Организация семинаров-практикумов с родителями в дошкольном учреждении

Автор: Гирченко Марина Юрьевна

Семинар-практикум является одной из самых эффективных форм взаимодействия с родителями в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Активное вовлечение родителей в педагогический процесс и организация преемственности в деятельности детского сада и  семьи – важнейшие факторы эффективности всей системы работы  с  детьми. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка, преобладание потворствующей позиции в семье и перекладывание ответственности за успехи ребенка на педагогов не способствует установлению уважительной дистанции общения между педагогами и ребенком, приводит к формированию у дошкольника отрицательной или безразличной установки на педагогические воздействия, снижают авторитет взрослых. 
Единство в требованиях взрослых (педагогов и родителей), наоборот, значительно способствуют психологическому настрою ребенка, повышению мотивации к занятиям.

Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов и родителей, поэтому обычно, помимо администрации (руководителя или старшего воспитателя) к их проведению привлекаются   педагоги-психологи и другие специалисты, имеющие опыт работы по данной проблеме. Полученные родителями знания и умения, впоследствии применяются на практике во взаимодействии с детьми. 

Семинар-практикум имеет определенные отличительные признаки от других форм взаимодействия с родителями. Он отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег и других родителей с последующим обсуждением. Родители имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать способы организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Семинар-практикум относится к групповой форме работы с родителями.Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов. Универсальной структурой проведения данной формы методической работы является следующий алгоритм:
  1. подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, консультации для педагогов и родителей и т.д.) - целью является выявление проблемы;
  2. организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т.д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;
  3. теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т.д. - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;
  4. практическая работа(фронтально или в творческих группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение родителями новых умений (показ фрагмента занятия, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей);
  5. подведение итога мероприятия - итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки для педагогов и родителей, дидактические игры и т.д.), изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться как педагоги, так и родители воспитанников.
После проведения таких мероприятий родители становятся более открытыми и доброжелательными, их отношение к педагогам передается и ребенку. Дети начинают прислушиваться к мнению педагогов, потому что дома о них уважительно отзываются взрослые. В процессе работы по изменению установок взрослых и повышению родительской компетенции, родители детей постепенно берут на себя поддерживающие и закрепляющие функции развивающего и эффективного взаимодействия с ребенком, создавая у   него мотивацию к преодолению коммуникативных трудностей и формируя положительные установки на общение с педагогами и ровесниками.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.