Знакомство дошкольников с натюрмортом на примере творчества А.М.Герасимова, конспект образовательной деятельности

Автор: Бетина Светлана Валерьевна 
Знакомство с натюрмортом.
Цель занятия: Познакомить детей с жанром   изобразительного искусства – натюрморт.
Задачи:
  • дать детям представление о натюрморте, вызвать ассоциации с их собственным опытом, дать представление о признаках построения композиций для будущих картин;
  • развивать у детей зрительное и осязательное восприятие, образное видение и воображение ребят, развивать ассоциативное мышление и эмоциональную отзывчивость;
  • вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться, замечать нюансы, а так же вызывать у детей эстетическое отношение к художественным картинам.
Проведение занятия
 Ребята сегодня мы отправимся в одно, очень замечательное место, попробуйте догадаться куда.
Это место так чудесно,
Здесь все очень интересно,
В ряд картины здесь стоят,
Посмотреть на них велят.
Как же место то зовется?
Есть ответ у нас один,
Это (картинная галерея)
Правильно, это картинная галерея.
Кто автор  картин в нашей галерее?
-Александр Михайлович Герасимов.
С каким жанром мы познакомились на прошлой экскурсии?
-Пейзажем.
Что изображается на пейзажах?
-Природа, деревня, город, море.
А сегодня мы познакомимся с новым жанром, который имеет очень красивое название «Натюрморт» 
Слово натюрморт французское, оно означает «Неживая природа»
Натюрморт – такая картина, для которой художник сам собирает и расставляет вещи так, как ему нужно. Например, картина, на которой мы видим цветы, растущие в поле, не будет называться натюрмортом, а изображение цветов в вазе – настоящий натюрморт.
Посмотрите, у меня на столе лежат различные предметы.
Чайник, чашка с блюдцем,  муляжи фруктов, ваза для фруктов, ваза для цветов, букет цветов, яркая лента, кувшин с водой, кухонная посуда.
Давайте попробуем создать натюрморт.
Я сейчас поставлю чайник, рядом с ни поставим чашку с блюдцем, а на блюдце положим лимон. У нас получился натюрморт, который показывает, что скоро кто-то будет пить чай. 
Какой предмет здесь самый главный?Это может быть самый большой или самый яркий предмет и находиться в центре картины, т.е. на переднем плане.
Как мы назовем такой натюрморт?
-Чайный.
А теперь Настя попробует составить натюрморт, используя букет цветов.
Настя, что ты еще хочешь взять к букету цветов?
- Вазу.  В нее можно поставить букет.
А чем можно украсить  нашу картину?
-яркой лентой.
Какой предмет здесь самый главный?
Как можно назвать  такой натюрморт?
Цветочный.
А теперь Ваня, используя наши предметы, составит кухонный натюрморт. Подумай какие предметы можно увидеть на кухонном столе?
- Кухонная посуда, полотенце.
Какой предмет ты положишь в центре картины, почему?
А чем мы можем украсить наш натюрморт?
-Фруктами.
Ну вот, мы и узнали, что такое натюрморт, и как его составлять.
А теперь посмотрите внимательно на наши картины, есть среди них натюрморт?
Дети подходят к картине «Цветы придорожные»

Почему вы считаете эту картину Натюрмортом.
-потому что на ней изображены различные неживые предметы.
Я предлагаю вам «проникнуть» в неё. Давайте подойдём по ближе 
и представим, что мы оказались прямо внутри картины.
 Что бы вы хотели здесь сделать?
(ответ детей).
Я бы в первую очередь подошла к букету и вдохнула аромат этих цветов, правда они красивые и яркие? А вы что бы сделали? А почему?
А как вы думаете, почему Александр Михайлович изобразил подкову?
- Подкова приносит счастье, и эта картина создает счастливое настроение.
 А сейчас я предлагаю подойти к картине, с которой вы уже знакомы. Эта картина «Окно с цветами»
Мы уже знакомы с ней и выяснили, что эта картина-пейзаж. А теперь, посмотрите на нее внимательно. Ваза, букет с цветами ??? Как   можно назвать жанр этой картины???

Да, это картина необычна. Если смотреть на передний фон – это натюрморт, а если смотрим в окно, там видим пейзаж. Есть ли еще подобная картина в нашей галереи?
-ну конечно же, это «Теплый дождь».
А теперь я предлагаю каждому из вас создать свой натюрморт. Подумайте какие предметы вы возьмете для своей картины?
Какой предмет будет у вас самым главным? Как вы его назовете?
Дети создают свои натюрморты на бумаге, отвечая на вопросы педагога?
С каким жанром живописи мы сегодня познакомились
Что изображается на натюрморте?
-А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный круг» 
Выкладываю на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта и портрета. Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает смешарик. Дополнительные смешарики могут получить дети, которые смогут назвать ее название. Дети по очереди вращают стрелку.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.