Моделирование как педагогическое взаимодействие участников педагогического процесса
Автор: Попова Ирина Геннадьевна
Цель деятельности взрослых в условиях ДОУ – построение такого взаимодействия с ребёнком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытии его неповторимой индивидуальности. Как отмечают исследователи именно моделирование является таким педагогическим взаимодействием, при котором дети открывают причины, зависимости, связи и изменения в природе.
В то же время, моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории А.Коменского. Моделирование наглядно - действенное, основано на практических действиях и в его основе лежит принцип замещения реальных предметов в деятельности детей другими предметами, изображениями и знаками. Этот метод является действием, направленом к созданию и оперированию моделями.
В педагогической практике метод моделирования был разработан и применялся ещё в 70-е годы XX века. Поиски резервов познавательных способностей привели к выявлению тех средств, которые помогли бы ребёнку обнаружить существенные стороны в отношениях предметов и явлений и сделать их содержанием своей познавательной деятельности. Истоки появления метода моделирования связаны с работами Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко. Их выводы позволили утверждать, что в дошкольном детстве у детей формируется общая познавательная способность - способность к опосредованному познанию. Одним из видов её является способность к наглядному моделированию.
Универсальный характер моделирования определяется его спецификой, которая позволяет ребенку усваивать обобщенные знания о связи и закономерностях между явлениями в действительности.
Технологию моделирования широко используем при решении задач основной образовательной программы.
Подробное знакомство с моделями, знаками, символами происходит в старшей группе детского сада. Первоначальные представления дети получают в начале года на занятиях с использованием пособия «Познаю мир», закрепление и уточнение знаний и умений происходит в совместной и самостоятельной деятельности на протяжении всего учебного года.
Предлагаем описание использования технологии моделирования при освоении темы « О чём рассказывают знаки на улицах».
Были определены следующие задачи:
• Помочь детям сформулировать правила поведения на улице.
• Ввести понятия «разрешающий», «запрещающий», « предупреждающий» знаки.
• Учить находить дорожные знаки по характерным признакам и формулировать их назначение.
• Развивать умения самостоятельно разрабатывать модели, которые указывают правила поведения.
• Развивать любознательность, познавательный интерес.
Для решения поставленных задач разработали этапы деятельности и отобрали содержание:
• Знакомство с улицей и её особенностями (обращаем внимание на проезжую часть, тротуар, пешеходов, виды транспортных средств, правила поведения во время перехода проезжей части дороги).
• Продуктивная деятельность совместно с родителями - рисование - «Дорожный знак, который я увидел по дороге домой из детского сада».
• Экскурсия – наблюдение по городу «Знаки вокруг нас» (обращаем внимание не только на дорожные знаки, но и на знаки на машинах, на входных дверях магазинов, организаций, жилых домов, школах, садиках ит.д.).
• Беседа на основе наблюдений с использованием пособия «Познаю мир» - понятия «Разрешающий», «Запрещающий», «Предупреждающий» знаки.
• Классификация знаков.
• Закрепление представлений о правилах поведения на дороге, улице, о транспорте разного вида – чтение художественной литературы, чтение энциклопедий, просмотр мультфильмов, игровая деятельность.
• Продуктивная деятельность – аппликация и оформление альбома «Знаки вокруг нас».
В результате, дети самостоятельно смогли придумать модели: правила поведения в детском саду и на территории, символы развивающих центров.
Использование технологии моделирования позволяет активно вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс, совместно решать психолого-педагогические задачи основной образовательной программы. Вместе с детьми родители участвуют в конкурсах «Что можно, что нельзя», проектной деятельности «Этот знак — не просто так!», выполняют творческие задания.
Таким образом, моделирование как педагогическое взаимодействие, помогает в построении единого образовательного пространства, развитии ребенка. Моделирование, как метод, способствует получению обобщенной картины представлений о мире в сознании ребенка. Моделирование, как деятельность, позволяет ребенку быть открывателем и творцом. В нем спрятано научность, искусство, мастерство, как и во всем, связанном с обучением и воспитанием детей в дошкольном возрасте.
Библиографический список:
1.Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет: методическое пособие для воспитателей /Т.И.Гризик, Г.В.Глушкова. - М.:Пр, 2015. - 96 с.
2.Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /С.Г.Якобсон,Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова и др.; научный руководитель Е.В.Соловьева/.- 2-е изд., перераб.- М.: Пр., 2016. - 232 с.
Поделиться с друзьями:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.