Конспект занятия по социально- коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста "Знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка"

Автор: Кувшинова Екатерина Борисовна 

Задачи:
Продолжать знакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка с помощью знакомых сказок, сюжет которых отражает определенные социальные явления. С помощью иллюстративного материала формировать представления о некоторых положениях
Конвенции, а именно:
- представление о родственных связях;
-об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
-о том, что отдых необходим для сохранения здоровья ( ввести в активный словарь детей понятия «активный отдых» ( путешествия,  подвижные игры), «пассивный отдых», « предпочтения»);
-о том, что непосильный, тяжелый труд может нанести вред здоровью, ввести в активный словарь детей понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд»
-о значимости образования в жизни каждого человека;
Учить детей сопереживать, замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к детям - инвалидам. Воспитывать уважение к своим правам.

Предварительная работа:
Чтение произведений В. Катаева «Цветик-Семицветик», А. Одоевского «Мороз - Иванович», Б. Гримм «Бабушка-Вьюга», Ш. Перро «Золушка»,  А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», русских народных сказок «Хаврошечка», «Морозко»,  туркменской народной сказки «Падчерица». Заучивание пословиц и поговорок о труде, учебе, грамоте, отрывка из произведения К. Чуковского «Мойдодыр».   Изобразительная деятельность: рисование на тему «Моя семья».

Материалы:
Альбом «Мы тоже имеем права!», плакаты «Лабиринт справедливости», «Карта помощи и защиты», «Кто и как заботится о твоем здоровье?», цветик –семицветик из бумаги, мяч, аудиозапись «Голоса леса»
Ход:
Детям приходит телеграмма о том, что их родители отправились на Международную конференцию по обмену опытом в воспитании детей, и дети остались теперь одни.
-Ура! Свобода! Наконец-то мы остались одни и можем делать все, что хотим!
-Нет, ребята, так вы можете попасть в беду (дети называют возможные ситуации)
- Ребята, а кто может прийти к вам на помощь, когда нет ваших родителей? Сейчас мы составим карту помощи и защиты (дети наклеивают картинки)

Воспитатель обращает внимание детей на то, как много взрослых  людей приходят на помощь и защищают их. Существует Международная   Организация Объединенных Наций (ООН), принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Одним из таких законов является Конвенция о правах ребенка, и первый закон в ней- Право ребенка на защиту в семье и со стороны взрослых

