Поможем ребенку в успешной реализации его творческого потенциала!

Автор: Шокурова Галина Алексеевна 

В системе образования на данном этапе глубокое внимание направлено на  проблему развития самостоятельности ребенка, свободы и творческой инициативы личности. Педагоги и психологи позиционируют необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути. 

    Воспитать яркое и творческое отношение к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания) – одна из наиболее многогранных и интересных задач современной педагогики и психологии.

      Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и становиться сама по себе средством развития способностей ребенка. В будущем поможет ему действовать конструктивно, стать успешным в процессе жизни, достичь выдающихся результатов.

     Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни.             
Проблема развития творческого потенциала детей дошкольного возраста - одна из важнейших и актуальных для современной дошкольной педагогики. 

В ряде психолого-педагогических исследований отмечается, что на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая богатое содержание и сложные формы проявлений; данные изменения происходят в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, которые при определенных условиях становятся внутренними достояниями личности.

В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические новообразования: качественное изменение содержания аффектов (возникают особые формы сопереживания, сочувствия другим людям, развивается эмоциональная децентрация); этому способствует появление эмоционального предвосхищения (представляющего собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т.е. «единство аффекта и интеллекта»). 

 Анализ развития эмоций в старшем дошкольном возрасте позволяет сделать вывод о том, что эмоции в большей степени, чем интеллект, организуют жизнедеятельность детей в дошкольном возрасте, закладывают базу личностного роста и творческого самовыражения ребенка.

      Психологические литературы по проблеме развития творческого потенциала детей дошкольного возраста выявил глубокую взаимосвязь между когнитивными и эмоциональными компонентами в развитии их личности и творческого мышления.

  Поэтому встает вопрос определения психологических условий, поддерживающих и развивающих эмоциональные состояния детей, что развивает их творческий потенциал. 

Выявляются следующие  принципы развития творческого потенциала ребенка: 
  • принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное; 
  • принципы гуманистической психологии; 
  • принципы личностно ориентированного развивающего обучения.
Творчество понимается как особая взаимосвязь личности творца, произведенного им продукта и творческого процесса порождения продукта и себя как автора этого продукта. При этом творчество можно определить как процесс усмотрения и реализации новых возможностей собственной активности, сопровождающейся чувством вдохновения и завершающемся созданием субъективно нового продукта.

Развитие творческого потенциала рассматривается как реализация человеком собственной индивидуальности. Каждый человек уникален и неповторим; он неповторим в своем отношении к тому, что его окружает. Это отношение дается человеку в эмоциональном переживании. Поэтому в качестве самодостаточного проявления человеческой индивидуальности принимаются эмоциональные реакции и состояния. Таким образом, развитие творческого потенциала личности должно осуществляться через ее эмоциональную сферу. В соответствии с принципом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное когнитивное содержание, с которым сталкивается ребенок, целенаправленно трансформируется в его эмоциональное отношение к этому содержанию. 
Всякая реакция ребенка на жизненные события ярко эмоционально окрашена, именно эта окрашенность и делает реакции индивидуальными (уникальными и неповторимыми). Однако переживание эмоции и ее выражение - разные вещи. Для того чтобы выражение эмоции могло быть проявлением истинной природы ребенка, оно должно быть адекватным (аутентичным), т.е. соответствовать не столько ситуации, сколько в первую очередь самой эмоции. Поэтому при работе с дошкольниками по развитию творческого потенциала очень важно называть вслух (вербализовать) те эмоции, которые ребенок, скорее всего, испытывает в данный момент. Это способствует осознанию ребенком собственного эмоционального отношения. Даже если взрослый не может точно определить эмоцию ребенка, он может предложить ребенку диапазон возможных эмоциональных реакций и состояний и предложить ему выбрать те, которые правильно обозначают состояние ребенка.

  Выражение ребенком своих эмоциональных реакций является проявлением его индивидуальности, а это в свою очередь рассматривается нами как проявление творчества. Именно поэтому соблюдение принципов гуманистической психологии (безопасности и свободы, безусловного позитивного принятия и поддержки) является одним из основных условий развития творческого потенциала личности детей (под психологической безопасностью понимается в свете идей гуманистической психологии - уважение к ребенку как к личности вне строгой зависимости от того, что он делает; под психологической свободой - свобода в символическом выражении своих чувств и поступков). Эти принципы становятся условиями развития творческого потенциала личности, когда они применяются к эмоциональным реакциям и состояниям. Оказывая безусловную поддержку эмоциональным реакциям и состояниям детей, взрослый тем самым показывает безусловную самоценность каждой личности, что обеспечивает полноту эмоционального самовыражения и создает условия для творческих проявлений.

Еще  одно важное условие развития творческого потенциала ребенка - соблюдение принципов личностно ориентированного развивающего обучения. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

  Развитие   творческого потенциала дошкольников происходит  наиболее многогранно при соблюдении следующих условий:
  1. Поэтапная педагогическая технология сотворчества взрослого и ребенка как субъектов деятельности, основанная на принципах создания творческой атмосферы, наличия образца креативного поведения взрослого, занимательности.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение своеобразного вида деятельности ребенка (интеграция отдыха, развлечений, праздников, самообразования, творчества и предоставляющего уникальную возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и половозрастными интересами).

Основными  психологическими условиями развития творческого потенциала детей дошкольного возраста являются:
  1. Безоценочное принятие и поддержка взрослыми их эмоциональных состояний и реакций.
  2. Безоценочное  принятие и поддержка эмоциональных проявлений детей, создание в контакте с ними атмосферы психологической безопасности;
  3. Использование в работе с эмоциональными реакциями и состояниями проблемности, диалогичности, индивидуализации.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.