Экономика в детском саду

Автор: Александрина Елена Алексеевна

В России опять революция! На этот раз экономическая, которая принесла много нового и непонятного. Заговорили о рыночной экономики, о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о рекламе ее пользе. Переход к новой рыночной экономике наглядно показал низкий уровень экономической грамотности всех слоев населения. Появились новые профессии, происходит компьютеризация профессиональной деятельности трудящихся. И чтобы разбираться во всех этих новшествах, нужны специалисты нового поколения, имеющие багаж современных экономических знаний. Поэтому была разработана единая концепция, экономического образования детей и подростков начиная с дошкольного возраста.
Дошкольники очень часто встречаются с экономикой, сами того не зная. Маленькому ребенку очень хорошо знакомы понятия «деньги», «цена», «продать», «дорого», «дёшево». Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает опыт ориентировки в экономических отношениях посредствам, которых развивается его экономическое мышление. 
Главными целями экономического воспитания дошкольников А.Д.Шатова считает следующее. Чтобы научиться:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
-  признавать авторитетным качества человека-хозяина, утратившие сегодня свою этическую и экономическую значимость; бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе стем щедрость, благородство, честность, отзывчивость, жалость (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки т.д.)
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности. [1]
Анализируя задачи,поставленные автором программы можно сказать, что экономическое воспитание дошкольников может успешно внедрять в образовательную программу дошкольного учреждения по средствам интеграции во все образовательные области. Конечно, достигнуть результата в этом востребованном и новом направлении педагогики нельзя без активного участия, понимания и личного примера родителей. К сожалению, окружающая экономическая действительность не всегда является примером для развития экономического мышления и воспитания этических качеств детей. Поэтому и у взрослых тоже появляется возможность взглянуть по-новому на обычные, казалось бы, знакомые действия поход в магазин, обсуждения семейного бюджета с участием ребенка, приобщения к труду и семейному делу детей и многому другому. В процессе совместной работы становиться очевидной нерушимая связь трудового, этического и экономического воспитания.
Движущей силой экономики является труд. В мое советское время к труду приучали с малых лет. И,по-моему, это правильно. На вопрос: «Кем ты хочешь быть?» Называли профессии людей результатом труда, которых был продукт. Нужный, полезный предмет, вещь, изделие и т.д. «Вещныймир», который окружает нас с раннего детства. Это рукотворный мир. За каждой его деталью стоит человек или коллектив, создающий ее и владеющей профессиональными качествами, и умениями. Наша задача познакомить детей с новыми профессиями и раскрыть суть знакомых с детства с учетом новых экономических требований. В процессе ребенок понимает, что человек отдает труду много времени, сил, т.е. является основной деятельностью человека. «Человек это звучит гордо!»- так сказал классик. Вот и нам необходимо вызвать чувство гордости и уважения у ребенка за людей, которые хорошо и честно трудятся, любят свою работу и дорожат ею. Именно таким трудолюбивыми людьми были созданы вещи неподвластные времени. Чем разнообразней и качественней рукотворный мир, тем лучше и интересней в ней жить и взрослым, и детям.
Дети ежедневно наблюдают за профессиональною деятельностью взрослых в детском саду и в повседневная жизнь. Очень важно обратить внимание на результат труда и последствия неисполнения своих профессиональных обязанностей взрослыми. Тем самым вызвать чувства благодарности и желания самим участвовать, помогать, преумножать продукт человеческого труда.
Даже ребенок ясельного возраста знает, что мама и папа идут на работу и им за это платят деньги. Ребенок понимает, что деньги определяют достаток и благополучие семьи. В большинстве своем дети знают, как выглядят современные купюры, о том, что деньги бывают разного достоинства и что у каждой страны свои деньги. Но просто так деньги никому не дают. Исключение родители, которые балуют детей карманными денежками на маленькие радости. Очень хочется, чтобы это было чаще, ведь вокруг много соблазнов. И мы наблюдаем истерики в магазинах детских игрушек, кафе. Тут прослеживается эстетический аспект экономического воспитания. Ребенку нужно объяснить, что выпрашивать, клянчить, красть деньги на все что хочется нельзя, потому что за необдуманными поступками следует наказание не только ребенка, но взрослого. Чтобы избежать, истерик, проблемных ситуаций и желания нарушить закон, детей знакомят с таким понятием, как семейный бюджет. В этом вопросе родители могут и должны проявить все свои педагогические способности. Рассказать из чего складывается семейный бюджет их семьи, что есть «обязательные выплаты», расходы на питание, а оставшиеся деньги можно считать свободными. Вот тут взрослым представляется прекрасная возможность вспомнить о благотворительности, меценатстве, помощи ближнему. Ребенка необходимо подвести к пониманию того, что купить сразу все нельзя, поэтому каждая семь планирует расходы исходя из бюджета. Будет полезно если, имея небольшой групповой бюджет, ребята сделают общую покупку. Предварительно обсудив необходимость ее приобретения, стоимость. Тут стоит вспомнить народную мудрость, заложенную в пословицах, поговорках, сказках.
Каждый день мы получаем огромное количество разноплановой информации. Видим яркие рекламные щиты, баннеры, слышим рекламные ролики, которые наши дети знают наизусть. Придя в магазин, мы невольно обращаем внимание на рекламируемый товар. В этом направлении дети могут проявить свое творчество. Создать свою рекламу, побыть в роли рекламного агента, придумать звучный запоминающийся слогам. Все это замечательно. Но существует другая сторона рекламы. Давайте обсудим с детьми следующие вопросы. «Можно ли покупать все то, что рекламируют?», «Полезно ли все то, что рекламируют?», «Хватит ли у тебя средств на то, что рекламируют?», «Необходима ли тебе вещь, которую рекламируют?». Это поможет воспитать в ребенке разумные потребности и познакомить его с таким понятием, как качество. И еще раз вспомнить об экономической культуре взаимоотношений. 
Это всего лишь некоторые аспекты современного экономического воспитания дошкольников. Чтобы они прочно вошли в жизнь наших детей и стали понятны, нужно дать возможность проиграть и прочувствовать все моменты в игре. Ведь игра это ведущий вид деятельности ребенка. Задача педагога придумать и прожить с детьми разнообразные ситуации, имеющие место в реальной жизни. 
Можно ли говорить о дошкольнике 5-6 лет, что он экономически грамотен?Я думаю, что можно, если ребенок умеют играть, но не ломать, не тратить зря воду, свет, знает цену хлебу, заботится об уюте, порядке, чистоте в детском саду и дома. Стремится сохранить и приумножить продукт человеческого труда. Имеет понятие о признаках недостойного поведения (жадность, порча вещей, леность, отсутствие желание трудиться, помогать нуждающимся в помощи). Ценит окружающий рукотворный мир и его отдельные предметы, так как в него вложен человеческий труд, который достоин уважения и восхищения.

Литература
  1. Шатова А.Д. Дошкольник и экономика / А.Д. Шатова. – Москва: Изд-во ООО «Пиар-Пресс», 2010. – 87с.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.