления, для активизации слухового восприятия рекомендуется иметь в репертуаре ансамблевые произведения. Ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки "солирование" и "аккомпанирования". Рекомендуется эскизная игра в четыре руки.
        На втором году обучения рекомендуется включать в репертуар пьесы с элементами полифонии.
       С целью накопление репертуара надо чаще повторять с учеником выученные произведения, в первую очередь особенно любимые им и успешно исполненные публично, а также возвращаться к пройденным песенкам и пьесам для того , чтобы поставить новые звуковые задачи.

                                    Контроль и учёт успеваемости
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях:
  1. Контрольных уроках;
  2. Концертах для родителей;
  3. Академических концертах;
  4. Переводном экзамене.
     В течение учебного года педагог должен подготовить с ребенком 3-4 произведения для показа на концертных выступлениях, которые проводятся 1 раз в полугодие. При такой организации выступлений педагог получает  возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара и развития ученика.
      План работы составлен с учетом того, что, как правило, учеников подготовительного класса дома нет инструмента, а также для не форсированного продвижения учащихся.
       В подготовительном классе с учетом психологии дошкольников введена безоценочная система концертных выступлений, на которых высказываются лишь добрые пожелания в адрес учащихся, отмечаются лучшие стороны выступление, рост учащихся как музыкантов и пианистов, на недостатках выступления внимания не акцентируется.
         Все выступления  должны тщательно обсуждаться, при этом все сторонние анализируется развитие учащихся, затрагиваются такие вопросы как подбор репертуара, недостатки исполнения, пути их преодоления.
          Программы всех выступлений учащихся, а также выводы обсуждение фиксируются в книге отделения.
         Переводные экзамены проводятся в соответствии с учебными планами.

Годовые требования по классам
1-й год обучения
1. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 40-60 музыкальных произведений ( народные песни, Если песенного и танцевального характера, этюды, ансамбли)  для решения технических, художественно- исполнительских и теоретических задач.  Несколько пьес подготовить для экзаменационных и концертных выступлений.
2. Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок. Освоение нотной грамоты; простейшие упражнения в чтение нот с листа. Приобщение ученика ансамблевого музицирования( исполнение с педагогом простейших пьес в 4 руки). Выявление индивидуальных склонностей ученика.
3. Упражнения в виде последовательного освоения штрихов (nonlegato,legato,staccato) пределах позиции рук от разных звуков и с перемещением по октавам.

                                       2-й год обучения
1. Течение учебного года педагог должен проработать с учеником 30-45 музыкальных произведений, включая произведения для игры в эскизном варианте исполнения по нотам. Среди них должно быть: 1-2 произведения с элементами полифонии; 20-30  пьес( включая ансамбли); 10-12  этюдов. Несколько из них выносится на экзаменационные и концертные выступления.
2.   Чтение с листа мелодий песенного склада. Подбор по слуху и транспортирование простейших попевок и песенных мелодий. Освоение нотной грамоты. Игра педагогом в четыре руки простых ансамбль левых пьес. Сочинение мелодий(возможно на заданный текст).
3.   Работа над пальцевой техникой наразличного вида упражнениях, а также над развитием навыков свободных  плечевых движений путем игры интервалов.

Примерные перечни музыкальных произведений рекомендуемых для исполнения в течение учебного года
             на концертных и зачётных выступлениях
1-й год обучения
I полугодие
                               Контрольный урок
                                                (1-2 любые пьесы)
1.Русская народная песня "петушок" (13) (игра в ансамбле и пение со словами)
Детская песенка "Василёк" (13) (игра и пение со словами)
2.  Филиппенко А.   "Праздничная" (13)(игра и пение со словами)
Мордасов Н.  "Ласковая песенка" (1) (игра и пение со словами)
3.  Белорусская народная песня в обработке Игнатьева В.  "Люли - люли" (10) (игра в ансамбле)
Николаев Л. "маме" (1)
4.Филиппенко А.  В обработке Игнатьева В. " по грибы" (10) (игра в ансамбле)
II полугодие
                             Концерт для родителей
                                        ( 2 разнохарактерные пьесы)
  1. Русская народная песня «Ах вы, сени» (1)
Лонгшамп – Друшкевичова К. «На катке» (13)
  1. Русская народная песня «На горе-то калина»(15)
Берлин Б. «Пони Звёздочка» (13)
  1. Кикта В. «Звоны» (15)
Сароян С. «Кукле» (15)
 2-ой год обучения
I полугодие
                    Академический концерт
 (2 разнохарактерные пьесы)
  1. Любарский Н. «Курочка» (11)
Шух М. «Я смотрю на облака»(12)
  1. Русская народная песня» Со вьюном я ухожу»(10)
Филиппенко А. «Собирай урожай»(13)
  1. Украинская народная песня «Ой ты, дивчина зарученная»(13)
Филипп И. «Колыбельная»(11)
II полугодие
                                        Переводной экзамен
                   (Произведения с элементами полифонии и пьесы)
  1. Русская народная песня «Вдоль да по речке»(10)
Сигмейстер Э. «Дождя больше не будет» (14)
  1. Арман Ж. Пьеса (12)
Галынин Г. «Зайчик»(20)
  1. Моцарт В. – А. Менуэт F-dur (10)
Гарсиа Я. «Прогулка» (10)
                            
