Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших дошкольников

Автор: Румянцева Людмила Витальевна

Актуальность темы связана с тем, что активизация познавательной деятельности и формирование познавательной активности выступает не только как сложная педагогическая проблема,  но и как важнейшая социальная задача. 

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Все авторы, занимавшиеся исследованием этого  считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Кроме того, по мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3–5 лет является сензитивным периодом для её формирования. Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно.

Решающим фактором её развития, является общение ребенка с взрослым человеком: педагогом, родителями и т.д. 

С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний,  развивается его ум. Следовательно, среди всех познавательных  психических процессов ведущим  является – мышление. Однако,   Выготский писал , что для дошкольника мыслить значит вспоминать, т. е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения.     Поэтому, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения – это прежде всего активизировать  его память.  Без участия памяти ребёнок  не может ни играть,   ни обращаться с предметами , ни разговаривать. В период дошкольного возраста происходит активное развитие памяти и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию. И здесь, на первое место выходит игровая деятельность  т.к. в ней цель что-то запомнить приобретает для ребёнка реальный конкретный и актуальный смысл, отвечающим игровым интересам.
Поэтому закономерно встает вопрос  о подборе дидактических игр именно для дошкольников младшего  возраста  в соответствии с уровнем развития их памяти, познавательной активности  и условиями современной жизни. Осознанием этих проблем и определяется данная тема.

Теоретическое обоснование и практическая проверка возможности применение различных дидактических игр на развитие непроизвольной памяти , как средства развития познавательной активности младшего  дошкольника. На процесс формирования познавательной активности и непроизвольной памяти  детей младшего дошкольного возраста,огромное влияние оказывают дидактические игры и упражнений  специально подобранные педагогом.

Процесс развития познавательной активности и непроизвольной памяти будет осуществляется быстрее и эффективнее, при соблюдении педагогом следующих условий:
-  систематического использования  специально подобранных дидактические игры и упражнений;
- создания предметно-развивающей среды в группе, обеспечивающей разнообразную самостоятельную  деятельность детей;
-  совместной работе педагогов и родителей.
В своей работе удалось  провести  анализ литературы по данной проблеме и выяснить,что термин «познавательная  активность  ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.  Однако большинство из них считают, что под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания
- Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. По мнению Л.И. Божович развитие познавательной активности проходит путь: любопытство - любознательность - потребность в новых впечатлениях - познавательные мотивы - интересы - активная познава¬тельная деятельность.  
-  Важный источник познавательной активности дошкольника - опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений. А для их усвоения необходима хорошая работа памяти. В дошкольном возрасте память является господствующей психической функцией, в зависимости, от которых строятся все остальные функции. 

Развитию памяти и познавательной активности  способствует дидактическая игра, она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Критериями результативности использования дидактических и развивающих игр к мотивации познавательной активности является диагностика уровня познавательной активности по методике: «Нелепицы» (Р.С.Немов)

Цель: При помощи этой методики оцениваются  представления ребенка об окружающем и о логических связях и отношениях между предметами. Ребенок учится логически рассуждать и словесно выражать свою мысль.

Предполагаю, что данные, полученные при проведении этих методик,   подтвердят  утверждение психологов о том, что чем выше выражен интерес к познанию, тем выше уровень развития психических процессов.

Исходя из диагностики,  можно порекомендовать воспитателю наметить  следующие задачи практической работы.

Считаю необходимым использования метода проекта. Отличительной чертой использования этого метода в дошкольном учреждении является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется реализация самого детского проекта. 

Для данной части исследования мною был разработан познавательно-исследовательский проект «умники и умницы»   При разработке которого,  исходила из того, что познавательная активность формируется посредством создания условий в совместной деятельности взрослого и детей и  в их самостоятельной деятельности и, прежде всего, игровой.

Проект  включает   4 блока .Для каждого блока программы мы подобрали дидактические игры и упражнения, разработали их методическое сопровождение, представили опыт работы, в частности Малышевой по использованию компьютера.   

Подробнее нам бы хотелось остановиться на третьем блоке проекта. Наиболее интересными считаю использование игр-экспериментов  . Такие игры предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение. При этом воспитатель предлагает ребенку действия обследования, адекватные данному объекту: понюхать или попробовать на вкус, потрясти или подуть, согнуть или смять, постучать или разломить и т.д., до тех пор, пока ребенок их не усвоит. При подборе  игр и упражнений  руководствовалась китайской пословицей: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам, игры – эксперименты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему», поэтому и являются незаменимыми для развития познавательной активности.   

Также в  данном исследовании были разработаны рекомендации для родителей. Проект «Умники и умницы» предусматривает, что родители должны стать непосредственными участниками образовательного процесса.   Поэтому, для взаимодействия родителей с детьми  воспользовались картотекой игр на развитие познавательных процессов и мыслительных операций.  Автор  Меркулова Н.Г. Продуктом проектной деятельности является совместный с родителями вечер развлечений « Умники и умницы».

В требованиях  государственного стандарта записано, что ребёнок должен быть любознательный, активный, интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире .  Это все зависит от уровня сформированности познавательной активности.   

В своей работе удалось  доказать, что использование воспитателями и родителями  специально подобранных игр и упражнений  может дать стойкий эффект, что подтвердит выдвинутую гипотезу.

Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.