Конспект занятия для детей старшего возраста с ТНР «Времена года»

Авторы: Епимахова П.А. и Тимачкова Я.С.
Цель: обобщить знания детей о временах года, их приметах.
Задачи:
 
Коррекционно – образовательные:
 
-активизировать словарь по теме;
- систематизировать знания детей о временах года, их отличительных признаках;
-продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
-продолжать учить составлять простые предложения;
-формировать навыки словообразования.
 
Коррекционно –развивающие:
 
- развивать зрительное внимание и восприятие;
- развивать речевой слух, память, мышление;
- развивать слуховое внимание и память;
- активизировать речевую деятельность детей;
- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать умение работать в малых группах, сотрудничать;
 - развивать соревновательный  интерес детей; взаимозависимость членов  малых групп;
 
Коррекционно - воспитательные задачи:
 
- воспитывать интерес к познанию;
- воспитывать умение осознанно выполнять инструкцию взрослого;
- воспитание культуры общения;
 
Оборудование:
 
-Экран, проектор, картинка «Нелепица» на электронном носителе;
- Фишки разного цвета по временам года (желтые, зеленые, красные, голубые);
- Конверт с изображением картинки «Нелепицы» (перепутались все времена года);
- Макет года, числа от 1 до 4(4 набора);
 - Маркеры цветные;
- Магнитные картинки с признаками времён года; сюжетные картинки с разными временами года;
 
Дети, сегодня у нас необычное занятие.  К нам пришло много гостей. Поздоровайтесь с гостями. Давайте поиграем в игру «Повторяй движения за мной»(самомассаж лица)
Руки растираем и разогреваем,
И теплом своим лицо мы умываем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, 
Тянем их за мочки, 
А потом уходим пальцами на щечки.
Щечки разминаем, 
Чтобы надувались,
Губки разминаем,
Чтобы улыбались.
Губки пожуем мы,
Шарики надуем
И губами вправо влево потанцуем.
Молодцы! 
  1. Раздаем цветные фишки круги 
 
  1. Ребята, посмотрите к нам в садик пришло письмо, от лесных животных, они в панике, что происходит с природой, и просят у нас помощи, чтобы мы свами разобрались, и помогли им …
Но в письме есть еще и фотография, взгляните на экран и скажите, что не так на фото – на ФОТО «НЕЛЕПИЦА» - перепутались все времена года.
ФОТО показываем на слайде.
 Мы должны им помочь, они ждут от нас ответ. А в какой форме мы можем отправить ответ? Подталкиваем детей на мысль, что мы можем записать видео нашего занятия и отправить им видео-ответ. Значит, мы будем снимать наше занятие. Согласны?
 
  1. Сейчас мы вам загадаем загадку
Ежегодно к нам приходит в гости
Один седой, один молодой,
Третий скачет,а четвертый плачет.  (4 времени года)
Давайте их назовем(зима, весна, лета, осень) 
 
Беседа про год, времена года, месяцы, календарь(показать макет года)
- что такое год?
-сколько времен года?
-сколько месяцев в каждом времени года?
 
Показать макет Года.
  1. Ребята давайте разобьемся на 4  команды(по цвету фишек- голубой, зеленый, красный, желтый): Зима, весна, лето ,осень
Приглашаем детей занять места за четырьмя столиками, каждому ребёнку в группах присваиваются номера( от 1-4, в зависимости от количества детей)
 
  1. Ребята давайте поиграем в  игру «Ассоциации». Педагоги предлагают детям на маленьких листочках нарисовать признаки своего времени года. Дети схематично изображают – ручей, листопад, снежинки, река и т.д. Итог: чья команда больше вспомнила признаков своего времени года - та и побеждает.
 
 
  1. Составление  сюжетных рассказов по магнитным картинкам
 Каждая команда пробует составить небольшой рассказ про свое время года, с помощью магнитных картинок,  дети по очереди выходят и выбирают  подходящие   под их  время года картинку, а потом , кто то один из  команды(решают в команде – кто?) расскажет  рассказ по полученному сюжету.
Предлагаем выбрать готовую схему звуко-буквенного разбора слова- соответствующую названию времени года команд (лето,осень, зима, весна)
 
  1. Игра «Картинки по сезону»
Предлагаем детям выбрать  картинки которые подходят к вашему времени году.
На столе лежат картинки всех времен года, дети из всех команд, по одному подходят и выбирают 1 картинку, соответствующую их времени года (их команде) и приносят  на свой стол.
Подводится итог – чья команда принесёт картинки, соответствующие их команде.
 
8.Физминутка «Четыре сезона»
Называем разные признаки времен года – метель, листопад, жара, капель, проталины, птицы улетают в тёплые края, ледоход, сбор трав, купание в реке, много насекомых, листья пожелтели и т. д.
Летние признаки - прыгаем,
Весенние признаки-хлопаем в ладоши,
Осенние признаки - машем руками над головой,
Зимние признаки – топают ногами.
Игра « Что лишнее»
Осень: - урожай, листопад, снег, лужа  
Зима: - снеговик, ромашка, мороз, санки
Весна: - почки, лед, ручей, капель
Лето: - Колокольчик, панамка, вьюга,пляж
 
  1. Игра « Правда или нет»
Возьмите в руки сигнальные карточки, которые лежат на ваших столах.
Я буду говорить предложения и если они неверные, будете поднимать синий кружок, если все верно- зеленый.
Летом зеленая трава
Летом идет снег
Летом люди одевают шапки и куртки (Что не так?)
Летом жарко светит солнце
Зимой мы купаемся в озере
Осенью катаемся на санках
Весной распускаются почки
Осенью празднуем Новый год
Зимой гуляем без шапки
Весной птицы улетают в теплые края
 
  1.  «Интересные факты»ребята, у которых есть знак вопроса(?) нам расскажут интересные факты о временах года, капитаны команд.
Зима
В истории  зафиксированы случаи выпадения цветного снега.
В Швейцарии – выпал чёрный снег,
В Калифорнии – зелёный цвет,
В горах Антарктики можно встретить снежинки розового, красного, фиолетового, желтоватого. Этому способствуют существа, которые живут в снегу и называются хламидомонадой снежной.
 
 
Весна
Весной птицы более вокальные- красиво поют, они поют для привлечения внимания окружающих
Лето
В теплое время года часто бывают летние грозы. Грозовые облака состоят из заряженных электричеством капелек воды. Когда между двумя такими тучами проскакивает электрический заряд, мы видим на небе молнию.
Осень
Только осенью самое красивое зрелище падающих звезд.
 
Итог занятия:
Как вы думаете, мы помогли разобраться лесным жителям во всех временах года. Какой ответ мы можем им послать? Дети отвечают, что мы можем послать видео - ответ.
Теперь ребята смогут разобраться, где же они допустили ошибки?
А вам ребята, понравилось наше занятие? Что вам понравилось? Что было трудным? А с чем вы справились легко?
 Спасибо за сотрудничество!

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.