 Примерные репертуарные списки.
1-й год обучения


Пьесы
1.Королькова И. «Андрей-воробей»
2.Королькова И. «Кошкин дом»
3.Королькова И. «Солнышко»
4.Королькова И. «Весёлые нотки»
5.Королькова И. «Сорока-ворона»
6.Королькова И. «Ходит зайка»
7.Королькова И. «Колыбельная»
8Королькова И. «Про Ваню»
9.Королькова И. «Динь-дон»
10.Королькова И. «Зайчик»
11.Королькова И. «Умница»
12.Королькова И. «Серый волк»
13.Королькова И. «Сова»
14.Королькова И. «Снеговик»
15.Королькова И. «Фасоль»
16.Королькова И. «Загадка»
17.Королькова И. «Дождик»
18.Королькова И. «Лягушка»
19.Королькова И. «Чудеса»
20.Абелев Ю. «Протяжная песня»
21.Барсукова С. «Песенка для папы» (1), «Часы» (1)
22.Барсукова С. «Перезвон» (1), «Колокольчики» (1)
23.Болгарская песенка «Лягушка» (5)
24.Бирнова Л. «Хоровод»
25.Геталова О. , Визная И. «Белка» (2), «Ладушки»(3)
26.Геталова О. , Визная И. « Скок скок» (5), «Два кота» (5)
27.Вильямс Э. « Вечер»( 21)
28.Вильямс Э. « Бабочка»( 21)
29.Детская песенка «Ручеек»(8)
30.Детская песенка «Белка» (8)
31.Детская песенка «Бъют часы» (8)
32.Детская песенка "пароходик" (8)
33.Детская песенка «Самолёт»( 8)
34.Детская песенка «Ходит зайка по саду» (13)
35.Детская песенка «Наконец настали стужи» (13)
36.Детская попевка «Божья коровка»(10)
37.Детская попевка «Улитка — улитка»(10)
38.Детская попевка«Дразнилка»(10)
39.Игнатьев В. «Козонька рогатая»(10)
40.Игнатьев В. «Индюк»(10)
41.Игнатьев В. «Труба»(10)
42.Игнатьев В. «Саночки»(10)
43.Иорданский М. «Голубые санки»(20)
44.Канатская мелодия «Тихая ночь»(21)
45.Канатская мелодия «На реке»(21)
46.Канатская мелодия «Жеребёнок»(21)
47.Канатская мелодия «Мечта»(21)
48.Канатская мелодия «Дождь»(21)
49.Карасева В. «Зима»(13)
50.Карасева В. «Цветики»(10)
51.Карасева В. «Жук»(10)
52.Кикта В. «Звоны»(15)
53.Книппер Л. «Раз морозною зимой»(20)
54.Корнеа - Ионеску А. «Фанфары»(3)
55.Красев М. «Елочка»(13)
56.Красев М. «Топ — топ» (13)
57.Красев М. «На льду»(20)
58.Красев М. «Журавель» ( 20)
59.Красев М. «Баю-баю»( 15)
60.Лонгшамп-Друшкевичова К. «Полька»(13)
61.Лонгшамп-Друшкевичова К. «На катке» (13)
62.Лонгшамп-Друшкевичова К. «У медвежонка на именинах»(15)
63.Немецкая народная песня «Концерт лягушек»(5)
64.Немецкая народная песня « Мы с тобой»(5)
65.Николаев Л. «Маме»(1)
66.Поливода Б. «Лунные зайчики»( 21)
67.Поливода Б. « Часы»(21)
68.Поливода Б. «После дождика»(21)
69.Поливода Б. «Воздушный шарик»(21)
70.Поливода Б. «Слон»(21)
71.Польская народная песня «Висла»(20)
72.Потапенко Т. «За грибами» (13)
73.Русская народная песня  «Дуня»(1)
74.Русская народная песня  «Ах вы, сени»(1)
75.Русская народная песня  «А я по лугу»(10)
76.Русская народная песня  «Как за синею рекой»(10)
77.Русская народная песня  «Как пошли наши подружки»(13)
78.Русская народная песня  «Дождик»(13)
79.Русская народная песня  «Динь-дон»(15)
80.Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» (15)
81.Русская народная песня  «А Ерёма жил на горке» (15)
82.Русская народная песня «Яблочко»(15)
83.Сароян С. «Дудочка»(15)
84.Сароян С. «Кукле»(15)
85.Сигмейстер Э. «Скользя по дну»(20)
86.Соколова Н. «Снеговик»(18)
87.Соколова Н. «Баба-Яга» (18)
88.Соколова Н. «Кукушка»(18)
89.Старокадамский М. « Весёлые путешественники» (20)
90. Тернер Б. «Барабаны  в пустыне» (2)
91. Тернер Б. «В город едет цирк»(2)
93. Тернер Б. «Марш» (2)
94. Украинская народная песня
95. Украинская народная песня
96. Украинская народная песня
97. Украинская народная песня
98. Филиппенко А. «Цыплята» (13)
99.Шаум Д. «Эскалатор» (1)
100.Шаум Д. «Закат солнца» (21)


