Уроки слушания музыки для дошкольников по программе «Нарисуй мелодию»

Автор: Томашева Ангелина Аркадьевна 
В программе по слушанию музыки для дошкольников «Нарисуй мелодию» элементы музыкального языка представлены даются с помощью приема «Музыкальное рисование». Это рисование звучащей музыки цветными карандашами (или фломастерами), используя простые элементы – линии, цвета и формы следующем образом: 1) мелодия на рисунке - это линия: резкая, мягкая, волнистая, закрученная, нисходящая, парящая и т.д.; 2) регистры  (высота звука) на бумаге – расположения этих линий: вверху, в середине, внизу; 3) динамика (громкость звука) – очертания «далёкие» и «близкие» разного размера и цвета; 4) изменение тональности, лада (весело-грустно)– изменение колорита; 5) изменение темпа (скорости звучание), ритма – изменение форм предметов на рисунке; 6) скорость движения (темп) изображается на рисунках формами разного размера.
Дошкольники учатся слышать и характеризовать отдельные элементы музыки и сопоставлять с образом произведения через изобразительные элементы – цвета, линии и форы. Происходит абстрагирование цветов, форм и жестов от предметов и наполнение их эмоциональным (музыкальным) содержанием. Например, листок бумаги – это музыкальное пространство, регистр – верх, низ середина листка, это разный размер и освещенность; динамика – это глубина листка и изменение яркости цвета; темп – расстояние между изображениями; фактура - разреженность или плотность изображений; мелодия – пластика линий и т.д.
Программа составлена на основе научного психологического подхода к особенностям проявления и развития синестезии у детей в психо-эмоциональном состоянии (связь цвета и характера звучания), в словах и представлениях (словарный запас).
Результаты эффективности программы «Нарисуй мелодию» были представлены в виде данных, полученных по специальным методикам, использованным в ходе анализа музыкальных прописей дошкольников:
- Анализировались сдвиги психо-эмоционального состояния детей, слушающих музыку, и процентного соотношения цвета на рисунках под эту же музыку.
- Определялась устойчивость синестезии звук-цвет анализом цветовой гаммы рисунков, выполненных в течение года. В содержании задания «музыкальное рисование» и речевых упражнений использовались цвета как сочетания оттенков: голубой, синий, сине-голубой, сине-зелёный – сектор синего; оранжевый, красный, розовый – сектор красного; зелёный, сине-зелёный, изумрудный и другие близкие цвета – сектор зелёного и т.д.
- Проводилось тестирование на определение уровня музыкальности (по Д.К. Кирнарской): прослушивание шести музыкальных отрывков и разделение их на три пары с похожими по характеру отрывками (до и после 15 еженедельных экспериментальных занятий). Уровень музыкальности определяется умением слышать изменения мелодии, гармонии, фактуры и других средств выразительности. Задача испытуемого состоит в том, чтобы самостоятельно оценить интонационное содержание музыки, запомнить большое количество информации и фиксировать свои ощущения и чувства на бумаге. Если три пары найдены, то ученик получает 3 балла, это самый высокий уровень музыкальности, если две пары – 2 балла, также положительный результат, характеризующий средний уровень музыкальности, одна пара – 1 балл и удовлетворительный результат.
Использование формулы t-Стьюдента позволило выявить значимость различий средних значений разных критериев проявления синестезии.
Доказана эффективность программы «Нарисуй мелодию» для развития музыкальных способностей дошкольников: 
Музыка – это движение. Дети учатся рисовать его для того, чтобы слышать изменение ритма и темпа музыки; «видеть» движение мелодий в «музыкальном пространстве». 
1. Сдвиги психо-эмоционального состояния больше соответствуют звуковой природе произведения.
2. При рисовании меняется процентное соотношение цветов, соответствующих звуко-эмоциональной природе музыки.
3. Синестезия в результате развития закрепляется как устойчивое знание об интонационном строении музыки и формирует определённый стереотип восприятия содержания музыкального произведения.
4. В результате развития синестезия способствовала формированию основ аналитического музыкально-интонационного понимания звучания у учащихся.
Таким образом, реализация программы оказалась результативной. У всех учащихся вне зависимости от проявления активности появились новые личностные свойства: синестезийно настраиваться на звучание, адекватно реагировать на содержание музыкального произведения, регулировать своё эмоциональное состояние. А это очень важно для дальнейшего обучения в музыкальной школе.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.