Организация работы детско-родительского клуба как средство познавательно-речевого развития детей раннего возраста

Автор: Комарь С. Н. 
г. Миасс

Ранний дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно родители и педагоги.

Было решено помочь родителям повысить компетентность в вопросах познавательно-речевого развития детей в условиях ДОУ посредством организации работы детско-родительского клуба «Я и мама», который посещают родители и дети раннего возраста.

Структура каждой встречи представляет собой комплекс последовательных этапов, объединенных общей темой. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждой встречи и частой сменой видов деятельности.

Встречи в детско-родительском клубе проводятся по следующим темам: «Помогаем маме», «Я познаю себя», «Собираемся в гости», «Играем на кухне», «Поход в продуктовый магазин», «Помогаем маме», «Здравствуй, солнце золотое!», «В гости к нам пришли игрушки», «В водном царстве».Рассмотрим каждый этап встреч более подробно.

1. Ритуал приветствия. 
Все участники встречи располагаются в кругу, и воспитатель начинает приветствие, которое передается от одного к другому или выполняется всеми одновременно (приветствие разучивается при первой встрече и используется в неизменном виде на протяжении всех встреч).
2. Познавательный этап.
Основное ребенок познаёт дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за членами семьи.  Поэтому важно показать родителям, что они могут многое сделать для познавательно-речевого развития детей, используя естественные ситуации. На каждой встрече педагог показывает, как естественно, интересно и доступно организовать  познавательную деятельность с детьми здесь и сейчас, во время домашних хлопот и сделать сам процесс познания практико-ориентированным.
Речевая игра  «Пропавший малыш», «Вкусные» словесные игры, дидактическая игра «Разложи конфеты», сообщение ярких новых фактов «Почему божья коровка так называется?»
3. Творческий этап.
Творческий этап включают в себя различные продуктивные виды деятельности. Детям даётся возможность познакомиться с разными материалами, так как многие из них впервые видят восковые мелки, пальчиковые краски, пластилин.
Поделка «Продукты в сумке», лепка из пластилина игрушек (прием размазывания), рисование солнца ладошками, поделки с манной крупой  «Барашек»,игра «Соберем подарок».
4. Исследовательский (опытно-экспериментальный) этап.
Опыты и эксперименты дают ребенку возможность опробовать разные способы действий, снимая при этом страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
Роль взрослого в этом процессе не только в том, чтобы показать способ действия  или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность.
Опыт «Подбери упаковку к подарку», игры-эксперименты  с крупой,опыт «Узнай по вкусу», игра «Разбери мусор», занимательное рисование, эксперимент  с  предметами  в  воде.
5. Сказочный этап.

Сказка появляется в жизни ребенка с самого рождения. Учитывая роль сказок в жизни ребенка, в работе  используются сказки, соответствующие возрасту детей, особенностям развития в данный возрастной период. Сказка должна быть короткой, ритмичной, в ней не должно быть много героев, каждое действие, демонстрируемое во время показа, должно оговариваться.

Нужно отметить, что просмотр сказки, длящийся не более 5 – 7 минут, постепенно воспитывает в детях такие качества, как внимательность и усидчивость, чуткость, а для родителей это материал для игр и театрализации в семейном кругу.

Сказка «Пальцы», «Зайка и солнышко», «Меня нет дома», «Сладкая каша», «Приключения Мишки Ушастика»,«Как Маша стала большой».

6. Ритуал прощания.
Ритуал прощания разучивается на первой встрече и далее повторяется в неизменном виде. Прощание целесообразно организовывать в краткой, простой стихотворной форме.

Встречи в родительской группе не теряют своей привлекательности для родителей в течение всего учебного года по нескольким причинам:
- актуальность тем, поднимаемых на встречах;
- насыщенность встреч практической информацией;
- возможность решать проблемы и трудности на практике.

Таким образом, работа в клубе является наиболее эффективной формой работы с семьями, имеющими детей раннего возраста, так как позволяет прожить реальный опыт взаимодействия родителей с детьми и другими членами группы; осознать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком;проявить себя как индивидуальность и как некую общность («мы – семья»), а также получить новый опыт.


Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.