 Этюды и упражнения
  1. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Автор – сост. Барсукова С.А. – Из – во “Феникс”, Ростов н/Д., 2002. – по выбору
  2. Ляховицкая С.С. Фортепианная школа для начинающих. – Из – во “Композитор”, С. – П., 1997 – по выбору
  3. Сборник этюдов для фортепиано на разные виды техники. 1 класс. – Из – во “Муз. Украина”, Киев, 1979. – по выбору
  4. Сборник этюдов для фортепиано. Сост. Барсукова С.А. – Из – во “Феникс”, Ростов н/Д., 2002. – по выбору

                                      Ансамбли
  1. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Автор – сост. Барсукова С.А. – Из – во “Феникс”, Ростов н/Д., 2002. – по выбору
  2. Барсукова С.А. “Пора играть, малыш!” – Из – во “Феникс”, Ростов н\Д., 2004. – по выбору
  3. Герман Т.Л. “Первые нотки” – Из – во “Феникс”, Ростов н/Д., 2001. – по выбору
  4. Игнатьев В.Г., Игнатьев Л.В. “Я музыкантом стать хочу” 1,2 части. – Из – во “Советский композитор”, Ленинград, 1986. – по выбору
  5. МиличБ.Е. “Маленькому пианисту” – Из – во “Муз. Украина”, Киев, 1989 – по выбору
  6. Сборник пьес для фортепиано. 1 – 2 классы. Выпуск 3. Сост. Барсукова С.А. – Из – во “Феникс”, Ростов н/Д., 2003. – по выбору
  7. Соколова Н.С. “Ребёнок за роялем” – Из- во “Музыка”, Л., 1987. – по выбору

2 – й год обучения 

Полифонические произведения и произведения с элементами полифонии
  1. Арман Ж. “Пьеса” (12)
  2. Гайдн Й. “Менуэт С - dur” (14)
  3. Латвийская народная песня “Петушок” (11)
  4. Моцарт В. – А. “Менуэт F - dur” (10)
  5. Нефе К. “Алегретто”(14)
  6. Раутио М. “Кларнет и фагот”
  7. Русская народная песня “Вдоль да по речке” (10)
  8. Русская народная песня “Во поле берёза стояла” (10)
  9. Сигмейстер  Э. “Внизу, в долине” (10)
  10. Сигмейстер  Э. “Вниз по Миссисипи ” (14)

