Моделирование как педагогическое взаимодействие участников педагогического процесса

Автор: Попова Ирина Геннадьевна

Цель деятельности взрослых в условиях ДОУ – построение такого взаимодействия с ребёнком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытии его неповторимой индивидуальности.  Как отмечают исследователи именно моделирование является таким  педагогическим взаимодействием, при котором дети открывают причины, зависимости, связи и изменения в природе. 

В то же время, моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  А.Коменского. Моделирование наглядно - действенное, основано на практических действиях  и в его основе лежит принцип замещения реальных предметов в деятельности детей другими предметами, изображениями и знаками. Этот метод является действием, направленом  к созданию и оперированию моделями. 
 
В педагогической практике метод моделирования был разработан и применялся  ещё в 70-е годы XX века. Поиски резервов познавательных способностей привели к выявлению тех средств, которые помогли бы ребёнку обнаружить существенные стороны в отношениях предметов и явлений и сделать их содержанием своей познавательной деятельности. Истоки появления метода моделирования связаны с работами Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко. Их выводы позволили утверждать, что в дошкольном детстве у детей формируется общая познавательная способность - способность к опосредованному познанию. Одним из видов её является способность к наглядному моделированию.

Универсальный характер моделирования определяется его спецификой, которая позволяет ребенку усваивать обобщенные знания о связи и закономерностях между явлениями в действительности. 

    Технологию моделирования широко используем при решении задач основной образовательной программы.  
Подробное  знакомство с моделями, знаками, символами   происходит в старшей группе детского сада.  Первоначальные представления дети получают в начале года на  занятиях с использованием пособия «Познаю мир»,  закрепление и уточнение знаний и умений происходит в совместной и самостоятельной деятельности на протяжении всего учебного года.

    Предлагаем описание  использования технологии   моделирования при освоении темы  « О чём рассказывают знаки на улицах».
Были определены следующие задачи:
•    Помочь детям сформулировать правила поведения на улице.
•    Ввести понятия «разрешающий», «запрещающий», « предупреждающий» знаки.
•    Учить находить дорожные знаки по характерным признакам и формулировать их назначение.
•    Развивать умения самостоятельно разрабатывать модели, которые указывают правила поведения.
•    Развивать любознательность, познавательный интерес.

Для решения поставленных задач разработали этапы деятельности и отобрали   содержание:
•    Знакомство с улицей и её особенностями (обращаем внимание на проезжую часть, тротуар, пешеходов, виды транспортных средств, правила поведения во время перехода проезжей части дороги).
•    Продуктивная деятельность совместно с родителями  - рисование  - «Дорожный знак, который я увидел по дороге домой из детского сада».
•    Экскурсия – наблюдение по городу  «Знаки вокруг нас» (обращаем внимание не только на дорожные знаки, но и на знаки на машинах, на входных дверях магазинов, организаций, жилых домов, школах, садиках ит.д.).
•    Беседа на основе наблюдений с использованием пособия «Познаю мир»  - понятия «Разрешающий», «Запрещающий», «Предупреждающий» знаки.
•    Классификация знаков.
•    Закрепление представлений о правилах поведения на дороге, улице, о транспорте разного вида – чтение художественной литературы, чтение энциклопедий, просмотр мультфильмов, игровая деятельность.
•    Продуктивная деятельность – аппликация и оформление альбома «Знаки вокруг нас». 

В результате, дети самостоятельно смогли придумать модели:  правила поведения в детском саду и на территории,  символы развивающих центров.

Использование технологии моделирования  позволяет активно вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс, совместно решать психолого-педагогические задачи основной образовательной программы. Вместе с детьми родители участвуют в конкурсах «Что можно, что нельзя», проектной деятельности «Этот знак — не просто так!», выполняют творческие задания. 

    Таким образом, моделирование как педагогическое взаимодействие,  помогает в построении единого образовательного пространства, развитии ребенка.  Моделирование, как  метод,  способствует  получению обобщенной картины представлений о мире в сознании ребенка.  Моделирование, как  деятельность, позволяет ребенку быть открывателем и творцом. В нем спрятано научность, искусство, мастерство, как и во всем, связанном с обучением и воспитанием детей в дошкольном возрасте. 

Библиографический список:
1.Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет: методическое пособие для воспитателей  /Т.И.Гризик, Г.В.Глушкова. - М.:Пр, 2015. - 96 с.
2.Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /С.Г.Якобсон,Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова и др.; научный руководитель Е.В.Соловьева/.- 2-е изд., перераб.- М.: Пр., 2016. - 232 с.



Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.