Создание условий личностного развития детей старшего дошкольного возраста в кружке «Волшебная кисточка»

Автор: Фоменко Евгения Витальевна

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивалась необходимость создания условий личностного развития ребенка, развития его позитивной социализации, инициативы и  творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Учитывая постановленные ФГОС задачи, в нашем детском саду был организован кружок дополнительного образования «Волшебная кисточка».

Цель деятельности кружка: развивать у детей старшего дошкольного возраста эстетическое отношение к окружающему миру, художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
  1. Создать детям условия для свободного активного экспериментирования с различными художественными материалами в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
  2. Способствовать развитию эстетического восприятия художественных образов в произведениях искусства и предметов окружающего мира.
  3. Совершенствовать технические навыки и умения детей в различных видах изобразительного творчества (живопись, графика, декоративное искусство и др.).
  4. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Создание условий личностного развития детей старшего дошкольного возраста в кружке «Волшебная кисточка» проводилось в несколько этапов.

1 этап:
  • изучение и обобщение научного опыта по данной проблеме Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Р.Г. Казаковой, И.А. Лыковой, Г.С. Швайко, Р.М. Цумичевой,  Е.А. Флериной, В.Н. Лукьяненко, Н.И. Титаренко;
  • разработка и апробация системы занятий с детьми старшего дошкольного возраста на основе  «Программы художественного воспитания, обучения и развития» («Цветные ладошки») автор канд. пед. наук И.А. Лыковой и художественных технологий по развитию детского изобразительного творчества Р.Г. Казаковой, В.Н. Лукьяненко, Н.И. Титаренко. Дети помимо традиционных способов осваивали нетрадиционные техники рисования: монотипия, кляксография, набрызг, радужное рисование, граттаж, рисование тычком, пальцами, восковой свечой, штрихами.

Воспитанники кружка использовали широкий спектр материалов в реализации своих художественных замыслов: гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, восковые мелки, пастель, свечу, соленое тесто, клей с блестками, уголь, цветная бумага, фольга для «чеканки» и другие. Особый интерес у детей вызывала работа с манкой и песком.

Содержание занятий было представлено в тесной взаимосвязи с различными видами искусств: музыкой, поэзией, литературой, танцами, что способствовало становлению эстетического отношения к окружающему миру, формированию элементарных представлений о видах искусства и всестороннего развитию личностной культуры детей старшего дошкольного возраста.

2 этап:
  • Применение информационных компьютерных технологий  в работе  с детьми старшего дошкольного возраста. Данная деятельность позволяла оптимизировать педагогический процесс. На занятиях давались более расширенные и углубленные представления о различных видах и жанрах изобразительного искусства. Так, на занятиях по ознакомлению детей с жанровой живописью использовались презентации с репродукции картин известных художников(И.Шишкина, И.Левитана, И.Айвазовского, И. Грабаря, А.Саврасова, В.Серова, Рембранта и др.) по теме занятия (пейзаж, натюрморт, портрет). При знакомстве с видами художественной деятельности, нами также были подготовлены ознакомительные презентации, такие как «Мозаика», «Витраж», «Филигрань», «Декоративно-прикладное творчество» и др.

Через художественные сказочные образы героев картин А.Васнецова и иллюстраций В.Сутеева, дети усваивали нравственные нормы и общечеловеческие ценности. У них формировалась позитивная установка к художественно-творческой деятельности.

Активное использование в работе кружка мультимедийных дисков,интернет-материалов (видеоролики о работе художников и мастеров народных промыслов, песочная анимация, мультипликация) значительно повышало качество проводимых занятий и позволяло развивать у детей познавательный интерес, любознательность.

Внедрение компьютерной техники и информационных технологий в рамках групповых занятий способствовало решению ряда задач:
  • повысить познавательную мотивацию детей к занятиям изобразительной деятельностью;
  • сформировать осознанную оценку ребенком своих достижений;
  • поддержать (создать)положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий.
Результаты педагогической диагностики И.А. Лыковой позволили утверждать, что созданные нами условия личностного развития детей в кружке «Волшебная кисточка» способствовали развитию детского творчества и художественного вкуса. Воспитанники кружка «Волшебная кисточка»   научились проявлять инициативу и самостоятельность в изобразительной и экспериментальной деятельности, обладают развитым воображением и фантазией, 80% из них овладели техническими навыками и умениями в различных видах изобразительного творчества (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и др.).

Чтобы не потерять эту информацию, сохраните страницу в своей социальной сети:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.