Пьесы
  1. Балаж А. “Игра в солдатики” (14)
  2. Балтии А. “Под дождем” (15)
  3. Баркаускас В. “Колыбельная моейчерепашечки” (14)
  4. Берлин Б. “Марширующие поросята” (14)
  5. Бер Ф. “Хорошее настроение” (21)
  6. Бриль И. “Регби” (6)
  7. Бриль И. “Блюз I” (6)
  8. Вильяме Э. “Играем в классики”(21)
  9. Вильяме Э. “Лифт на Эйфелеву башню”(21)
  10. Витлин Ю. “Моя мама”(15)
  11. Власова Л. “Метелица”(15)
  12. Гарсиа Я.  “Прогулка”(10)
  13. Гарсиа Я. “Танцующие медвежата” (10)
  14. Гарсиа Я. “Желание” (10)
  15. Галынин Г. “Зайчик”(20)
  16. Гнесина Е. “Песня”(20)
  17. Две чешские народные песни (1)
  18. Добжай Л. “Игра света и тени” (1)
  19. Жилинский А. “Утренняя зарядка” (13)
  20. Игнатьев В. “Баюкаю куклу” (10)
  21. Игнатьев В. “Упрямые кварты” (10)
  22. Игнатьев В. “Негритянская колыбельная” (10)
  23. Игнатьев В. “Гном” (10)
  24.  Испанская детская песня “В моём прекрасном замке” (14)
  25. Кошшаи М. “Песенка” (14)
  26. Кошшаи М. “Голубой платочек” (14)
  27. Кошшаи М. “Пьеса” (14)
  28. Кессельман В. “Маленький вальс” (19)
  29. Кёхлер Л. “Первая попытка” (19)
  30. Кёхлер Л. “Маленький вальс” (19)
  31. Кётшау И. “Кукушка и осёл” (14)
  32. Колодуб Ж. “Вальс” (13)
  33. Кравченко Б. “Упрямый козлик” (15)
  34. Лонгшамп -Друшкевичова К. “Маленькие негритята” (3)
  35. Лонгшамп - Друшкевичова К. “Марш дошкольников (19)
  36. Любарский Н. “Курочка” (11)
  37. Мурадян Г. “Вальс для мамы”(9)
  38. Орф К. “Пьеса” (15)
  39. Поливода Б.  “Лесные цветы” (21)
  40. Поливода Б. “Украинский танец” (21)
  41. Поливода Б.“Тяжелый чемодан” (21)
  42. Подгорная С. “Премьера” (9)
  43. Русская народная песня “Каравай” (10)
  44. Русская народная песня “Со вьюном я хожу” (10)
  45. Русская народная песня “Я на горку шла” (20)
  46. Русская народная песня “Пастушок” (20)
  47. Русская народная песня “Как под яблоньюзелёной” (20)
  48. Рыбицкий Ф. “Скакалка” (10)
  49. Селеньи И. “Песенка цветов” (14)
  50. Сигмейстер Э. “Песенка” (19)
  51. Сигмейстер Э. “Прыг-скок” (19)
  52. Сигмейстер Э. “Влезай и вылезай в окно” (19)
  53. Сигмейстер Э. “Юноша и девушка” (19)
  54. Сигмейстер Э. “Шед” (19)
  55. Сигмейстер Э. “Муха и блоха” (14)
  56. Сигмейстер Э. “Дождя больше не будет” (14)
  57. Сигмейстер Э. “Рабочая песня матросов” (14)
  58.  Слонов Ю. “Полька” (20)
  59. Соколова Н. “Часы” (19)
  60. Степаненко М. “Обидели” (13)
  61.  Тернер Б. “Кенгуру” (2)
  62. Тернер Б. “Ручей” (2)
  63. Тернер Б. “Staccato – марш” (2)
  64. Тернер Б. “Регтайм” (2)
  65.  Томпсон Д. “Космический пилот” (21)
  66. Томпсон Д. “Играет орган (21)
  67. Томпсон Д. “Лесной эльф (21)
  68.  Тюрк Д. “Песенка” (14)
  69. Украинская народная песня “Ой ты девица зарученная” (11)
  70. Украинская народная песня “Ой, лопнул обруч” (11)
  71.  Филипп И. “Колыбельная” (11)
  72. Фогель М. “Храбрый рыцарь” (19)
  73. Шаум Д. “Пирамида Хеопса” (21)
  74. Шаум Д. “Иллюзионист в цирке” (21)
  75. Шаум Д. “Пьеса” (21)
  76.  Шотландская народная песня (1)
  77. Шух М. “Я смотрю на облака” (12)
  78. Шух М. “Кучерявая овечка” (12)
  79. Шух М. “Зимняя сказка” (12)
  80. Шух М. “Колыбельная для Элли” (12)

