Приобщение детей дошкольного возраста культурному наследию родного края через ознакомление с национальным костюмом

Автор: Багапова Венера Фатиховна
Формирование поликультурной личности – длительный и сложный процесс, который необходимо начинать развивать с раннего детства.
Детство – уникальный период формирования предпосылок к формированию личностных качеств. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально-исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его ценности переносятся на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Чем выше уровень культуры мира взрослых, тем более позитивным и содержательным будет культура мира детства.
 Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. У народов общая история и общее будущее. 
Образование, начиная с дошкольного уровня, призвано способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к людям других культур.
Каждый человек наделен правом развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды, приобщая ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Современный человек должен знать не только историю и обычаи своего народа, но и историю, и обычаи других народов. Каждый ребёнок, начиная с дошкольного возраста должен иметь возможность быть осведомлёнными о том, что могут делать люди других национальностей: играть в их игры, танцевать, пробовать готовить их национальные блюда, петь и говорить, как они. Чтобы легче было общаться, по возможности, изучать языки людей других национальностей.
Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения, толерантности. 
Культура тысячелетиями оставляла в истории след в виде объектов, произведений искусства, идей, которые для человека настоящего имеют культурную ценность и вызывают желание сохранить и передать это нечто ценное и почитаемое будущим поколениям. Все это в самом общем виде можно обозначить как культурное наследие.
Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой обозначает культурное наследие как «явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников» [3].
Ю.А. Веденин понятие «культурное наследие» с точки зрения современных проблем его сохранения представляет как «систему материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющих исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли и для ее дальнейшего развития» [2]. Ученый рассматривает культурное наследие не только в виде отдельных архитектурных и историко-мемориальных объектов, археологических памятников; но и в виде эстетических, духовных ценностей, изделиях прикладного искусства, обычаях и обрядах.
Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающая следующим поколениями как нечто ценное и почитаемое.
В понятие культурное наследие входит национальный костюм –яркий «индикатор» национальной принадлежности.Национальный костюм наряду с языковой культурой, устным народным творчеством, обрядовыми традициями образует единую знаковую систему, отражая определенный образ жизни. 
Рассмотрение национальной одежды в качестве своеобразного языка культуры впервые предложил П.Г. Богатырев, который показал, что традиционная одежда может быть знаком, приобретая при этом значение, выходящее за пределы обыденного представления.
Национальная культура – это история народа. Национальный костюм – это душа народа, вещь неподдающаяся моде. Знакомя детей с национальным костюмом, я знакомлю их   с историей и культурой наших предков, сохранить себя в нашем меняющем мире. Национальная одежда помогает узнать больше о традициях, и обычаях народа, увидеть каким разнообразием отличается   национальный костюм разных народов. Заинтересовать детей и родителей, желание узнать больше о национальном костюме.
 
Испокон веков национальный костюм является значимым индикатором социального положения, возраста человека, отражал тайны и традиции народа. Несмотря на то, что сегодня он используется преимущественно  для празднований, торжеств, выступлений, уважительное и трепетное отношение к наряду остается прежним.
Задачами поликультурного образования дошкольников являются: формирование у детей представлений о многообразии культур в родном крае, России и мире, ознакомление с национальным костюмом, обрядами, традициями разных народов.
В нашей группе создан мини-музей национального костюма, в котором размещены как взрослые, так и детские национальные костюмы: русский, татарский, мордовский. В музее есть куклы в национальных костюмах, альбомы о традиционных компонентах костюма, содержащие элементарные сведения об истории костюмов народов Республики Мордовия. Дети имеют возможность увидеть разнообразие и красоту национального костюма разных народов.
Элементами  русского национального костюма  является   белая  рубаха,  с русским народным узором,  русский народный сарафан. Головной убор – русский народный платок, также кокошник расшитый бусинками. На ногах сапоги с  русским народным узором.Очень часто в русском народном костюме   использовался  золотой цвет. Золото равно  как и красный, обозначает свет солнце, процветание ,благоденствие . Этот цвет считался , несущим добро благополучие и богатство. Черный, хотя и в незначительных объемах, является  обязательным       вкраплением  в цветочную гамму русского народного костюма.
Элементами мордовского костюма. Мордовский костюм   состоит из десятка элементов. Рубаха (панар) –это главная часть костюма . Ее покрой и вышивка ковровыми полосками   характерны только для эрзянской одежды. Рубаху обязательно  подпоясывали. Пояс (каркс) он регулировал длину рубахи. Старинный эрзянский костюм обязательно включал в себя передник  ( икельгапаця) который подвязывали на пояс , и набедренное украшения        ( пулай), покрывал рубаху сзади. Нагрудные украшения ( бусы) ,  девушки украшали свои косы лентами  , и носили головной убор в виде налобной ленты, украшенной  блестками бисером,  разноцветной шерстью, или шапочку – венок ( паця коня) , и еще платок . На ногах были у них плетеные лапти .
Элементами татарского национального костюма являются кульмэк(платье) икамзол (безрукавка), который расшит золотыми нитками. Головной убор (калфак) расшит золотыми нитками, в углу – кисточка,затем идет белый платок, как фата. В татарском костюме преобладают зеленый,желтый и красный цвета. На ногах шаровары (штан), сапоги (читекляр).

Формы и методы ознакомления с национальным костюмом: 
  • показ, объяснение, беседа;
  • специально организованные занятия;
  • рассматривание репродукций;
  • встречи с представителями конкретных национальностей (русские, татары, мордва);
  • экскурсии в Татарско-Пишленский дом культуры и в музей «Татарская изба»;
  • совместные мероприятия с Центром национальной культуры «Тяштяня»;
  • продуктивная деятельность: аппликация, рисование, лепка, ручной труд;
  • дидактические игры«Составь узор», «Найди фрагмент национального костюма», «Одень куклу»;
  • проектная деятельность.
 
 
Литература
  1. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства П.Г. Богатырев. – М.: Искусство, 1971 – 544 с.
  2. Веденин, Ю.А. Современные проблемы сохранения наследия / Ю.А. Веденин // Культурное и природное наследие в региональной политике. - Ставрополь, 1997. - С. 4-9. 18.
  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Темп, 2006. – 944 с.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.