Воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

«Народ, который не знает своей 
культуры и истории, – презренен и легкомыслен». 
Н.В. Карамзин.

Важнейшая составляющая дошкольного воспитания – формирование любви к родному краю, стране. Каждый народ во все времена умел прививать им качества и навыки, необходимые в жизни. Одной из основных причин недостатков в патриотическом воспитании дошкольников в современном обществе является отрыв от национальной культуры. Поэтому педагогический коллектив принял решение о создании музейно-образовательного пространства, центром которого стал музей «Русская изба».

Создание музея «Русская изба» в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства, а также важнейший элемент обучающей и развивающей среды, где дети приобретают опыт соприкосновения с историей и культурой народа через предметный мир. Началом работы музея «Русская изба» в детском саду можно считать 2002 год, когда все предметы старины были собраны в одном помещении и оформлены в единую экспозицию. Паспортизирован музей в 2009 году. Профиль музея – этнографический.

В образовательной деятельности музея «Русская изба» реализуются принципы интерактивности (знания через руки) и диалога. Музей можно посещать каждый день, брать экспонаты в руки, проводить экскурсии, как для малышей, так и для взрослых, пополнять своими рисунками и поделками. В музее бережно хранятся коврики, сплетённые руками детей старших групп; баранки, состряпанные из солёного теста, – малышами. Изготавливая куклы-обереги, ребята загадывают желание о здоровье и мире для всех.

Возрастающий интерес участников воспитательно-образовательного процесса к познанию многообразия мира, истории и культуры через творчество, игру, самостоятельную деятельность детей способствовали созданию в детском саду музейно-художественного комплекса, включающего в себя музей «Русская изба», мини-музеи в группах, мини-картинную галерею, художественно-творческую мастерскую «Родничок творчества», театральную студию «Солнышко».

Одна из перспективных форм музейной педагогики – театрализованные праздники: «Посиделки», «Осенняя ярмарка», «Святки», «Масленица» и др. 

В начале учебного года проводим праздник «Музей открывает двери» для детей и родителей всех возрастных групп. В дни рождения детей «хозяйка избы» приглашает их за праздничный стол с угощениями. Дети пьют чай из настоящего самовара и угощаются сладкими пирогами. Ежегодно в апреле в детском саду проводится «День открытых дверей» для семей воспитанников с экскурсией в музей, концертом, театральной постановкой и ярмаркой-продажей рукотворных изделий. На наших мероприятиях нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями.
В детском саду на информационных стендах оформляются рубрики для родителей: «Народная мудрость», «Фольклорные праздники», «В старину едали деды…». В настоящее время «вынашиваем» идею по созданию газеты «Изба», с целью информирования родителей, как живётся их детям в детском саду.

Творческая активность педагогов по разработке перспективных планов, конспектов, сценариев и проведению различных мероприятий, позволяет говорить о создании в детском саду системы воспитания детей средствами музейной педагогики. Наши выпускники овладевают основами музейной культуры: они умеют слушать, общаться, раскованны в диалогах. Через знакомство с родной культурой дети становятся более подготовленными для того, чтобы войти в культуру общечеловеческую. И мы уверены, что такая работа сближает родителей, детей, воспитателей и делает нас настоящими партнёрами.

Старший воспитатель  Соболева Л.Е. 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.