  Ансамбли
  1. Английская народная песня“Птичка” (1)
  2. Гайдн И. Отрывок из симфонии (11)
  3. Глинка М. “Полька” (11)
  4. Иванова Т. “Детский блюз” (9)
  5. Иванова Т. “Во поле березка стояла” (аранж. )(9)
  6. Игнатьев В.Г. (10) – по выбору
  7. Калинников В. “Киска” (11)
  8. Мордасов Н. (1) – по выбору
  9. Моцарт В. – А. “А в яблочке румяном” (1)
  10. Моцарт В. – А. “Тема вариаций” (11)
  11. Немецкая народная песня “Петушок” (1)
  12. Немецкая народная песня “Грошик” (1)
  13. Немецкая народная песня “Вокруг дерева” (1)
  14. Немецкая народная песня “Кукушка” (1)
  15. Подгорная С. “Мои первые буги” (9)
  16. Русская народная песня “Как пошли наши подружки” (11)
  17. Русская народная песня “Во саду ли в огороде” (13)
  18. Соколова Н. С. (18) – по выбору
  19. Тернер Б. “Грузовой поезд” (2)
  20. Тернер Б. “Я знаю, куда иду” (2)

Этюды и упражнения
  1. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Автор – сост. Барсукова С.А. – Из – во “Феникс”, Ростов н/Д., 2002. – по выбору
  2. Гнесина Е. маленькие этюды для начинающих – М., Л., Гос. муз.из – во, 1948. 
  3. Ляховицкая С.С. Фортепианная школа для начинающих. – Из – во “Композитор”, С. – П., 1997. – по выбору
  4. Мурадян Г. Этюды (9)
  5. Сборник этюдов для фортепиано на разные виды техники . 1 класс. – Из – во “Муз. Украина”, Киев, 1979. – по выбору
  6. Сборник этюдов для фортепиано. Сост. Барсукова С.А. – Из – во “Феникс”, Ростов н/Д., 2002. – по выбору 

                  Рекомендуемые учебные пособия и сборники
  1. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Автор – сост. Барсукова С.А. – Из-во «Феникс»,Ростов н/Д.,2002
  2. Альтерман С.С. 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет. I,IIтетради. – Из-во «Композитор», С.-П.,2003
  3. Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию» - Из-во «Советский композитор»,Л.,1989
  4. Барсукова С.А. «Пора играть малыш!» - Из-во «Феникс», Ростов н/Д., 2004
  5. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – Из-во «Музыка», М.,1969
  6. Герман Т.Л.»Первые нотки» - Из-во «Феникс», Ростов н/д.,2001
  7. В музыку с радостью. Автор Геталова О.,Визная И. – Из-во «Композитор,Санкт-Петербург» 2009г.
  8. Джах для детей. Выпуск 4. Сост. Барсукова С.А – Из-во «Феникс»,Ростов н/Д.,2001
  9. Игнатьева В.Г.,Игнатьев Л.В. «Я музыкантом стать хочу» 1,2 части. – Из-во «Советский композитор», Ленинград,1986
  10. Ляховицкая С.С Фортепианная школа для начинающих. – Из-во «Композитор»,С. – П.,1997
  11. Нотная азбука для самых маленьких. Часть 1. Автор Королькова И.С. Из-во Ростов н/Д:Феникс,2006г.
  12. «Маленький Музыкант». Автор-сост. Шух М.А. – Из-во «Сталкер», М.,2003.
  13. Милич Б.Е. « Маленькому пианисту» - Из-во « Муз. Украина»,Киев,1989
  14. Сборник пьес для фортепиано. 1-2 классы. 0  Из-во «Феникс», Ростов н/д.,1998.

                               Методическая литература
  1. Артоболевская А.Д. “Первая встреча с музыкой” – Изд-во “Советский композитор”, М., 1988.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – Изд-во “Музыка”, М., 1969.
  3. Милич Б.Е. “Маленькому пианисту” – Изд-во “Муз. Украина”, Киев,1989
  4. Мухина В.С. Возрастная психология. – Изд-во “ACADEMIA”, М.,2003
  5. Назайкинский Е.В. “Звуковой мир музыки” – Изд-во “Музыка”, М.,1988.
  6. Нейгауз Т.Т. Об искусстве фортепианной игры. – Изд-во “Музыка”, М., 1982.
  7. Смирнова Т.И. Учебное пособие “Allegro”. Программа и методические рекомендации. – Изд. дом “Грааль” ,М.,2002.
  8. Солодилова О.П. “Возрастная психология в вопросах и ответах” – Изд-во “Проспект”, М., 2004.
  9. Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано – Уч.-изд., М., 1989.
  10.  Шмидт – Шкловская А.А. “О воспитании пианистических навыков”  - Изд-во “Классика XXI” ,М.,2002.
  11. Юдовина П.- Гальперина Т.Б. “За роялем без слёз” – Изд-во “Союз художников”, С.-П.,2002.

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.