-Ребята, а вы знаете, какие права есть не только у взрослых людей. Но и у вас, детей? Давайте прогуляемся по страницам своих любимых книжек и с помощью сказочных героев попробуем разобраться в ваших правах.
Дети имеют право на медицинский уход. Интересно, какой сказочный герой поможет нам?
(Входит Айболит)
-Здравствуйте, дети! А знаете ли вы, откуда берутся болезни? (Дети отвечают на вопросы с помощью картинок)
- Что будет, если не лечить болезни?
- Кто и как заботится о вашем здоровье? (Айболит предлагает заполнить устную анкету)
-Да, ребята, вы вправе требовать, чтобы я вас лечил, но что же обязаны делать вы, чтобы сохранять свое здоровье? (Дети читают стихи)
Надо, надо умываться 
По утрам и вечерам, 
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое, 
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде- 
Вечная слава воде!
Воспитатель. Дети, у вас должна быть хорошая, чистая вода и вкусная еда. (Звучит аудиозапись «Голоса леса») А мы с вами попали в лес. Только мне кажется, что здесь кто-то плачет (Под кустом дети видят двух лесных человечков)
- Кто вы? Где живете?
-Мы внуки хозяина леса, Лешего, а зовут нас Дубовичок и Муравка.
- А почему вы такие бледные и худые?
-Дедушка Леший очень строгий. Он наказывает нас за любые проказы, морит голодом, питаемся мы одними сухими листьями да корешками, запиваем водой из болота. А почему вы такие веселые и красивые?
Дети.
-Дома и в саду взрослые готовят для нас вкусную и полезную еду.
А пьете вы из лужи?
-Нет, мы пьем чистую воду, чай, сок, кисель, компот.
-Вот счастливые!
Воспитатель.
«Каждый ребенок имеет право  на полноценное питание и чистую воду». А Лешему нужно обязательно рассказать о правах его внуков, пригласить в наш детский сад, где взрослые расскажут ему о том, как нужно заботиться о детях. Мы обязательно приготовим угощение для Лесных человечков и оставим пожить у нас. 
Наше путешествие продолжается. К нам пришло письмо от сказочных героев Падчерицы, Хаврошечки и Золушки. Они просят помощи. Как вы думаете, какой была жизнь у этих героев? Как они трудились?
(Ответы детей)
-Ребята, народ всегда слагал сказки и пословицы. А какие пословицы о труде вы знаете? 
-Терпение и труд все перетрут.
-В дружной работе все равны.
- Без труда не выловишь и рыбки из труда.
-Была бы охота - заладится всякая работа.
-Двое пашут, а семеро руками машут.
-Ленивые руки чужие труды любят.
Воспитатель.
-Ребята, как вы думаете, чьи права были нарушены в сказках? Как можно разрешить эту ситуацию? (Воспитатель подводит детей к разрешению проблемы: надо распределить обязанности между членами всей семьи посильно)
«Каждый ребенок имеет право на защиту от непосильного труда»
-Наше путешествие продолжается. Я слышу чью-то грустную песенку.
(Появляется Золушка)
-Ребята, посмотрите, какая уставшая Золушка! Что мы можем ей посоветовать? (Дети советуют Золушке отдохнуть)
-Я не знаю, что такое отдых…
-Ребята, давайте расскажем Золушке, что такое отдых. Подумайте, каким он может быть. Как вы любите отдыхать?
-Ребята, очень полезен для здоровья активный отдых- это игры, развлечения, туризм, занятия спортом.
Золушка. Ах, как интересно! Я совсем не знаю, что такое отдых…
Воспитатель. Ребята, давайте вместе с Золушкой поиграем в игру «Земля, небо, воздух» и подумаем, на каком виде транспорта можно путешествовать. (Дети называют виды транспорта)
Воспитатель. Милая Золушка! Ты так же, как и все дети, имеешь право на отдых. Это записано в Конвенции о правах ребенка. И мы обязательно напишем письмо об этом в твое королевство. (Звучит волшебная музыка). Дети находят послание от Волшебницы из сказки «Цветик-семицветик». В нем семь волшебных лепестков от другого цветика-семицветика, который Волшебница дарит детям для того, чтобы они смогли помочь детям-инвалидам всего мира. (Это дети, которые из-за тяжелых болезней не могут двигаться, стоять, ходить, прыгать и бегать, плохо видят и слышат, и т.д.)
Воспитатель. Ребята, давайте подумаем и напишем на лепестках, чем можно помочь детям-инвалидам. Теперь вы знаете о том, что «Дети-инвалиды  имеют право на особую заботу и обучение» 
(Дети заполняют волшебные лепестки и собирают Цветик - семицветик)
Первый лепесток. Читать и рассказывать им сказки, рассматривать вместе с ними картинки.
Второй лепесток. Делиться с ними игрушками.
Третий лепесток. Относиться с уважением к ним. Не смеяться, не убегать от них, не дразнить.
Четвертый лепесток. Помогать передвигаться (в коляске или переходить через дорогу).
Пятый лепесток. Помогать одеваться.
Шестой лепесток. Рассказывать им смешные истории.
Седьмой лепесток. Делать им подарки.
(Звучит волшебная музыка)
Воспитатель. Ребята, это снова Волшебница. За ваше добро она говорит вам «спасибо» от имени всех детей - инвалидов.
А нас заждался Буратино. Он приготовил для нас  загадки. 
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Черный Ивашка, 
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет (Карандаш)
Белый зайчик прыгает по черному полю (Мел и доска)
Стальной конек по белому полю скачет и за собой черные следы оставляет (Ручка)
-Ребята, вы заметили, что все эти загадки об учебе, о грамоте. А вы знаете пословицы и поговорки об учебе?
-Азбука - к мудрости ступенька.
Сперва Аз да Буки, а там и науки.
-Ученье - свет, а неученье - тьма.
-Красна птица перьем, а человек - ученьем.
-Грамоте учиться - вперед пригодится.
Воспитатель. Молодцы, ребята. А как вы понимаете слово «образование»? Для чего оно нужно? Где можно получить образование? Какую пользу приносит образование? (Дети высказываются, воспитатель делает вывод: поэтому в Конвенции о правах ребенка записано, что «Каждый ребенок имеет право на образование»)
-Ребята, наше путешествие по страницам сказок подошло к концу. Оно было полезным и интересным для вас, ведь теперь вы знаете. Что у вас и всех детей на нашей планете есть права.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.