Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО-моделирования

Автор: Приходько Оксана Сергеевна 
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? 
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
 Так как этот метод является же достаточно известным , я не буду озвучивать его подробно.
 Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
В нашем ДОУ активно используется проектный метод в конструктивной деятельности с использованием конструкторов ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Он является переходным этапом между обычным строительным конструктором и «Лего».
В составе ТИКО - треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники.
В настоящее время ТИКО комплектуется в виде 10 наборов, рассчитанных для игр детей дошкольного и школьного возраста, а также для использования в качестве методических пособий воспитателями детских садов, педагогами школ и студентами педагогических вузов.
Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Кроме того, появляется возможность конструирования бесконечного множества игровыхфигур  и геометрических объемных фигур .
Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в процессе работы над проектом педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО - поделка в руках детей оживает. Корабли штурмуют моря, танки устраивают сражение, замки и дома заселяются жителями. ТИКО–поделки никогда не пылятся в углу, они живут полной жизнью в руках детей. Любые тематические занятия можно разнообразить благодаря этому конструктору.
Например,перед нами встала конкретная задача : «Как интересно и творчески подойти к изучению темы недели «Транспорт»? Обсудив ее с ребятами , мы пришли к выводу что нам может в этом помочь ТИКО-конструктор. С его помощью мы освоили сначала технику плоскостного, затем обьемногоконструирования, параллельно закрепив знания о легковом, грузовом, военном, воздушном и водном видах транспорта. Итогом недели стало проведение выставки .
В результате краткосрочных проектов развивающая среда ДОУ пополняется материалами, которые используются в различных направлениях:
  • в театральном уголке мы конструируем из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
  • кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью сконструирован из ТИКО;
  • в уголках с сюжетно-ролевыми играми «Семья», «Парикмахерская», «Путешествие», «Почта» много игровых атрибутов из ТИКО-деталей;
  • в уголке лепки и изодеятельности дети с  удовольствием конструируют красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
  • дети с математическим складом ума часто достают с полки набор «Геометрия» и собирают из ТИКО-деталей фантазийные и геометрические фигуры;
  • в строительном уголке мы строим из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины.  Вобщем все, на что хватает фантазии.
 
Работа будет продолжаться в течение всего учебного года, мы планируем осуществление долгосрочных проектов с использованием ТИКО-моделирования. В перспективе мы запланировали реализацию проекта work-shop как итогового мероприятия, то есть проведение соревнования между несколькими группами.
Значимость использования методов проекта заключается в том, что внедрение новой технологии ТИКО-конструирование в образовательный процесс позволяет решать поставленные задачи ФГОС ДО в области познавательного развития дошкольников. Внедрение технологии ТИКО – моделирования способствует: повышению качества образовательных результатов, расширению образовательного пространства, обеспечивающего развитие математических и конструктивных, творческих способностей воспитанников; обновлению содержания и технологий образования, гарантирующих качественное и конкурентное образование. 

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.