Тематическое музыкальное занятие по слушанию музыки для детей подготовительной группы «Морское путешествие в сказку»

Автор: Мустафина З.М.
Цель занятия:
Закрепить знания детей о сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», её особенностями (многообразием образов, стихотворной формой) и музыкой из оперы Н. А. Римского-Корсакова по одноименной сказке. 

Задачи:
1. Обогащать музыкальные впечатления детей сказочными образами музыкальных произведений Н. А. Римского-Корсакова. 
2. Учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния (в зависимости от ситуаций, мотивы поступков, особенности взаимоотношений). 
3. Познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в сказке и опере. 
4. Воспитывать культуру слушания музыкальной классики. 
5. Побуждать высказываться о прослушанной музыке. 
6. Выражать полученные от музыки впечатления и эмоции в пластике. 
7. Закрепить знания детей о музыкальных жанрах (песня, марш, танец).

Предварительная работа:
1. Предварительная беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», просмотр мультфильма,  слушание и беседы по произведению, заучивание поэтических отрывков из сказки.
2. Знакомство с творчеством композитора оперы-сказки Римским-Корсаковым, слушание музыки «Три чуда» из оперы.
3. Рассматривание иллюстраций В. Белибина «Город-Леденец», В.Канашевича «Тридцать три богатыря», М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
4. Рисование на тему «Три чуда», сказочный мир А.С. Пушкина.
5. Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра.

Материалы и оборудование: презентация, музыкальные фрагменты из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», музыкальные инструменты (для оркестра), «музыкальные» орешки (по количеству детей), полоса ткани  синего цвета, полосы ткани белого цвета (по количеству девочек).

Ход занятия

Приветствие
Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И наверное, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Ребята,  посмотрите на экран (слайд - Показ картинок из сказок Пушкина). Скажите, что объединяет эти картинки? (Эти картинки по сказкам Пушкина)
Назовите сказки А. С. Пушкина, которые вы знаете? (Дети называют.)
А как называют человека, который рассказывает сказки? (Сказочник)
Но сказки можно рассказывать не только словом, но и музыкальными звуками.
Мы с вами уже знакомы с некоторыми композиторами, которые сочиняли музыку к сказкам. Давайте вспомним их фамилии и произведения.
Игра на экране «Подбери картинку и композитора»
Сегодня я хочу пригласить вас в чудесный сказочный мир великого русского композитора Николая Андреевича  Римского – Корсакова, которого называют величайшим сказочником.
Вспомните, что вы знаете об этом композиторе. (Дети рассказывают, что он очень увлечен был русскими сказками и  песнями. С шести лет он начал учится читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку, очень любил родную природу и русские сказки.  Когда маленький Коля вырос, он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и  всю свою любовь к сказкам он перенёс в них.) 
Действительно, Николай Андреевич очень любил сказки и когда он прочитал сказку о царе Салтане. Она так ему понравилась, что он решил написать к ней прекрасную музыку.
(голос в записи: «Дорогие дети!
Приглашаю погостить, чудесный остров навестить.
За морем совсем не худо есть на острове три чуда. 
Посылаю вам: поклон, приезжайте. Князь Гвидон».)
Мы отправляемся с вами в морское путешествие на корабле (слайд – корабль). 
Давайте послушаем, как композитор изобразил море.  (Слушают фрагмент «Море».)
(После прослушивания) Посмотрите на экран (слайд – картинки музыкальных инструментов) и выберите те музыкальные инструменты, с помощью которых Римский-Корсаков передал особенности моря.
Игра «Выбери музыкальные инструменты»
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, 
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах! 
Остров на море стоит, 
С златоглавыми церквями, с теремами и садами! 
(слайд – изображение острова)
Чей это остров? (Гвидона)
Как называется город на острове том? (Леденец)
В волшебном городе «Леденец» было три чуда,  какое первое из них? 
Ребенок (слайд – белка):
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальных дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт!
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Давайте послушаем  фрагмент «Белка» и ответим на вопрос «Какую песенку пела белочка?» (Слушание, после прослушивания дети отвечают.)
Сейчас ребята украсят мелодию с помощью музыкальных инструментов.
Оркестр «Во саду ли, в огороде»
I ч -   ложки
II ч -   колокольчики
III ч -   ксилофоны
IVч -    все вместе
(Белочка дарит орешки.)
Белочка нам орешки оставила, да не простые, а золотые.
Игра «Музыкальные орешки»
Назовите, ребята, второе чудо «Сказки о царе Салтане»?  
(тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором) 
Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца.
Ребенок (слайд):
… море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой.
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все ровны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Давайте послушаем музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
(После прослушивания.)
Давайте подберём слова, которыми можно охарактеризовать море. (Море грозное, темное, пенное, бурливое, оно бушует, плещет, и из него появляются богатыри.)   
А какими словами можно охарактеризовать музыку?(Торжественная, радостная, яркая.)
А какие богатыри?(Мужественные, сильные, храбрые.)
Давайте сейчас оживим картинку богатырей и моря. 
Девочки покажут море, а мальчики – богатырей.
(Звучит повторно музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря».Девочки с тканью изображают море в такт музыки, а мальчики маршируют, торжественно проходя через «волны».)
А какая по жанру музыка богатырей? (Марш)
А какие ещё музыкальные жанры вы знаете? (Песня, танец)
(Слайд – нотный стан с нотками.)
Посмотрите, на экране – нотный стан. Сейчас мы будем открывать нотку и отгадывать жанры музыкальных произведений.
Игра «Отгадай жанр»
А какое третье чудо волшебного города Леденец? (Слайд –Царевна Лебедь)
Две девочки читают стих:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит.
Давайте послушаем музыкальный фрагмент «Царевна – Лебедь».
Царевна эта – необычная волшебница. Это и человек, и птица, птица – лебедь. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная. Мелодия плавная, напевная, похожая на взмахи крыльев сказочной птицы: она то - взлетает вверх, то падает вниз. А когда птица лебедь превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё белее ласковой, теплой и человечной.
Я предлагаю девочкам совершить волшебное превращение  и  изобразить такие движения, чтобы все поняли, что это лебеди.
Вот и закончилось наше путешествие. 
Нам пора возвращаться, я приглашаю вас, отправится в обратный путь. 
(Звучит фрагмент «Море» из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане».)
Давайте вспомним, какие чудеса мы увидели и услышали? 
Кто сочинил такую чудесную музыку?
Если вы считаете, что наше путешествие удалось и у вас всё получилось, выберите себе на память кораблик красного цвета, если вы в чем - то испытывали затруднение, возьмите кораблик синего цвета, а если вам вообще не понравилось наше путешествие, возьмите кораблик желтого цвета.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.