Конспект по развитию связной речи «Купание медвежат» В.Бианки

Автор: Бурмистрова М.О. 

Тема: Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат».

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:
1. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: упражнять в составлении простых предложений самостоятельно, опираясь на схемы.
2. Совершенствовать связную речь.
3. Расширять словарный запас.
4. Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
5. Развивать зрительную память, мышление, координацию движений.
6. Воспитывать культуру речевого общения.
7. Воспитывать любовь к животным.
Интеграцияобразовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приемы: организационный момент, рассматривание картины «Купание медвежат», дидактическая игра «Назови ласково», чтение произведения, беседа, пересказ с опорой на графические схемы.
Оборудование: доска, картинки с изображением медведицы и медвежат, графические схемы.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях, организация выставки произведений В. В. Бианки, чтение рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат».
Словарная работа: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, испугался.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да)
 Сейчас  вам Яна загадает загадку, а вы отгадайте о ком идёт речь.
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
Воспитатель: Догадались, что это за звери?
Ответы детей: Медведи.
Воспитатель: Правильно, это медведи
Воспитатель: - Ребята, как мы назовем папу медведя?
Дети:- Медведь.
Воспитатель: - Маму?
Дети:- Медведица.
Воспитатель: - Детёнышей?
Дети:- Медвежата.
Воспитатель: - Это чья семья?
Дети:- Это медвежья семья.
Дидактическая игра: «Назови ласково»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Назови ласково». Как вы ласково назовете медведя? (Медвежонок, Мишутка и т. д.) 
Молодцы, ребята.
2.Основная часть: 
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам послушать  удивительную историю  про «Купание медвежат», которую написал советский писатель Виталий Валентинович  Бианки.
Когда то он был охотником и увидел такую замечательную картину,  как купались медвежата, и решил об этом написать  всем детям. 
3. Чтение рассказа. 
Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого.
Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная вода хорошо освежила их.
4. Словарная работа 
Воспитатель: Ребята, вам понравился  рассказ? 
Дети: (да)
Воспитатель: Кто вышел из леса?
Дети:  (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)
Воспитатель: А что означает слово «бурая»? 
Дети:  Серовато-коричневый цвет шерсти
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? 
Дети: (Медведица с медвежатами вышли к реке).
Воспитатель: И что медведица сделала?
Дети:  (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)
Воспитатель:  А что значит «за шиворот»? 
Дети: (за воротник.) 
Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала?
Дети:  (Медведица окунала медвежонка.)
Воспитатель:  А что значит «окунать»?
Дети:  (опускать)
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? 
Дети: (Второй медвежонок испугался и убежал).
Воспитатель: Что сделала мама-медведица медвежонку? 
Дети: (Медведица догнала и надавала медвежонку шлепков).
Воспитатель: А что значит слово «шлепок»? 
Дети: (шлепок – удар, шлепнула легонько)
Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться?   
Дети: (она их заставляет купаться, чтобы они были чистыми – всем нужна чистота)
Воспитатель: Вспомните, какое время  года изобразил художник?
Дети: (лето) 
Воспитатель:  Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день? 
Дети: (знойный) 
Воспитатель: Так почему же мама привела медвежат купаться? 
Дети: (Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).
Воспитатель: Остались ли медвежата довольны купанием? 
Дети: (Медвежата остались довольны купанием.)
5.  Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Воспитатель: Я вам еще раз прочитаю рассказ, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать рассказ я буду с помощью схем.
Воспитатель:  показывает схему, концентрирует внимание детей.
 - Чтобы нам проще было пересказывать воспользуемся мнемотаблицей.
Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого.
Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная вода хорошо освежила их.
6. Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми)
 - кто вышел из леса?
- как купали первого  медвежонка?
- что сделал другой медвежонок?
- чего надавала второму медвежонку?
- что случилось со вторым медвежонком во время купания?
- остались ли медвежата довольны купанием?
 - Почему они остались довольны? 

7.  Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером.

 - Ребята, кто желает рассказать по схемам? 
Дети, вам понравилось пересказывать по мнемосхеме рассказ? Кто по- вашему мнению, пересказал выразительнее всех? А ты, Яна, как думаешь? А у тебя, Андрей, какое мнение?
8. Итог занятия:
Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились? 
Дети: («Купание медвежат»)
Воспитатель:  Кто автор рассказа?
Дети: Виталий Валентинович Бианки
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?
Ответы детей
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? 
Дети: (бурая, за шиворот, окунала, знойный и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился?
Ответы детей:…
- Мне понравилось, как вы сегодня справились с заданием. Я благодарю вас за вашу работу и ваше настроение. 
А сейчас я Вас приглашаю поиграть в игру "Умное эхо".
Я говорю фразу, например, у медведя нос, бросаю мяч Егору. Он должен целую фразу заменить на одно слово, и чётко его произнести, выделяя окончание. Какое слово должно получиться, если я говорю фразу "у медведя нос"? медвежий ). Если у Егора это получится, значит, он - "умное эхо".
•    У медведя хвост;
•    У медведя лапа;
•    У медведя ухо;
•    У медведя берлога;
•    У медведя сон;
•    У медведя шуба;
•    У медведя характер;
•    У медведя шерсть;
•    У медведя когти;
•    У медведя поведение;


Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.