Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе творчества П.П. Бажова

Автор: Приходько Оксана Сергеевна 

Народное творчество - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания детей. Народная мудрость заключенная в сказках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, любовь к родному языку. Народное творчество Южного Урала - источник патриотического воспитания детей - дошкольников.
Знакомство с творчеством  писателей и поэтов  Южного Урала – это основа и фундамент для формирования знаний у детей дошкольного возраста о родном крае, поэтому ежегодно в нашем детском саду планируется работа по ознакомлению дошкольников со знаменитыми людьми, ведь уральская земля славится известными личностями: Д. Мамин-Сибиряк, П. Бажов, Н.В. Пикулева, С. Аксаков и другие. В арсенале уральских писателей великое множество произведений на любой вкус и возраст. Читая детям произведения южноуральских авторов,  у детей развиваем не только мышление и память, но и воспитываем чувство патриотизма и любви к родному краю. Начинать знакомить детей можно с раннего творчества. Так, например даже трехлетним детям уже вполне доступны и понятны художественные произведения южноуральской поэтессы Н.В.Пикулевой из сборника «Слово на ладошке». Кстати именно Н.Пикулеву называют южноуральской Агнией Барто.
2019 год был юбилейным в творчестве известного писателя-сказочника П.П. Бажова- исполнилось 140 лет со дня его рождения. Павел Петрович оставил целую россыпь сказов, со своим ни на кого не похожим сказочным миром, особым языком и местным колоритом. Многие читатели любят его произведения, которые не теряют своей ценности со временем. 
Задача педагогов дошкольных учреждений - приобщить   дошкольников к творчеству великого мастера слова,  ведь благодаря творчеству П. П. Бажова знакомство детей с красотой и богатством родного края будет более увлекательным, сказочным, интересным. 
Сказы Бажова являются сокровищем русской литературы. Они не только знакомят детей с прошлым людей, живших на Урале, но также учат дружбе, честности, доброте, учат отличать добро от зла.
Но, к сожалению, очень редко мы можем увидеть их по телевидению, редко встречается и книга в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики. Читая произведения, мы сталкиваемся с незнакомыми словами, требующими объяснения; интересными сравнениями и т. д. И конечно же сказы играют значительную роль в обогащении и пополнении словарного запаса дошкольников.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с творчеством П. П. Бажова, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и анализировать исторические жизненные условия, культурные ценности с современными.
В 2019-2020 учебном году мы составили перспективный план, куда вошли различные мероприятия по ознакомлению дошкольников с творчеством П.П. Бажова. 
Цель нашей работы:
Формирование понятий общечеловеческих ценностей на основе творчества П. П. Бажова:
Цель конкретизируется в задачах, которые представлены на слайде.
1. Формировать интерес к жизни и творчеству П. П. Бажова, через биографические данные, знакомство с портретом и сказами.
2.Познакомить с жанровыми особенностями сказов.
3. Научить понимать сложный художественный текст сказов.
4. Систематизировать знания о героях сказов.
5.Формировать любовь и интерес к прошлому и настоящему родного края с помощью сказов Бажова.
6.Познакомить с бытом и традициями народов, проживавших на территории Южного Урала.
7.Воспитывать морально-нравственные, этические и патриотические качества личности.
     8.Показать самобытность русского народа, проявляющееся в творчестве П. П. Бажова.
Знакомство с произведениями писателя происходит в свободной совместной деятельности педагога с воспитанниками. В течение месяца мы знакомим дошкольников с литературным произведением, читаем его, беседуем по содержанию, рассматриваем иллюстрации, просматриваем  мультипликационные фильмы. А в конце месяца включаем итоговое мероприятие для закрепления знаний дошкольников по содержанию произведения. Формы проведения итоговых массовых мероприятий самые разнообразные: литературные игры, викторины, театрализованные игры, конкурсы, выставки, творческие мастерские, праздники, литературные квесты и др.
В этом году мы познакомили дошкольников с такими сказками,как  «Серебряное копытце», «Голубая змейка», с интересом ребята посмотрели  мультипликационные фильмы «Великий полоз», «Синюшкин колодец», «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка».
Знакомство дошкольников с творчеством Бажова    осуществляется во взаимодействии с библиотекой. Так во время посещения библиотеки имени Ю.Н.Либединского дети познакомились с произведениями из сборника«Малахитовая шкатулка». Была представлена презентация слайдов по сказам П.П.Бажова, вошедших в сборник.
ТворчествоБажова–многогранно по своему содержанию и предоставляет возможность не ограничиваться работой над произведениями, но и продолжать деятельность в этом направлении, знакомя дошкольников с бытом и традициями народов Южного Урала (жилище, одежда, игры, фольклорнаялексика ).
В нашем детском саду осуществляется планомерная деятельность по приобщению воспитанников к культуре  итрадициям народов Южного Урала. Для этого в 2019 году создан мини-музей «Предметы старины». Посещение мини-музея позволяет детям «вживую»  увидеть предметы обихода и быта,  потрогать их , познакомиться с назначением , узнать из чего они сделаны.
Так,например, в процессе ознакомления с произведением «Серебряное копытце» мы выяснили, что одна из его героинь,Даренканосила с собой узелок с лоскутками. После наводящих вопросов дети предположили, что из лоскутков она делала для себя игрушки –куклы. Детям было предложено сделать самим такие игрушки. Вместе с родителями ребята дома подобрали подходящие лоскуткиткани, из которых впоследствии и были сделаны заготовки «уральской куклы-берегини». Это оказалось интересным занятием не только девочкам , но и мальчикам, которые с удовольствием  мастерили и «одевали » своих кукол.
Также в процессе работы по ознакомлению с творчеством П.П.Бажова   возникла  идея создания альбома легенд и сказов  Южного Урала, в который вошли не только авторские произведения, а также народные предания.
Конечно при работе над таким большим проектом мы не могли обойтись без помощи родителей. Благодаря им , дети смогли не только познакомиться с новым материалом , но и создавать свои поделки и макеты. В частности, были созданы макеты русской народной избы и сцены из сказки «Серебряное копытце.»
Итоговым мероприятием по ознакомлению с творчеством П.П.Бажова стало познавательно-творческое развлечение «Уральский хоровод». В процессе этого мероприятия ребята приняли участие в конкурсе «По следам бажовских сказов», разгадывали загадки, играли в русскую народную игру «Золотые ворота», собирали пазлы-картинки с изображениями героев  сказов, «одели» изготовленную заранее тряпичную куклу по повседневной старинной моде  русского народа ( длинная юбка, платок , передник). 
Подводя итог, хочется отметить, что после проведения всех мероприятий  у детей повысились знания о творчестве П. Бажова, дети знают  биографию автора, названия и содержания его произведений. Также дети знакомы с  художественными особенностями сказов, имеют представления о своеобразии Уральского говора, о культуре и традициях Урала, истории Урала, уральских промыслах.На следующий год мы планируем продолжить работу в данном направлении, разработать с детьми проект «Уральские самоцветы», посетить наш знаменитый выставочный комплекс «Ильменский» ,познакомить детей с драгоценными камнями и полезными ископаемымиУрала , ну и естественно будем продолжать знакомить ребят с другими произведениями нашего великого сказочника Павла Петровича Бажова.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.