Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ для решения задач математического образования дошкольников

Автор: Полева Людмила Леонидовна

В «Законе об образовании в Российской Федерации» в статье 44  «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» в п.1 указывается, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Также взаимодействие  детского сада и семьи – один из основных принципов дошкольного образования, представленных в Федеральных государственных образовательных стандартах. 
В соответствии с этим, перед педагогами  дошкольной образовательной организации стоит цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. 
Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Решение этой  проблемы отражено в многочисленных исследованиях: условий формирования познавательного интереса к математике (Л.Н. Вахрушева), способов гуманизации математического образования (Е. В. Соловьева), совершенствования содержания дошкольного образования (Л.К. Горькова), становления представлений ребенка о массе предметов (Н.Г. Белоус), о величине предметов и способах их измерения (Р.Л. Бере¬зина), развития умения решать логические задачи (З.А. Грачева, Е.А. Но¬сова). Ряд работ посвящен преемственности методик обучения младших школьников и дошкольников (Е.Э. Кучерова), методической подготовке педагогов к управлению математическим развитием (В.В. Абашкина).
Актуальность данной работы заключается в том, что понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, в которых они используются.
    Таким образом, ФГОС ДО  предполагает активное вовлечение родителей в образовательный процесс, совместное решение психолого-педагогических задач основной образовательной программы, в частности задач математического образования.
Однако в своей деятельности столкнулись с противоречием между необходимостью организации математического образования дошкольников в соответствии  с нормативными документами и практической неразработанностью этого вопроса в современных условиях.
 Мы постарались найти ответы на вопрос: как вовлечь родителей в образовательный процесс по  математическому образованию дошкольников с учетом  ФГОС ДО? Решение данной проблемы, по нашему мнению, будет способствовать реализации  задач формирования математических представлений. 
    Анализ  теоретических исследований, нормативных документов,  практических рекомендаций позволил нам определить этапы работы, сформулировать задачи и наметить пути решения  выявленных проблем.
На первом этапе разработали перспективные и календарные планы, так как вся образовательная деятельность воспитателя начинается с планирования. 
В соответствии с ФГОС ДО внесли изменения в структуру планирования образовательной деятельности на конкретный день, неделю и  выделили следующие блоки:
1. Совместная деятельность воспитателя и детей:
  • непосредственно образовательная деятельность (занятия по решению задач математического содержания)
  • образовательная деятельность в режимные моменты
2. Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников.
3. Взаимодействие с родителями по вопросам математического образования детей.
При планировании  учитываем схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в самостоятельной  деятельности. 
    На втором этапе,  в соответствии с решаемыми задачами и содержанием математического образования  определили различные формы взаимодействия, т. е.   способы организации  совместной деятельности и общения. Основная их цель – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение  в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. В практике работы мы  стараемся  наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества. 
    На третьем этапе осуществляли  математическое образование воспитанников, активно используя следующие формы взаимодействия с семьей:
  • Родительские проекты «Город цветных человечков»,  «Такие разные цифры», «Меры измерения».
  • Создание макетов  «Город Смешариков», «Город красного гнома».
  • Конкурсы «Весёлые цифры», «Круг, шар, сфера», «Такие разные линии видим мы вокруг».
  • Групповые коллекции монет и денежных купюр.
  • Привлечение родителей к созданию развивающей математической среды (предметы с необычными или красиво оформленными цифрами).
  • Творческие задания: придумать и оформить забавные персонажи-цифры, сочинить  математическую сказку.
  • Совместное проведение праздников – сенсорных («Праздник семян (шишек)», «Легкие, воздушные, ветерку послушные») и итоговых («Праздник цвета», «В Математическом царстве-государстве»).
  • Игровое взаимодействие ребенка с родителями.
  • Совместное изготовление демонстрационного материала.
  • День открытых дверей в математической игротеке.
  • Игры-тренинги.
  • Совместный подбор индивидуального  раздаточного материала.
  • Привлечение к организации и участие в событии недели.
  • Домашнее  исследование-практика (Измеряем жидкие и сыпучие вещества. Тонет- не тонет. Я – фокусник.).
  • Изготовление костюмов, персонажей для математического театра.
  • «Встречи с интересными людьми» - учитель математики, экономист.
В комплект методического обеспечения входят  развивающие книги  «Моя математика», каждая из которых выполнена с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Как и предлагают авторы примерной  программы «Радуга», мы используем  их для закрепления с ребенком изучаемого материала  в семье.  Малую часть работы  дошкольник выполняет  дома с родителями, дополняя лист найденными картинками и рисунками. Работы детей  оформляются  в рамки и экспонируются  на стенах детского сада или дома. Дети очень гордятся своим трудом и любят показывать  работы всем, кто приходит в гости.
Для работы в ходе непосредственной образовательной деятельности в тетрадях «Моя математика» детям необходимы картинки. Предлагаем родителям   дома заранее вырезать  их для своего ребенка и сложить в конверт. В старшем дошкольном возрасте дети  делают это самостоятельно под руководством взрослого. Вырезание по контуру – хорошее упражнение для развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации, необходимой для подготовки к обучению в школе.
Родители по просьбе педагогов   организуют  помощь при подготовке материалов для коллективной аппликации, имеющей общее название  (Круг. Треугольник. Многоугольник. Пары. и т.д.)
Вместе с родителями ребенок может выполнить индивидуальную творческую работу.
Предварительное информирование родителей о темах способствует привлечению их  к сбору картинок – материалов для аппликативных работ детей.
    Четвёртый этап — аналитический. Эффективность  образовательной деятельности в этом направлении  подтверждаем  результатами:  усвоения детьми  основной образовательной программы дошкольного образования, в частности  задач сенсорного и математического образования, и диагностики интеллектуальной готовности выпускников к школе.
Эффективность взаимодействия педагогов с семьями воспитанников подтверждают критерии «включённости» родителей в образовательный процесс. Он  отражает количественные показатели,  анализ которых позволил выделить три группы родителей. 
1.    Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Наше взаимодействие способствовало повышению процента этих семей -  с 21% до 55%.
2.    Родители – исполнители, тоже наши помощники, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Незначительно повысился их процент с 26% до 29%. 
3.    Родители – критические наблюдатели. Их стало намного меньше (снижение с 53% до 16 %).
    Таким образом, видно изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса. 
Выдвинутая гипотеза была подтверждена:  в современных условиях осуществить математическое образование дошкольников возможно при выполнении следующих положений: 
-   учет федеральных  государственных образовательных стандартов при организации математического образования дошкольников; 
-   систематичность работы путем  планирования (перспективного и календарного);
- организация математического образования в совместной деятельности воспитателя с детьми  на занятиях и в режимных моментах;
-   вариативность развивающей  среды, стимулирующей  самостоятельное интеллектуальное развитие дошкольников;
-   вовлечение родителей в образовательный процесс посредством различных форм взаимодействия.

Список литературы:
1.    Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г.Якобсон; научный руководитель Е.В.Соловьева/.- М.: Пр., 2011
2.    Ерофеева Т. И. и др.  Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
3.    Соловьева Е.В. Формирование математических представлений детей 2-7 лет. – М.: Пр., 2010
4.    Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. – М.: Пр., 2001.
5.    Метлина  Л.С. Математика в детском саду.- М.6Пр. 1997.
6.    Социальное партнёрство детского сада с родителями: Сборник материалов /Сост. Т.В.Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
7.    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 
8.    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года.


Поделиться с друзьями:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.