ВОСПИТАНИЕ СКАЗКОЙ

Автор: Храмова Татьяна Бердиевна
Русская народная культура является богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, художественно – эстетического воспитания, способности видеть красоту и гармонию. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Практически у каждого со словом «детство» ассоциируется слово «сказка». Ведь это то, что появляется ещё в младенчестве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Сначала мы только слушаем, как их нам читают родители или бабушки с дедушками. Потом уже сами выбираем и читаем заинтересовавшие нас творения. И, конечно же, наступает момент, когда мы сами читаем сказки своим детям. Сказки живут вместе с людьми, развиваются и меняются в зависимости от требований времени и общества. Но они всегда остаются неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. 
Для малышей сказка – это способ узнать мир, познакомиться с доселе неизвестными его гранями. Психологи и педагоги определяют основные сферы, на которые влияет сказка:
  • Первое знакомство с пониманием пространства и времени, места человека в мире и природе;
  • Формирование начального понимания категорий добра и зла;
  • Развитие эмоциональной сферы и знакомство с видами эмоций;
  • Воспитание эмпатии, стремления к помощи, нуждающимся в ней людям или животным;
  • Развитие воображения и фантазии;
  • Влияние на формирование и развитие устной и письменной речи;
  • Знакомство с различными моделями поведения в разных ситуациях;
  • Обучение тому, как находить выход из критических ситуаций;
  • Формирование моральных ценностей, качеств и многое другое.
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.
   Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и душой. Многообразный образ сказочных героев даст детям простор воображению.
   Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Следует отметить, что регулярное рассказывание сказок, беседы, игры в сказку, драматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Результат воспитания детей сказкой предполагает: усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, приобщение к опыту православной культуры, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.Народные сказки, с которыми ребенок впервые встречается, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка.
Народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, который понятен детям. Сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети легко воспринимают. Поэтому нашей главной задачей является создание системы детской деятельности по приобщению детей к сказкам с целью воспитания личности ребёнка, приобщения детей к истокам народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей представляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде художественной деятельности.
Работа со сказкой проходит несколько этапов от восприятия произведения до игр – драматизаций. Наибольшую ценность представляют игры – импровизации по мотивам сказки, где дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли и диалоги, эмоционально сочувствуют и содействуют своим героям.
Работая в направлении чудесного мира языка сказки, дети не только знакомятся с разными видами устного народного творчества: перевертышами, считалками, скороговорками, потешками, сказками, пословицами, но сами их придумывают, сочиняют. Развитию творческого мышления способствуют такие задания как: подбор сказок к пословицам, например: «В согласии жить никто не одолеет» («Зимовье зверей»), «Труд кормит, а лень портит» («Колосок»), «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»), «Что посеешь, то и пожнешь» («Лисичка со скалочкой»).
Именно сказка вводит детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает.
Особенность сказки состоит в том, что она в ненавязчивой форме может изменить мировоззрение как ещё совсем маленького человечка, так и уже почти сформировавшейся личности. 
Читайте сами, читайте детям, читайте вместе с детьми. Сказка – это инструмент, посредством которого возможно сделать кого-то лучше и измениться самому, приобщиться к истокам народной культуры.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор.- М.,-1992.-166 с.
  2. Борисова Е. Развиваем творческие способности // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 2-5.
  3. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством/Т.А. Бударина.- Санкт-Петербург: «Детство-Пресс».,- 2004.- 201с.
  4. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт.(программа наблюдений.).-Иркутск,- 1980.- 56 с.
  5. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С. 21-24.
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева.- СПб: «Детство-Пресс»,2004.- 304 с.
  7. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания/Т.С. Комарова.- М.: издательский дом «Карапуз», 2006.- 231с.
  8. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание,- СПб: «Детство - Пресс»,2003.-400 с.
  9. Луцив И. Дети сочиняют и ставят сказки // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 10. – С. 98-101.
  10. Народные игры и традиции в России. Изд.2-е, доп. – М., 1994.- 242 с.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.