Формирование сенсорного развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Автор: Костюнина Елена Юрьевна

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. (Зрительные, тактильные, осязательные, температурные ощущения)
Дошкольный период является сензитивным для всех детей, в том числе и для детей с разными нарушениями в развитии - различными по характеру и глубине отклонений в развитии сенсорной сферы, а также речевого и интеллектуального развития. Эти особенности приводят к затруднениям познания детьми окружающего мира и к ограничению средств общения. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем, другими людьми, порождают трудности в их социальной и бытовой адаптации.
 
Сенсорное развитие осуществляется:
- в процессе дидактических игр и упражнений; в ходе которых формируются перцептивные действия и восприятие пространственных и качественных свойств предметов;
- в играх с природным, бросовым материалом и тканью, в играх с бытовыми предметами-орудиями, в конструктивных играх;
- в играх и упражнениях, направленных на развитие у детей социального восприятия: человека. Его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических, себя самого и окружающих сверстников. Игры могут организованы как самостоятельные занятия для формирования ролевого поведения, создания образов в театрализованных играх, подготовки к сюжетной игре и т.д.;
- в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации,  лепке, конструировании, ручном труде;
- в непосредственном общении со взрослыми в повседневной жизни;
- на занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), формирование элементарных математических представлений, музыкальному и физическому воспитанию;

Игры для сенсорного развития ребенка:
Игры для развития тактильных ощущений.

«Сухие материалы»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др. Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.
  • «Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку. )
  • «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру.)
  • «Чудесный мешочек» (необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно.)
Игры и упражнения на закрепление цвета.
  • "Разложи предметы по цвету"
  • "Найди такого же цвета"
  • "Какого цвета не стало?"
  • "Какого цвета предмет?"(предложить подобрать необходимый цвет для предмета.)
  • "Собери гирлянду"(предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом.)
  • "Какие цвета использованы?"(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки.)
Игры и упражнения для закрепления понятия формы:
  • "Найди предмет указанной формы"(ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму.)  
  • "Из каких фигур состоит?" (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их.)
  • "Найди предмет такой же формы"(учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.)
  • "Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения.)    
Игры и упражнения на закрепления понятия величины:
-"Сравни предметы по высоте."
-"Самая длинная, самая короткая"(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам.)
-"Разноцветные кружки"(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка.)
-"В какую коробку?"(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера.)

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.